Мой комментарий: Теория и практика (единая любовь или церковь) христианства и индуизма (единство или брахманизм) - достаточно сильно отличаются. То есть, при желании, теорию можно использовать правильно. Ключом здесь является единство и уважение личности; и единство не в именах, иерархах, не в точном совпадении взглядов на неизвестное, неведомое, но единство в единстве, - в принципиальных элементах мировоззрения с точки зрения их пользы для единства и уважения пути каждой личности.
http://kodola.livejournal.com/ пишет в
http://community.livejournal.com/ru_politics/17838093.html?view=243201037#t243201037 Стать Человеком.
«Высшие принципы наших устремлений и суждений даны были еврейско-христианской традицией»
А.Эйнштейн
Горят костры, распространяя запах серы - Во имя веры! Во имя веры!
Автор
Последние мировые события, начавшиеся в 2006 году с публикации пресловутых карикатур на пророка Мухаммада, и продолжающиеся до сих пор расшаркиваниями политиков всех рангов перед различными религиозными конфессиями, обнажили тщательно скрываемую проблему: часто именно религии являются источниками международных конфликтов и войн. Потому вполне позволительно рассмотреть последние три тысячи лет истории человечества не только как историю развития монотеистических религий, но и как историю войн.
Забегая вперёд, можно сказать, что эта история (наша с вами история) благодаря появлению монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама) чётко разделена на две основные части.
Часть I. Оптимистическая.
Жили-были на Земле разные народы. Каждый из них имел свои мифы (устную историю), своих богов (объяснение природных явлений) и своих жрецов (людей, трактующих два предыдущих пункта). Народы эти не знали цивилизованности в нашем, европейском понимании, а потому воевали друг с другом кроваво и жестоко. Правда, цели их войн выглядели мелковато по сравнению с сегодняшним временем. Не войны, а так - мелкий и крупный грабеж. Отнимали землю, скот, приобретали рабов... Все объекты этих локальных конфликтов можно назвать одним словом - добыча. Немногим позже люди стали воевать за золото и власть, как средства подъема по ступеням социальной стратификации. Но сей факт нисколько не менял суть военных целей.
Любой захватываемой территории были присущи свои природные явления, и, как следствие - свои божества, которые в дальнейшем ассимилировались захватчиками. Древняя история полна подобных примеров. Например, римляне переняли у древних греков весь пантеон богов, и, кстати, ни мало этому не беспокоились.
Это наблюдение приводит нас к следующему утверждению: войны прошлого никогда не велись по идеологическим мотивам. Никто не пытался объявить своего бога или свой взгляд на устройство мира «самым правильным» и навязать его покорённым народам. Изучая историю древних цивилизаций, мы сталкиваемся с такой системой свободомыслия и веротерпимости, о которой в наше время остается только мечтать. Апогей этой свободы пришелся как раз на времена Римской империи: захватывая каждую новую область мира, языческие императоры приказывали возвести в центре империи - Риме - храм нового «захваченного бога». Эти действия совершались для того, чтобы каждый новый подданный империи ощущал себя полноправной частью свободного и веротерпимого государства, где он мог исполнять свои религиозные обряды безо всякого смущения и боязни. Суть «примирения» богов была проста: власть государственная считала своим долгом не вмешиваться в дела религиозные, на деле воплощая прагматический принцип: молись кому хочешь, но налоги плати исправно. Но языческий идеализм закончился с появлением новой мировой Идеи - Идеи Единого Бога.
Часть II. Пессимистическая.
Наверное, есть смысл в кратком освещении истории появления этой коварной для человечества идеи. Малочисленная, но очень воинственная группа семитских племён изобрела эту «национальную идею» как средство самоидентификации. Захватив небольшое количество земель, они на корню изничтожили представителей конкурирующих культов, подробно зафиксировав свои действия в книге, в дальнейшем названной Торой. В этих полуисторических сообщениях впервые подробно была разработана идеология ведения «религиозной» или «священной» войны. С тех пор именно в текстах монотеистических (единобожеских) религий всегда отводилось достаточное место теории войн. «Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом. И разрушьте жертвенники, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того» (Вт, 12, 2-3).
