Dec 01, 2013 09:17
Лицериятие, согласно словарю Ожегова, это пристрастное отношение к кому-либо. А свой посыл апостол Иаков начинает словами: "Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица." (Иак.2:1), и далее он показывает, что верующие христиане очень часто пристрастны в своих отношениях - богатого и важного человека с почетом принимают на собраниях, а бедняка с презрением усаживают где-нибудь в неприметном месте, чтоб поменьше видели. Это грех.
Что же означает лицеприятие (греч. προσωπολημψία, "просополимпсия")? Это понятие возникло в церемониальной практике Древнего Ближнего Востока: если кто-то с благоговением падал на землю, то "его лицо поднимали", чтобы тем самым выразить дружелюбие и благосклонность. Но, если такое отношение ради других было односторонне пристрастным, то это "лицеприятие" обретало негативное значение. Судьям такое "пристрастное уважение" оказывать строго запрещалось (Лев.9:15; Втор.1:17; 16:19). Суд должен проводиться только по существу дела, не взирая на то, кто подлежит суду, богатый или бедный. Сам Господь ничего общего не имеет с этим отрицательным "пристрастием" (Втор.10:17; 2Пар.19:7).
В Новом Завете такое лицериятие расценивается как противоположность праведности Бога, и поэтому многократно подчеркивается, что у Бога его нет (Деян. 10:34, Рим.2:11, Гал.2:6, Еф.6:9, Кол.3:25, 1Пет.1:17). Поскольку лицериятие несовместимо с сущностью Бога, верующий христианин не должен "визирать на лица" и обязан хранить свою веру от лицеприятия. Чтобы и Господь не оставил нас, как и мы пренебрегаем порой одними людьми, ради других, - с каким-либо личным расчетом, пристрастием.