(комментарии здесь
http://community.livejournal.com/0bshinnost/334339.html)
На самом деле варн 4 и это не касты, что мы видим на примере существования касты неприкасаемых в Индии - рабочей прислуги, даже прикосновение к которым оскверняет нормальных людей. То есть касты - это слои в общественной пирамиде власти, однако, - слои привязанные к профессии. Например, как сейчас каста банкиров. И кастовая система всегда портит характеры, так как является системой сохранения разделения и эксплуатации.
Варны (цвета) характеризуются, во-первых, личным характером, а во-вторых, соответствующей характеру профессией. Требование наследования варны кажется мне более биологическим, чем социальным - общественным для хорошо устроенного общества, то есть наследование - это хороший ход для плохо устроенного общества. Видно, что наследование (в Индии) позволяет сохранить традицию, но не позволяет сделать практику традиции достаточно совершенной. Собственно работа брахмана - учителя (если не брать только волшебные обряды, в т.ч. и христианские) заключается в сохранении и применении философии, как основ характера и устройства общества, дающих гармонию - единства в жизни. Однако, действительно новое общество в основе должно состоять только из брахманов (учителей, каждый должен уметь при случае быть учителем) по складу характера, то есть эти самые брахманы должны освоить все 4 рода профессий, включая и практическое производство, а с другой стороны и какие-то представители всех - профессий должны стать брахманами и по складу характера, и по основным по знаниям. Практика показала, что представление о том, что практический работник - исполнитель, или самостоятельный исследователь, организатор, предприниматель, или планировщик, сбытовик, поставщик и теоретик-мечтатель могут иметь порочные, не брахманские характеры - оказалось нежизнеспособным. Люди, имеющие достаточно хорошие -учительские- характеры и знания, должны освоить все необходимые для общества и жизни профессии и стать основой гос. общины. Коллегиальной, естественно, никак не патриархальной (монархической), или матриархальной (семейной) общины.
http://www.nb-info.ru/nb/economic_models.htm Максим Журкин. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАСТОВЫХ СИСТЕМ
Пробежав беглым взглядом, по истории известных нам цивилизаций, можно отметить, что общины, структура которых зиждилась на принципах коммунистического общежития, существовали там всегда.
Прежде всего, это монашество в тех религиях, где оно присутствует. Затем к этому же типу можно отнести сектантские общины разных культов, порою малые этносы внутри больших классовых и сословных обществ, философские или творческие коммуны новейшего времени или, наконец, политические подполья с разветвленной налаженной сетью. Зачастую в древних обществах понятие подполье и секта могли совпадать.
Своеобразным прародителем всех этих замкнутых социумов с которого они заимствуют свою структуру является всё то же древнейшее племя - союз людей связанных кровным родством и духовной общностью во имя выживания и развития их коллектива. Естественно где-то может выступать более важным кровное родство, как в этносах, где-то общие идеи или культ, как в сектах или подпольях.
Но самое интересное заключается в том, что древние племена вовсе не исчезли до конца, они и сейчас составляют основу любого из обществ. Просто племена превратились в современные семьи, распавшись на более мелкие социальные ячейки.
Любая семья, имеющая потомство, является, в принципе подобной же микрокоммуной, миниатюрным племенем и кровно-родственной общиной. Ведь даже самое крупное объединение людей первобытности, какое-нибудь крупное мегаплемя являлось просто большой разросшейся семьёй.
Духовная власть - подчинение авторитету родителей, а так же семейные обычаи, традиции и ритуалы (допустим празднование нового года), и культ предков (посещение могил умерших родственников), все эти рудиментарные проявления духовной власти присутствуют даже в современных маленьких семьях урбанистического ландшафта.
Ведь даже в религиозных общинах - там где духовная власть проявляет себя наибольшим образом вся иерархия строится, как подражание кровно-родственной. Верующие называют себя братьями и сёстрами, а своих духовных лидеров - отцами, патриархами.
Собственно упадок духовной власти жречества, с образованием классовых и сословных обществ идёт параллельно упадку семьи. Изначальные крупные племенные объединения с развитием современной цивилизации всё более дробятся на более мелкие родовые союзы - кланы, роды семьи, доходя почти до полного измельчания в рамках современной цивилизации - двое родителей и один ребёнок. Разрушение крупных родовых общностей приводит в упадок и духовную власть - она вырождается до рамок утилитарных развлечений и жреческую касту, которая становится всего лишь интеллектуальной обслугой других правящих слоёв.
Возможно, с деградацией духовной власти в современном постиндустриальном обществе связан такой большой рост психических расстройств, стрессов, наркомании, алкоголизма и прочих перверсий, которыми страдает сейчас человечество.
За десятки тысячелетий, которые правила человечеством жреческая каста она смогла свои инструменты духовной власти буквально вживить в сознание человека. Кризис жречества в последнюю эру привёл к кризису массового сознания. Потеря идейных ориентиров есть громадное насилие над человеческой психикой. Индивидуализм вообще не свойственен человеческому виду. Поэтому современная капиталистическая цивилизация, агрессивно навязывающая культ эгоизма и гедонизма жестоко травмирует сознание людей, разрушает архетипы коллективного бессознательного, что неизменно приводит к неосознанному стрессу, в состоянии которого живут массы людей в наше время, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мир современности безумен с точки зрения древнего человека абсолютно.
Какие же экономические свойства и особенности присущи экономике древних племён, замкнутых коммун, монашеских общин и т.д. Определённо можно сказать, что подобный способ производства и обмена является наиболее экономичным и рациональным. Это принцип всё тех же «ножниц» прибавочного продукта - добровольный, а, следовательно, мотивированный и эффективный труд создаёт максимальный прибавочный продукт, при минимальном его общинном потреблении. Почему же потребление будет минимально?
