Добро пожаловать на передачу «Занимательная филология с Игорем Малининым». Как вы произносите слово «маркетинг»? Часто ли вас поправляют? Что вы можете ответить грамотеям, оспаривающим вас?
Сегодня мы быстро и неоспоримо выясним, где ставить ударение в слове «маркетинг». Будем основываться при этом не только на словарных статьях, но и на здравом смысле. Можете сразу посмотреть ответ в конце статьи, а можете сначала изучить аргументацию. В любом случае, вариант будет один. Вперёд!
Всегда помните, что словари не навязывают вам норму. Они её фиксируют. Филологи проводят исследования и на их основании уже пишут словарные статьи. Поэтому я верю, что однажды в словарях появится единственно верная рекомендация по произнесению слова «маркетинг». Давайте же станем говорить грамотно, по-русски, и тогда в словарях действительно закрепится нормальная норма.
Посмотрим в, пожалуй, наиболее авторитетный на сегодня словарь ударений. Это «Словарь образцового русского ударения» (2009; составил его знаменитый и очень уважаемый мною филолог Михаил Абрамович Штудинер).
Я специально по-хипстерски обработал фотографию в «Инстаграме», ведь наша передача называется «Занимательная филология...»
Казалось бы, вопрос о норме снят, ведь вариант ма́ркетинг назван тут предпочтительным. Однако не всё так просто. Давайте перевернём страницу.
А вот и прилагательное: маркетинговый. И уже тут предпочтительно ставить ударение на второй слог. Давайте теперь поразмыслим логически.
Правильно ли говорить ма́ркетинг? Да.
Правильно ли говорить марке́тинг? Да.
Правильно ли говорить марке́тинговый? Да.
Правильно ли говорить ма́ркетинговый? Да.
В общем, говорите, как хотите. Тут, с точки зрения филологии, всё дозволено. Но в самом начале мы обещали апеллировать и к здравому смыслу.
Удобно ли говорить ма́ркетинг? Да.
Удобно ли говорить марке́тинг? Да.
Удобно ли говорить марке́тинговый? Да.
Удобно ли говорить ма́ркетинговый? Нет.
Почему неудобно? Потому что будет пыткой произносить 4 безударных слога подряд. В русском языке максимумом считается, когда подряд стоят два безударных слога (посмотрите на стихотворные размеры, они как бы символизируют). Безусловно, говорить марке́тинговый тоже трудно, но намного меньше, чем если бы ударение падало на а.
А если единственно правильный вариант тут «марке́тинговый», то зачем в существительном ставить ударение на другую букву? Зачем нам мАркетинг, если прилагательное от него всё равно будет «маркЕтинговый»? Здравый смысл говорит нам: единственно верное ударение стоит на втором слоге, на букве е.
Тем, кто говорит, что слово это английское и что ударение в английских словах стоит на первом слоге, можете снисходительно улыбнуться. Пущай по-английски тогда и разговаривают (ох, русофильство). Они что, говорят депа́ртамент, например? Маркетинг (как понятие) уже ассимилировался в русском языке: он склоняется и принял наше ударение. Которое, кстати, в русском языке стремится к середине слова. В английской речи никаких вариантов кроме ма́ркетинга нет, естественно.
Про предмет и цели маркетинга, а тем более про то, что такое маркетинг, поговорим потом. Надеюсь, дорогие друзья, вам понравилось наше занятие.
Вывод: правильно говорить марке́тинг (выделим получше: маркЕтинг, маркетинг, маркетинг). Скажем ещё раз? Правильное ударение в слове «маркетинг» падает на второй слог.
Возможно, вам также понравится выпуск нашей программы на тему «Латиница или кириллица?»
http://igor-malinin.livejournal.com/250632.html