На чем погорел Маркс?

May 10, 2016 15:22


Но начнем мы, для более полного понимания проблемы, с хорошей новости - а на чем, собственно, «поднялся» Карл Маркс?

А реально поднялся он, как философ, на идее, что человек и его разум НЕ являются отправной точкой социальности. По сути, Маркс кинул вызов всей философии Модерна и его культу разума и индивидуальности. Не будем сейчас своими словами пересказывать, а лучше процитируем его работу «К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ».

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения. Совокупность этих производственных отношений составляет реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

На самом деле, с этой идеей, Маркс опередил свое время, сделав мощный философский задел на будущее - в так нами любимую виртуальность Постмодерна.

В итоге, по Марксу, нет никакого смысла перевоспитывать ни отдельных людей, ни отдельные группы. То есть, бесполезно объяснять эксплуататорам, что они плохие и надо бы им исправиться, так как  их сознание «затуманено» частной собственностью. Необходимо, таким образом, насильственно изменить экономический базис общества и вот тогда эксплуатация и несправедливость будут объективно искоренены.


А погорел Маркс на том… ну всем известно - на чем. При реализации социалистического проекта в России оказалось, что отсутствие частной собственности на средства производства не устраняет иерархию, эксплуатацию человека человеком и, соответственно, несправедливость. Обещанного «свободного труда» в радость так и не получилось.

НА первом этапе эта проблема скрывалась за огромными темпами экономического роста СССР и соответствующего взрыва социальной мобильности. Огромное количество советских людей «рвануло» по социальной лестнице наверх. На втором этапе, когда социальные лифты «притормозили» свой ход, иллюзию справедливости поддерживал перманентный рост потребления. Когда в 80-ых годах социальные лифты и рост потребления окончательно схлопнулись - схлопнулся и советский проект.

Оказалось, что построив в СССР высокоразвитое  индустриальное общество и убрав частную собственность, мы не просто не смогли избавиться от репрессивной по своей сути иерархии, а наоборот - только сделали ее более изощренной. Даже если  теоретически ( по книжке) смоделировать коммунистическое общество, все равно непонятно  - куда, в итоге, денется репрессивная социальная дифференциация?

В итоге, мы приходим к печальным выводам, что коммунистический экономический базис не порождает «автоматом» справедливое общество. Не исчезает никуда социальная дифференциация даже при условии реализации принципа «каждому по потребности». И как нам кажется, теоретический вопрос «справедливой иерархии» так и прошел мимо Маркса.

Возможно, мы ошибаемся, может действительно классиков плохо читали. Поэтому предлагаю такой импровизированный конкурс. Кто предоставит цитату из Маркса, Энгельса по вопросу «критерии социальной иерархии при коммунизме» - тому 500 жетонов. Аналогичная цитата из Ленина, Сталина - 250 жетонов. Вариации лозунгов типа  "все будут равны" и "эксплуатации не будет" - не предлагать!

СССР, прямая демократия, социализм, марксизм, демократия

Previous post Next post
Up