Да потому, что даже при отсутствии намеренно насаждаемого аскетизма в быту любых коммун отсутствует принцип престижного потребления. Статус и власть внутри подобной общности определяется не повышенными нормами потребления материальных благ. Поэтому автоматически отпадает необходимость в трате ресурсов на демонстрацию своего общественного статуса - не нужны не используемые жилые площади, дорогие машины, ювелирные изделия и прочие статусные игрушки престижного потребления, к которым стремится человек в других общественных системах. Любая коммуна, как более приспособляемый организм, всегда использует ресурсы более рационально и выживаемость её в суровых условиях выше, чем у других общественных систем. В гораздо большей степени она способна аккумулировать ресурсы на общие нужды.
Можно возразить, что и при воинской формации происходит подобная аккумуляция труда и ресурсов - ножницы эксплуатации (максимальный труд, при минимальном потреблении).
Да но в условиях принуждения насилием приходится ещё содержать громадный штат надсмотрщиков и бюрократии, которые в значительной мере прожирают прибавочный продукт.
Государственная машина штука не дешевая.
При коммунистическом же общежитии, когда подобный труд доброволен - необходимость в содержании этого громоздкого непроизводящего штата отпадает. И избыточный продукт может направляться на общее благо коллектива - образование, медицину, досуг и прочие общеполезные блага.
Экономика коммунизма это экономика счастья. Традиция аскетизма и умеренности существовавшая всегда внутри жреческих (монашеских и культовых общин) так же производная от опыта коммунистического общежития. Чем скромнее образ жизни каждого члена коллектива, тем больше возможности в накоплении благ общностью в целом. Монашеский образ жизни - общие трапезы, проживание не в отдельных домах, а кельях это отражение экономической целесообразности.
На основании вышесказанного можно вывести принцип коммунистического общежития - чем выше элемент коммунизации быта любой общины, тем дешевле ей обходится содержание каждого отдельного её члена.
Суть коммунизма - интенсификация коллективного производства, при минимализации индивидуального потребления.
В отличие от экономики формации собственников - капитализма, которая стремится всегда к экспансии и безграничному росту, для коммун основанных на духовной власти характерна экономика равновесия. Достигая определённого баланса с ландшафтом и окружающей средой, она замирает и может так существовать века без существенных трансформаций. Пример тому - история многих изолированных племён или храмовых общин, монастырей. Они поддерживали свою микросоциальную среду порою веками. Накапливая при этом значительные культурные, а в случае с монастырями и научные достижения.
В условиях глобальных проблем современной цивилизации - экологических, экономических, демографических - тип экономики замкнутых коммун представляется, во многом, способом решения этих проблем. Только они могут обеспечить такую форму существования человеческой цивилизации, когда она достигнет баланса с окружающей средой, а не будет её разрушать.
Человечество неизбежно в финале вынуждено будет прибегнуть к подобной форме самоорганизации. Главное, что бы это случилось до, а не уже после грандиозных катастроф и катаклизмов, под воздействием общего разума человечества, а не в нуждах выживания.
Критики могут возразить, что подобная система застойна и не способна к динамичному развитию.
Но вряд ли эту формацию можно считать застойной, просто развитие в ней представлено несколько в ином ключе. Ведь именно в храмовых и монастырских общинах в течение веков сохранялись знания, делались научные открытия, причём в фундаментальных сферах - химии, физике, астрономии, медицине. Открытия сделанные древними жрецами Шумера, Египта, Китая лежат в основе прогресса человечества. Наука, оторванная от необходимости её обязательного утилитарного применения и взятая за самоценность, может достичь небывалых теоретических высот. А главное жреческой касте никогда бы и в голову не пришло употреблять высокие знания и гениальные достижения человеческого ума, для массовых убийств - то, к чему всегда стремится каста воинов (отравляющие газы и смертоносные бактерии, механические чудовища и ядерное пламя, способное уничтожать города), появление всего этого разнообразия. Следствие утилитарного применения науки кастой воинов.
В заключение следует отметить, что у столь совершенной социальной модели, которая создаёт жреческая каста имеется один существенный недостаток - она не может распространяться на всех людей. И в этом одно из главнейших открытий теории кастового коммунизма. Коммунизм, как тип общества не для всех, по определению.
Данная система действует только тогда, когда сильна духовная власть, скрепляющая общины те энтузиазм и добровольное желание трудиться на общее благо. Когда моральный фактор пропадает или угасает - система рушится.
Возникает вопрос - куда девать людей, которые добровольно не захотят подчиняться общим правилам, а такие будут всегда. Наказывать и принуждать их нельзя поскольку это полностью изменит суть общества - духовная власть автоматически испарится.
Их можно, только как в племенной древности - куда-то изгнать, в данном случае в другие системы, где действуют иные правила и другие формы власти. Таким образом, установление всемирного коммунизма неизбежно приведёт к возникновению кастового общества, где главенствовать будут жреческие общины, те же кто не вписываются в них будут проживать в отдельных разграниченных социумах с иными правилами. Победа идей абсолютного равенства, диалектически приведёт к обществу тотального разграничения и неравенства, где каждая каста будет жить своей раздельной духовной социальной и экономической жизнью под контролем жречества.
Хорошо это или плохо - вопрос философский. Карл Маркс был прав - коммунизм действительно неизбежно наступит на всей земле. Но только представлять собой он будет не лучезарную идиллию, а кастовый строй - необходимость для общего выживания человечества.