Спустя почти тысячелетие группировка победителей раскололась, породив следующее ответвление, пророк которого заявил прямо: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю я вам…» (Лк, 12,51) и «…Кто не со мною, тот против меня!». (Мф,47,30) Его последователи составили из Торы и жизнеописаний пророка книгу, которую назвали «Книгой» - Библию. Ещё через несколько столетий следующий представитель всё тех же племён произнёс: «И убивайте их, где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали: ведь соблазн - хуже, чем убиение!» (Коран, 187(191)). Кстати, Коран вобрал в себя основных персонажей Торы и Библии. Проповедь идей, изложенных в Торе, Библии и Коране привела к уничтожению миллионов тех, кто был «не с ними».
Так чем же для здравомыслящего человека могут отличаться эти три религиозных течения, которые и сегодня, мягко говоря, не совсем дружелюбны не только друг к другу, но и ко всем, кто не разделяет их взгляды? Какое позитивное мировоззрение могут нести три ветви «святого семейства», тысячелетиями пропагандирующие абсолютное пренебрежение к чуждым им культурам, и утверждающие это мировоззрение в умах миллиардов людей? Как выглядят люди, использующие военную идеологию для насаждения всеобщей любви? Интересно, что институт проповеди также появился только с приходом монотеизма. А что есть проповедь, как не прямое насилие над свободным мнением человека? И что же сегодня проповедуют нам эти деятели? Чему собираются учить в школах и детских садах? Привилегии одних над другими? Может быть, хватит? Настала пора взглянуть в корень этой проблемы и попытаться найти если не решение, то хотя бы путь к нему.
Дело в том, что великая Идея «Единого Бога» (как бы это не называли) упала на благодатную почву. Наука этология, изучающая поведение животных (а человек, при всех его достоинствах, всё-таки - млекопитающее), пришла к выводу: большинство видов животных стремится к построению иерархической структуры в стае или стаде. Подобное поведение заложено и в генах человека. Идеальная иерархическая структура (построенная по принципу пирамиды) в человеческом обществе всегда выливается в тоталитаризм. Но такая структура противоречит самому смыслу жизни, потому что всякое развитие в этот момент прекращается, сама же структура со временем деградирует и самоуничтожается. А гены-то куда денешь? И природа нашла хитрый выход: пирамида строится усечённой. Отсутствие законченной верхушки - пусть малая, но возможность развития. Есть место для небольшой драки наверху, а нижним этажам пирамиды остаётся возможность наблюдения и обсуждения. При этом создаётся видимость деятельности и движения вперёд.
Как известно, свято место пусто не бывает, а потому, если создание «верхушки» в лице реального Вождя, Идола, Отца и Учителя невозможно, его… придумывают. Так и появляются «страшные и великие боги», которых любят. Потому что любовь к «Высшему Существу» - это замещение страха перед ним же. Об этом вам популярно расскажет любой психолог, изучавший феномены тоталитарных обществ. Так есть ли выход из этого замкнутого с виду круга? Или мы навсегда останемся животными?
Часть III. Идеалистическая.
Выход, как ни странно, прост. Иерархическая структура всегда основана на агрессии. И чем слабее животное, чем на более низком уровне пирамиды оно находится - тем сильнее выход естественной агрессии, также заложенной на генном уровне. А человек, как известно, самое слабое из животных - у него нет острых когтей, крепких зубов, мощной шкуры и быстрых ног. Потому и агрессия человека (особенно массовая агрессия) - самая сильная в животном мире. И хотя человечество давно изобрело все возможные виды оружия - от копья до атомной бомбы, - оно сохранило древний уровень агрессии, присущий Самому Слабому Животному. Интересно, что сильные животные - слоны, львы, бизоны - фактически не проявляют агрессии, если только не нарушаются границы их территорий или не создаётся прямая угроза их выживанию. Так что выход нам подсказывает сама природа - стать сильными. Человек перестанет быть агрессивным лишь тогда, когда станет сильным как в физическом плане, так и в психологическом. То есть, каждый индивидуум станет самодостаточным, не боящимся своих взглядов (пусть даже отличных от большинства), способным ярко и чётко формулировать и утверждать свою точку зрения. Только тогда Человек перестанет быть Животным. И только тогда мы изживём в себе последнюю животную черту - тягу к преклонению перед «Великими Идеями», которые всегда приводят к уничтожению себе подобных…
© Кодола О.Е. 2008
P.S. Так что учить детей почитанию застарелых традиций, не способных вместить в себя всё многообразие нашего скоротечно меняющегося мира - это оставлять и оставлять Животными каждое новое поколение Человечества.