Почем вдохновение?

Oct 25, 2011 21:14

Таня Сохарева написала для журнала «Журналист» статью об искусстве и деньгах, я выступил, скажем так, экспертом в этой области и прокомментировал некоторые положения. Замечу кое-что дополнительно. Собственно, для меня поэзия - это не источник дохода, это хобби (если говорить о выступлениях и книгах), поэтому я совсем не бедствую, а, наоборот, не скован коммерческими рамками в своём творчестве. Кстати, именно тут я первый и последний раз раскрывают финансовую составляющую своей поэтической деятельности. Итак, статья.

Сегодня заработать на «хлеб насущный» можно чем угодно: это вопрос аппетитов и материальных амбиций каждого человека. «Журналист» выяснил, что же предпочитают студенты: стоять у кассового аппарата ради гордого звания «средний класс» или же бедствовать во имя искусства?

По статистике рейтинг самых востребованных специальностей уже не первый год возглавляют продавцы и товароведы, менеджеры по продажам и финансисты. Поэты, художники и прочие творцы, добровольно выбирающие малооплачиваемую профессию в угоду высшим целям, подобными рейтингами демонстративно гнушаются. Очевидно, чтобы избежать соблазна.

Солист радикальной музыкальной группы «Ниргуна» Алексей Сидоренко, к примеру, утверждает, что главный тезис его группы - «свободный вход на концерт всегда и всем». Поэтому, по словам Алексея, на их музыке практически невозможно заработать.
«Мы принадлежим к жесткому антикапиталистическому андеграунду, - рассказывает Сидоренко. - Поэтому вопросов о выступлениях коммерческого характера никогда не возникало. Слишком наш коллектив «стремный» для того, чтобы организаторы концертов платили нам деньги. Если заведение готово нам заплатить за тот шабаш, который мы устраиваем, мы, разумеется, не протестуем. Но такое случается редко. В основном - в провинции».
Группа «Ниргуна», по словам Алексея Сидоренко, чаще всего выступает в клубах, которые готовы принять их без всяких условий. «Организаторы лишь могут попросить привести «не меньше стольких-то человек», чтобы заведение могло заработать на баре», - поясняет он.

Лидер литературной группы АЛОЭ («Авторское литературное общество эгоцентриков») из шести молодых поэтов Игорь Малинин также предпочитает работать «на взаимовыгодных условиях»: «Поэтические вечера мы проводим раз в месяц в каком-нибудь кафе или клубе. Мы предоставляем аудиторию, а клубы - площадку».

Интернету - net

Интернет - прекрасный инструмент обратной связи для молодого писателя или музыканта. Но, разумеется, всегда приятнее видеть свои творения напечатанными на бумаге (в случае с литературой). Если же возможности издаваться самостоятельно нет, всегда можно примкнуть к какому-нибудь литературному объединению. Так, одна страница в сборнике популярного сайта Стихи.ру стоит от 450 до 900 рублей.

«Предыдущий мой проект (Клуб неофутуристов им. Бурлюка) отметился двумя сборниками, - рассказывает Игорь Малинин. - Первый - «Бурлит» - мы издавали за свои деньги. Тираж 300 экземпляров, мягкая обложка и примерно тридцать страниц. Счёт на 26 тысяч рублей (И это я ещё вёрстку сам делал!). Но понятно, что издательство не заинтересовано в распространении книжки. Если 100 % оплачивается автором, то и доход от продаж идёт ему. Второй сборник - «Seethes» - мы смогли издать бесплатно. Нам помогла Международная гильдия писателей. Тираж сумасшедший - 2000 экземпляров! Книжки бороздят всю Европу, продаются на выставках-ярмарках. Это редкая удача, и я очень горжусь, что нам удалось провернуть такое дело».
Записать музыкальный альбом в свою очередь стоит сущие копейки. Если вы, конечно, не хотите звучать качественнее Леди Гаги. «На вопрос, стоит ли идти в кабалу к звукозаписывающим студиям, отвечаем: конечно, нет, - говорит солист «Ниргуны». - Интернет и минимальные навыки работы в соцсетях сделают вас не менее популярными, чем подопечных студии «Союз».
«Первый признак искусства - бескорыстность»

Поэт и прозаик, лауреат премий Русский Букер (2007) и Большая Книга (2010) Александр Иличевский признается, что всегда зарабатывал деньги посторонней искусству деятельностью. В России, по словам Иличевского, невозможно заработать на искусстве. Должна существовать прозрачная система грантов и фондов поддержки искусства, которая, увы, в нашей стране невозможна.

«Впервые я что-то написал в двадцатилетнем возрасте, - рассказывает Александр. - Но предъявить свои вещи решился только восемь лет спустя. Я прислал их поэту Алексею Парщикову, от которого получил достоверную экспертную оценку, после чего у нас с ним завязалась переписка, продолжавшаяся следующее десятилетие, вплоть до его смерти. Разумеется, ни о каких заработках я и не помышлял, потому что первый признак искусства - бескорыстность».

Впрочем, и музыкант Сидоренко, и поэт Малинин во многом разделяют точку зрения писателя.
«Чтобы заработать, нужно мыслить группу в качестве бизнес-проекта и изначально делать ставку именно на рентабельность, - говорит солист группы «Ниргуна». - Но на наш взгляд подобная постановка вопроса выглядит просто кощунственно по отношению к словам «музыка» и «искусство». На эту тему (соотношения творчества и «зелени») за нас прекрасно сказал покойный Егор Летов: «Свято место не бывает без греха».

«Если ты не Быков или Полозкова, искусство останется на уровне подработки, - утверждает Игорь Малинин. - Хотя я лично стремлюсь к другому - к совершенствованию мастерства и общению с публикой».

сборники, Полозкова, литература, выступления, Алексей Сидоренко, журфак МГУ, seethes, неофутуризм, Сохарева, Бурлит, Журналист, АЛОЭ, Букер, журналистика, финансы, СМИ, Ниргуна, поэзия, интернет, музыка, Иличевский, коммерция, Быков, Большая книга

Previous post Next post
Up