С чем есть рок-поэзию

Aug 19, 2009 15:26




Всё же переписал эту статью
___________________________

Осенью 2008 года прошла моя первая поэтическая дуэль. Выглядела она, конечно, не так, как классическая, скажем, в двадцатом веке, но всё вышло довольно забавно и интересно. Одним из «туров» поединка стала дискуссия о рок-поэзии и её роли в современном мире искусства. Актуальная тема.

РАДИО: ЧТО НАМ НАВЯЗЫВАЮТ?

Как часто вы слушаете радио? На этот вопрос, уверен, каждый второй житель, по крайней мере, крупного города ответит: «Редко, только в автомобиле». И это справедливо, ведь в век господства информационных технологий мы имеем уникальную возможность черпать знания из приличного количества источников. В связи с этим, на десяток музыкальных радиостанций приходится одна «серьёзная», т.е. общественно-политическая или культурная, которая преследует немного другие цели. Соответственно, популярность выше у первых, но сделать правильный выбор - вот главная задача! Что слушать? Русскую музыку или иностранную? Депрессивную или оптимистическую? Попсу или рок?..

К чему я заговорил о радио? Каждый из нас волен слушать, что вздумается: покупать понравившиеся диски/кассеты или скачивать отдельные песни из Интернета (что я не рекомендую делать, ведь музыканты должны получать прибыль не только после концертных туров). Но вот, включив приёмник, мы полностью доверяемся голосу извне, который и предлагает нам ознакомиться с творчеством того или иного артиста, независимо от наших вкусов и предпочтений. К сожалению, в последнее время я стал замечать, что моя любимая волна начинает потихонечку отходить от своих традиций и отдавать дань моде: ставить записи групп, члены которых называют себя последователями стиля «рок», но совершенно не походят на Яна Гиллана, Оззи Осборна или Джеймса Алана Хэтфилда. Вы скажете, что понятие «рок» в наши дни очень растяжимо. Да, действительно так, но это не даёт права «музыкантам из гаражей» сочинять откровенно эстрадные песни. Это, что касается музыки.

ПОЭТЫ РОКА

Что до текстов, то тут, простите, беда. Я не утверждаю, что культовые западные группы, основоположники рока, блещут в этом направлении, но наши музыканты в этой сфере оказались вообще, как говорится, ниже плинтуса. Уж простите мне мою прямоту и грубость. Сказать, что они занимаются примитивнейшим рифмоплётством - ничего не сказать. Естественно, не каждая группа «удостаивается» этой критики. Как же забыть «Машину времени», «ДДТ», «Аквариум» или «Арию» (пусть последний коллектив и ругают за то, что он так и не отошёл от «драконов и троллей», хотя такого и в помине не было - вслушайтесь в слова!). К этому ряду можно отнести и «Алису», хотя Константин Кинчев немного увлёкся фолком, но форма, слава Богу, осталось той же. Очень импонирует мне творчество Маргариты Пушкиной и Валерия Кипелова («Лейся песня», «Ария», «Кипелов»), которые уже давно и успешно дуэтом куют замечательные песни. Помнится, один из моих знакомых, варящийся в рок-сфере Петербурга, пошутил: «Все питерские музыканты пишут себе тексты сами, а москвичам пишет Маргарита Пушкина». Доля правды в этом, несомненно, есть, но если имеется потенциал, возможности, навыки, умение, вдохновение и желание, то почему их не использовать? Сам Кипелов признавался, что на одну песню уходит по сорок-пятьдесят вариантов текста… Это и есть качественная работа! И каждому музыканту стоит шлифовать и шлифовать каждую ноту и каждую рифму. Не хочу никого обижать, тем более профессионалов своего дела, но фразы «вчера я» и «там я» (из песни «Амстердам» прославленной группы «Крематорий») хоть и рифмуются, но, как говорится, Пушкин перевернулся бы, услышав это.




Вернёмся же к написанию песен и рассмотрим, для примера, творчество, опять же, группы «Ария». Недавно я читал текстовую версию интервью с Виталием Дубининым и Сергеем Поповым на Интернет-портале «КП» и был немало удивлён: оказывается, слова для песен сочиняются уже после того, как на свет родилась музыка. То есть, создание той или иной композиции «арийцев» начинается с гитары. Интересный ход. Не могу ответить за работу остальных коллективов, но все мои знакомые музыканты на ноты кладут уже готовые слова.

ЖЕНЩИНЫ, СТИХИ И ОБМАН

Неплохо начинали и женщины-рокеры в начале XXI века, но, со временем, они скатились до уровня депрессивных песен для девочек 13-15 лет. Это очень грустно. Зато приятно удивили группы «Flёur» и «Юта» - послушайте, поймёте (но на классический рок, опять же, не тянет). Надо понимать, что музыкальная (и в частности, рок-) поэзия сильно отличается от «литературной» - той, которую мы проходим в школе, в университете, читаем любимой девушке, цитируем на сцене… Задачи у них разные. Поэтому, люди, откровенно стебавшиеся над текстами «Ночных снайперов» в одной телепередаче, декламируя их, словно пушкинские, не совсем правы.

Кстати, стоит уделить внимание и текстам великих поэтов в нашей рок-индустрии. Чаще всего, мне приходится слышать воспроизведение строк Есенина, причём в интересной обработке. А в Сети я наткнулся на Интернет-радио «Маяковский» (http://mayak.live-radio.ru/), где можно ознакомиться с творчеством современных групп, положивших стихи футуриста на музыку (часто играет известная «озвучка» стихотворения «Лиличка» командой «Сплин» - «Маяк»).

Не стоит, также, и верить всему, о чём поют современные певцы, а уж тем более - жить под их «дудку». Говорю я это, находясь под впечатлением от одной из последних песен группы «Наив». Когда вы прочтёте этот обман, вы меня, надеюсь, поймёте:

Открой глаза и посмотри -
Здесь нет ни счастья, ни любви.
Есть только свет фальшивых звезд
И отраженья...

Идёт зомбирование населения. Да, песня звучит в унисон нашей современной культуре. Да, возможно, есть в словах и скрытый от глаз «простого пешехода» смысл, но строки композиции «20 лет одиночества» - ложь. Именно припев запоминается - все остальные слова в памяти могут стереться, поэтому давайте не будем клепать столь негативные песни. Важно помнить, друзья, что наш мир в наших руках. Человек может всё.

ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ

Известный всем Михаил Задорнов когда-то высказал умную мысль, заявив, что понимает, как можно танцевать под попсу, но совершенно не понимает, как можно её СЛУШАТЬ? Этот вопрос, по-видимому, останется без ответа ещё долгое время, но хочется, всё-таки верить, что наши люди одумаются и станут слушать только качественную музыку. Это поможет изменить ситуацию, ведь спрос влияет на предложение…

Игорь Малинин, Generationdotmos

критика, Пушкина, рок, радио, Наив, Аквариум, generation, Ария, Крематорий, Кипелов, журналистика, Флёр, СМИ, поэзия, музыка, Шевчук, ДДТ, Задорнов, фото, статьи, Юта

Previous post Next post
Up