Вожак "волчьей стаи" - Игорь Волк

Apr 11, 2017 14:01

Оригинал взят у karhu53 в Вожак "волчьей стаи"
Вожак "волчьей стаи"
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики
Лётные лики


Игорь Петрович ВОЛК -  лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».
Родился 12 апреля 1937-го в Змиёве, что на Харьковщине. Учился в средних школах в Змиёве, Уссурийске в Приморье и Курске.
Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил там в апреле 1954-го.
С 1954-го - на действительной службе. В 1956-м досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ). С 1956-го служил лётчиком в Бакинском округе ПВО. Летал на Ил-28, Ту-16. Вышел в запас в 1963-м С 1963го старший лейтенант, с 1987-го - полковник запаса.

Общий налёт - более 7000 часов, из них в испытательных полётах - более 3500 часов. С 1965-го - лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966-го - лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969-го - лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971-го - лётчик-испытатель 1-го класса. С 1984-го - космонавт 3-го класса.
В 1963 - 1965-х прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей ЛИИ им. Громова, с 1965-го - на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре ЛИИ. В 1995 - 1997-х работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ. Уволился из ЛИИ 26 февраля 2002-го. Без отрыва от основной работы в 1969-м закончил МАИ.
За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».



В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976-го проводил испытания дозвукового аналога орбитального экспериментального - МиГ-105.11 (начальный этап).

12 июля 1977-го зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». В конце 1978-го назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ. В ЛИИ им. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И.П. - командир, Левченко А.С., Станкявичус Р.А. и Щукин А.В. (первый набор).
С апреля 1979-го по декабрь 1980-го прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Гагарина, 12 февраля 1982-го ему присвоена квалификация космонавт-испытатель.
Ярослав Голованов отметил:
Анохин подвёл меня к молодому белобрысому парню, почти альбиносу, и сказал:
- Запомни, Ярослав, я летаю настолько же лучше Нестерова, насколько этот парень летает лучше меня! Запомни его имя: Игорь Волк!
Потом мы разговаривали с блондином, оказавшимся относительно трезвым. Я говорил, что хотел бы написать о нём, он отвечал, что это невозможно, поскольку его испытательная работа глухо засекречена.
С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к космическому полёту в составе основного экипажа совместно с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьёвым, но в связи с изменением программы полётов станции «Салют-7» был выведен из экипажа.


С 26 декабря 1983-го проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984-го) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьев, Атьков) - «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта - 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Персональный позывной - «Памир-3». В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур - Ахтубинск - Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости. Как считает сам Игорь Петрович, главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере.



В ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля - БТС-002 ОК-ГЛИ. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичюсом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме.
Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И.П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. Громова ("волчья стая").
Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995-го оставался в составе отряда космонавтов.
Президент Всесоюзной федерации тенниса СССР в 1986 - 1990-х. Президент Федерации любителей авиации с 1988-го. Член Исполкома «Движения зелёных» с 1989-го.
Был первым вице-президентом Федерации космонавтики России, председатель Исполкома ФКР в 2003 - 2005-х.


Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, медалями «За заслуги в освоении космоса» и другими.
В Змиёве в честь Героя был установлен памятный знак.

Умер 3 января 2017 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.

космос, Жуковский, авиация

Previous post Next post
Up