Вчера я вам кое-что обещал. Прошу.
"Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи..."
Каждый день мы встречаемся с бездомными людьми: на улицах, в метро, на вокзалах… Телевидение и газеты ярко освещают эту тему, образ жизни бомжей нам хорошо известен, но есть еще и люди, которые помогают им: кормят, лечат, одевают и моют. О них нам известно меньше, а ведь это такая работа…
НЕЛЁГКАЯ ПРОФЕССИЯ
Храм Царевича Димитрия при 1-ой городской больнице организовал службу милосердия, помогающую потерянным в жизни людям. Три бригады, сменяющие друг друга каждую ночь, объезжают все точки скопления бездомных людей в Москве. В группе четыре человека: водитель, два помощника и бригадир. Сейчас, в зимний период, они собираются рядом со станцией метро Курская, в одной из санитарных точек Москвы, и ровно в 21 час выезжают на это нелёгкое, но достойное дело. «Попадаются разные люди: с язвами, со вшами, с ВИЧ-инфекциями, а также завсегдатаи, которые пьют днём, а ночью ищут тёплую ночлежку и просятся к нам, но получают отказ, так как места в автобусе ограничены, - рассказывает помощник бригадира, Сергей Юрьевич Юлин. - Иногда находим просто обманутых или ограбленных людей, которые попались на уловки мошенников и теперь лишены места проживания»
Мы вошли в комнату, где бригада готовится к рейду: иконостас, лекарства, униформа, учётные журналы - всё это говорит об организованном деле. Там же висят фотороботы и фотографии пропавших людей, ведь служба милосердия помогает не только бездомным людям, но и тем, у кого пропали родственники или знакомые. Встречаются и такие примеры, когда люди просто не могут попасть домой. В этом случае, им дают деньги или покупают билет: так был доставлен на родину безногий серб-инвалид. «Один раз мы пришли на вокзал и увидели сидящего на полу старика лет 85, - продолжает рассказывать Сергей Юрьевич, - спрашиваем: «Долго вы здесь находитесь?», он ответил, что часа два, а на самом деле оказалось, что уже более трёх суток - бедняга страдал склерозом или старческим маразмом. Мы подняли его, повезли в санитарную зону, а он стал сопротивляться этому, посему на протяжении всего пути и процедур нам приходилось бороться. Когда мы нашли его родственников и восполнили семью, то старик, оглянувшись на нас, спросил: «А кто это?» и добавил, что не понимает из-за чего весь сыр-бор, ведь он ушёл за хлебом всего пару часов назад…»
ОНИ ЖДУТ НАС
Второй помощник бригадира - Елена Адольфовна Александрова - собирала в это время вещи, необходимые в поездке, но всё же, нашла время для комментариев к своей работе. Она рассказала об отношениях между работниками бригады и бездомными: «К нам относятся хорошо: ждут на вокзалах в определённое время, приветствуют, а хулиганы считают нас «при исполнении» и стараются не конфликтовать, - поясняет Елена Адольфовна, - конечно, бывали и совершенно противоположные случаи, когда мужской половине бригады приходилось вступать в рукопашный бой с представителями этого общества. Но чаще всего всё обходится нормально. Бездомные приходят на стоянку автобуса, порой, ещё до выезда нашей группы - сейчас сами увидите. И каждый рассказывает свою историю, приводит аргументы - почему именно его мы должны взять с собой на ночь. Но наша задача забрать людей, совершенно неспособных так жить дальше - избитых, замёрзших и тех, кому перевалило за 60 лет».
