May 22, 2016 19:47
Один старый священник, увидев, что старая женщина колеблется брать чащу причастия, протянул ее со словами: «Возьми ее, женщина. Она для грешников, она для тебя». Если бы трапеза Господня предназначалась только для идеальных людей, то никто не мог бы принять ее. (Комментарий У. Баркли на 1-е послание Коринфянам 11 глава).
Так уж сложилось в традиции нашей церкви, что к причастию принято готовиться. Это служение считается особенным и его нельзя совершать не подготовившись.Я с благоговением и трепетом отношусь к этому служению и считаю важным для причащающегося правильно понимать его смысл, поэтому в этом посте я хотел бы рассмотреть один из моментов, который, как мне кажется, мы сильно усложнили и даже исказили. Речь пойдет о толковании всем известного места 1Кор.11:20-32, которое читается каждый раз перед принятием хлеба и чаши.
Я думаю, и даже убежден, что принятое толкование, которое мы слышим в традиционных церквах не только ошибочно, но и опасно. Мы слышали их слишком часто, и, наверное, просто не задумались о том, что это место можно толковать как то по другому. Но давайте обо всем по порядку.
Подготовка
О причастии принято объявлять заранее, чтобы люди могли себя приготовить, "проверить свое состояние". Люди в это время постятся, приводят в порядок свои отношения с ближними, исповедуются в грехах, кто то даже воздерживается от супружеской близости. Этим "процедурам" уделяется, как правило, от 3-х дней до недели, по прошествии которых человек может с чистой совестью принимать причастие, так как он в достаточной мере подготовился.
Основанием для подобной практики служит место из 1 Кор. 11:29 "кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе". Итак, дабы не быть осужденным, каждый должен с достоинством подходить к принятию Тела и крови Господней.
Вот здесь то у меня и возникают вопросы. Из за недостаточной ясности терминов мы впадаем в заблуждение и начинаем подходить к причастию на основании своего достоинства.
Одно из правил герменевтики говорит, что написанный текст изначально должен быть правильно понят и только после этого его следует применять, поэтому предлагаю обратиться к контексту.
Контекст
Из текста 1Кор 11:20-32 видно, что само хлебопреломление в первой церкви проходило несколько иначе, чем мы это делаем сегодня. Христиане собирались на совместную трапезу, на которой, по мимо прочего, вкушали хлеб и вино в воспоминание о страданиях Спасителя. Каждый приносил то, что имел, чтобы поделиться с ближним.
Проблема возникла, когда богатые прихожане стали "унижать неимущих", участвуя в трапезе, не дожидаясь их прихода. По сути, они превратили причастие в пьяную пирушку (ст.21 упивается=греч. "пьян есть"), съедая и выпивая все, что было на столах. Таким образом, конечно, уже и речи не могло быть о воспоминании Христовых страданий.
Итак мы видим, что проблема коринфян была очень конкретна - они пренебрегали бедными, разрушая тем самым тело Христово - Церковь.
Вопрос достоинства
Возвращаясь к сегодняшнему толкованию мы акцентируем внимание на ст.27 "кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней". Обычно на основание этого места проповедник говорит о необходимости быть достойным для вкушения вечери. И вот вам размышление по этому поводу:
Сам вопрос о нашей способности "быть достойным" кажется мне весьма сомнительным. Если наше достоинство в нас самих (например в нашей способности не грешить), то Евангелие вообще теряет всякий смысл. Что имеют ввиду проповедники, говоря о достойном вкушении хлеба и вина? Да и кто, подходя к вечере, дерзнет сказать, что он достоин Христовых страданий?
Вся весть Евангелия заключена в том, что человек настолько грешен, что не имеет никакой возможности оправдаться пред Богом, поэтому Он и послал Своего Сына, чтобы мы могли оправдаться Его смертью и воскресением. Однако мы сегодня упрямо твердим о том, что мы можем быть достойными причастия!
Я понимаю, что корень проблемы в том, что мы неосознанно подходим к причастию на основании собственной праведности и, вместо того, чтобы смотреть на Распятого Агнца, мы упорно стараемся замолить перед ним наши грехи. Да, возможно это выглядит "неплохо" в наших глазах и глазах окружающих, но в Божьих глазах это жуткая мерзость.
Библия открывает нам только два вида праведности верующих: 1. Человеческую, которая "как запачканная одежда" и 2. вмененную, не зависимую от дел, Божью праведность. Вопрос в том, на основании какой праведности мы дерзаем подходить к причастию?
Исходя из контекста я делаю вывод, что Ап. Павел имел ввиду не нашу способность "достойно принимать причастие", а совершать достойно само служение, которое у коринфян оказалось в пренебрежении. Повторюсь, что это ясно видно из контекста, и не только контекста 11 главы или всего послания к Коринфянам, но так же из контекста всего Нового Завета, который утверждает, что Бог принимает человека не на основании его заслуг или способностей быть праведным, но только на основании жертвы Своего сына.
Что значит "Тело Господне"
ст. 29. "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем."
Возвращаясь к контексту послания я посмею предположить, что в этом стихе речь идет о церкви, которая есть Тело Господне. В самом послании этот образ встречается неоднократно. Ближайшим местом можно назвать 10:17, где речь как раз идет о причастии "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба."
Итак, подходя к причастию, мы должны рассуждать не только о Христовых страданиях, но так же и о церкви, чтобы не пренебречь неимущими, обделенными и слабыми людьми. Вот что значит совершать вечерю достойно.
#причастие #церковь