Ясен Николаевич Засурский и Габриэль Гарсиа Маркес (интервью)

Dec 19, 2011 20:16



Фото: dni.ru и lenta.ru

Ясен Николаевич Засурский - президент факультета журналистики МГУ - любезно согласился дать мне интервью, и мы поговорили о его дружбе с величайшим писателем Колумбии - с Габриэлем Гарсиа Маркесом. Вообще, я сейчас пишу большую работу по журналистскому и кинематографическому творчеству колумбийца, и вот как раз для этой работы я и попросил Ясена Николаевича рассказать о своём знакомстве с латиноамериканцем. Невероятно интересное интервью публикуется с согласия моего собеседника.


- Ясен Николаевич, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с Габриэлем Гарсиа Маркесом и какие впечатления остались у вас после этой встречи.
- Я познакомился с ним, кажется, в 1978 году. Он был членом комиссии по коммуникациям ЮНЕСКО. На собрании этой комиссии были также другие известные журналисты, например, основатель газеты «Монд» Бёв-Мери или Эли Эйбл, который был деканом школы журналистики в Колумбийском университете. Задача комиссии состояла в том, чтобы подумать, как должны развиваться СМИ в XX и XXI веке. В результате этой работы была подготовлена книга «Много голосов - один мир». Шли острые дискуссии о том, как развивать наше дело. Тут Маркес всегда выступал за живую, человечную журналистику. Главным его делом, конечно, была литература, но он был также озабочен и развитием периодики. И по содержанию, и по технике.

Я знаю Маркеса как человека, как общественного деятеля, как романиста, как публициста. Я его много читал и даже видел инсценировки его новелл. Он думающий человек, быстрый. В том смысле, что у него очень быстрая реакция на новые идеи. И я как раз застал тот момент, когда он менял свой метод письма, метод работы над текстом. Я с ним встретился через несколько лет на Кубе, и там он мне говорил, что пишет теперь свои книги на компьютере, объяснив это тем, что его зачастую издают в разных вариантах: «Если я пишу на компьютере, у меня остаётся единственно верный экземпляр, который я уже могу предоставить кому-либо для пользования. И тогда не будет возникать разночтений из-за чьих-то опечаток». Маркес считал, что внедрение компьютера в творческий процесс очень полезно, потому что оно обеспечивает одинаковое содержание всех текстов. Один раз написал - и больше не надо.

Дело в том, что не все согласны с тем, что книгу можно хорошо написать на компьютере или даже на пишущей машинке. Есть такой писатель Гюнтер Грасс, с которым я тоже разговаривал о литературе, он выступал за то, чтобы писать ручкой. Он не любит диктофоны, компьютеры, так как это влияет на качество текста. Он говорил: «Когда я пишу ручкой, вместе с чернилами льётся моя мысль, мои образы. Единое целое: моя рука, перо и бумага. И это помогает мне сохранить идентичность моего взгляда на мир». Компьютер, говорит он, отвлекает, а мышечные усилия влияют на характер текста. Он хороший писатель с интересной биографией, но в отличие от Маркеса, он отрицал новые технологии в литературном мире.

Маркес очень кропотливо работает над своими текстами. Он любит фольклор, народные образы, сказания, мифы. Он, конечно, не мистик, но видит таинства жизни и всегда старается уйти от штампов, стереотипов. Я никогда не видел, как он пишет, но он рассказывал. Компьютер, повторюсь, помогает ему избежать ошибок редакторов, корректоров, переписчиков. Но когда я стал выяснять, сразу он пишет или нет, то выяснилось: написание на компьютере - только первая фаза. Потом он распечатывает текст, берёт ручку и правит уже от руки. И вот после этой правки он снова перепечатывает начисто. То был черновой вариант, а потом этот текст одушевляется, если хотите. Маркес обогащает его всем тем, что делает текст текстом романа магического реализма. Вот эта магия приходит вместе с правкой. Так вот он работает.

Он великолепный человек, с хорошим чувством юмора, доброжелательный. Хотя вы знаете, что он и человек-борец, смелый колумбийский публицист. Он прав, когда говорит о том, что нужно дорабатывать текст. Хотя главное, конечно, этот текст написать. Но и обработка очень важна. Возникают детали, которые не просто делают его текст по-настоящему испаноязычным, но делают его текстом Маркеса, с его магией, мыслью, образами. Это человек из Латинской Америки, из Колумбии, его сразу видно из-за образов. Компьютер оказывается элементом сложного процесса творчества.

Ещё к этому я добавлю, что у него был очень хороший учитель работы на компьютере. Это... Фидель Кастро. Его большой друг. Компьютер - это современно, удобно, он обогащает возможности писательского творчества.