Тем временем, в комнату вошёл водитель автобуса милосердия - Александр Казакевич - и сообщил, что печка в машине сломалась: «Раньше мы ездили на ЛиАЗе, но его забрали в ремонт. Нам предоставили Mercedes, но в весьма плачевном состоянии, к тому же, он не очень вместителен по сравнению с нашим прошлым автомобилем». Прервал водителя вошедший бригадир, Никита Ярославович Данов, объявивший, что пора выезжать. Шестеро человек в кабине для персонала - очень много, учитывая то, что она рассчитана только на четырёх. Помолившись перед одной из московских церквей, вся наша группа приступила к работе. В дороге между остановочными пунктами, работники службы милосердия беседовали на насущные темы, бригадир даже поднял разговор о грехе аборта. Ещё нам поведали и об организации самого дела, о том, что существует даже база данных, где содержаться разного рода сведенья о «клиентах» службы. Этой сферой вопроса занимается социальный работник. Рассказывали наши попутчики также и случаи из своей практики.
«КАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ВЫ ОКАЗАЛИСЬ НА УЛИЦЕ?»
«О нас нередко пишут в газетах, однако забывают дарить опубликованные материалы, - с сожалением сообщает Сергей Юрьевич. - Не так давно приезжала группа журналистов из Японии - снимать фильм о бездомных и пьющих людях. Съёмки попали именно на дежурство нашей бригады. Меня попросили побеседовать с одной из женщин, которая страдает алкогольной зависимостью, я спросил её: «Почему вы стали пить?», а она не понимала вопроса и лезла целоваться… Мы водили ваших японских коллег по таким жутким местам, что один из них спросил: «А с вами безопасно ходить?». Мы ответили, что с нами им ничего не грозит. Как назло, в тот же вечер пришлось разнимать дерущихся бездомных на вокзале. После драки они нецензурно выражались, кричали, оскорбления были направлены и в наш адрес. Понятное дело, что это проза жизни, но перед заграничными людьми всё равно было как-то неудобно».
На вопрос «как получилось, что вы оказались на улице?» бродяги отвечают: «Вот так», а затем просят сфотографировать их место жительства - лестницу у магазина и матрас. Один из бездомных - Виктор Павлович, как он представился - служил в армии в Москве, а потом жизнь пошла под откос, но почему не говорит. Ещё один бомж, который попросил не называть его имени, рассказал, что очутился на улице после тюрьмы: «Сам я из Казахстана, но вернуться домой не могу - деньги, которые мне дали на билет, пропил. Дурак, знаю. Ничего не поделать. Служба милосердия очень помогает - по возможности нас кормят, выдают заварные супы, сухие макароны «Ролтон», дают чай и сухую одежду. Когда-то я и сам работал здесь: мы - бездомные - убирали парки, скверы, я даже был начальником группы». Вскоре подошёл ещё один бомж, пожаловавшийся бригаде на опухоль ноги, но, оценив ситуацию, работники обошлись лишь мазью.
У одного киоска члены бригады нашли мальчика, лежавшего на земле. Подумав, что он нетрезв, они стали его поднимать, но тут бедняга сказал: «Я не пьяный, у меня зуб болит». То есть парень свалился от болевого шока и совершенно потерял возможность двигаться, по нему даже бегали крысы; его свозили в санитарный отдел, устранили причину боли и отпустили.
ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАЧАЛА
Спонсоры и меценаты у службы есть - она существует только на их пожертвования. Это и храмы, и больницы, и отдельные люди, и даже магазины, которые вовремя не успели реализовать какой-либо товар. Однако в последнее время финансирование резко сократилось, и еду бездомным выдавать перестали (максимум - горячий чай), и теперь круг деятельности бригады сократился до оказания первой помощи, выдачи одежды и предоставления ночлега ограниченному количеству бедствующих людей. Для того чтобы вступить в ряды «Милосердия», нужно пройти собеседование с дьяконом Олегом, руководителем службы. На официальном Интернет-портале службы miloserdie.ru указаны контакты, по которым можно связаться с руководством и предложить свою помощь, ведь сама по себе бригада существовать не может, а дела совершает самые благие, на что далеко не каждый может пойти.
Игорь Малинин (с)
Опубликовано в православном журнале "Лампада" №3 (66) 2009; фото - Евгений Борисов.
Обработанная версия - на молодёжном портале
Generationdotmos.