- В новой поэме Евгения Евтушенко - «Дора Франко» - рассказывается о том, что каждый колумбиец гордится тем, что он земляк Маркеса. Жители этой страны даже называют себя не колумбийцами, а именно соотечественниками Маркеса. С чем вы это связываете? Ведь даже другие участники латиноамериканского «бума» не настолько популярны в своих странах.

- Для них Маркес - мастер. Маститый мастер. Но кроме того они видят в нём воплощение духа Латинской Америки, Колумбии. Он стал знаменитым благодаря умению проникнуть в магию слов, которые создают особый вид творчества и особое воздействие на читателя. Воздействие, заставляющее войти в мир стран Латинской Америки, жизнь которых связана со сложной, многоплановой и многотрудной историей. Маркес не принимает никакой примитивизации, для него человек многогранен, многосторонен. Маркес отказывается от стереотипизаций, от излишних обобщений в характерах: они очень разнообразны. Он не боится гротеска и разных видов восприятия мира. Это замечательно.

- Я также брал интервью у одного колумбийского журналиста, и он сказал мне: «Габриэль Гарсиа Маркес показал <...>, что каждый из нас имеет огромный потенциал и врождённый талант. Он показал всему миру хорошие стороны нашей страны, о которых многие по ту сторону колумбийской границы не знают». Но вместе с тем он показал и плохие стороны их жизни. В том же романе «Сто лет одиночества» (диктатура, человеческое непонимание). Это больше литература или журналистика?

Я думаю, что это высокая литература, это настоящая литература, которая не случайно называется магической. Потому что в ней нашла место магия Колумбии, магия этого мира, где очень разнообразная природа создаёт особенные ароматы. Мир животных, населяющих Колумбию, шумы прерий, степей, лесов, и горных районов - они все в его творчестве, в конце концов, проявляются. Он не только публицист, он прежде всего романист. Должен вам сказать, он признанный лидер литературы ХХ века не только в Колумбии и Латинской Америке, но и в США. В разговоре с темнокожей писательницей, нобелевским лауреатом, Тони Моррисон, я спросил её: «Кто ваши литературные учителя?» Она ответила: «Они не из США, а из Латинской Америки. Это Габриэль Гарсиа Маркес». Она пишет на английском языке, но и ей всегда был близок своим пониманием жизни этот человек.

- Кстати, на каком языке вы общаетесь с писателем?
- На английском.

- Раз уж заговорили об английском языке и США, то вспомним Хемингуэя. Он считал, что журналистика и литература - две разные стези. А Маркес, как мне кажется, доказал обратное: можно быть одновременно и замечательным писателем, и прекрасным журналистом. А как думаете вы?
- Да, может быть, Маркес и прав, ведь он писал и в разные журналы. Но для него всё-таки главное - магическая атмосфера Латинской Америки. У неё великая история и после путешествия Колумба. Там много интересного оставили те, кто создавал её устное творчество. В Латинской Америке литература - это народные сказания, которые наполнили и творчество Маркеса. Тут даже не в словах дело, а в образах, характерах, поведении. Для этих людей очень важна эмоциональная сторона жизни. Кроме того, Маркес видит в людях не только носителей идей, он видит в них человеческое начало. Человеческое начало, которое передаёт суть жизни, связанную с общением человека с природой и природными явлениями. Ведь краски, звуки той природы заставляют увидеть человека иначе.

- Какая мысль или идея Маркеса запомнилась вам больше всего?
Как раз та идея, о которой я говорил в самом начале. Он верит в прогресс. И выступает за современную журналистику и литературу. И в этом смысле он отвергает противопоставление новой техники литературному творчеству. Хотя, конечно, печать на компьютере - это лишь первый этап его работы.

Беседовал Игорь Малинин.
Факультет журналистики МГУ, 14.12.2011.

UPD В итоге, у меня вышла книга «Мир ясен» - с подборкой подобных интервью, где Ясен Николаевич  рассказывает о своих знакомых великих писателях http://igor-malinin.livejournal.com/282091.html

Много голосов — один мир, Евтушенко, Колумб, Бёв-Мери, литература, Колумбийский университет, магический реализм, журфак МГУ, интервью, Гюнтер Грасс, Маркес, Сто лет одиночества, Эли Эйбл, кинематограф, Дора Франко, Нобелевская премия, журналистика, СМИ, ЮНЕСКО, поэзия, Латинская Америка, Монд, Фидель Кастро, Засурский, Тони Моррисон, США, Колумбия

Previous post Next post
Up