Jun 02, 2012 00:36
«Прометей»
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим…
Бытие 6:4
И была Земля пустынна, среди высоких гор и вулканических дымов струились полноводные реки, сверкала гладь прозрачных, как слеза, озер. На берег бурлящего потока вышел гигант в плаще, смотрел он на зависший в небе диск космического корабля. Скинул он с себя плащ, серое его тело было прикрыто лишь набедренной повязкой. Испил исполин из чаши, и жидкость та разъела его изнутри. Развалился он, и останки его упали в воду, а вода разнесла то, что позже назовут ученые первичным бульоном. Из тела его возникли одноклеточные. Так появилась на Земле жизнь…
Эта сцена, достойная пера Олафа Стэплдона, задает ритм и атмосферу нового фильма Ридли Скотта. Фильма про то, как люди отправились в глубины космоса, на планету, которую посчитали обителью Бога.
Как и Терренс Малик в недавнем «Древе жизни», Скотт в «Прометее» пытается ответить на Самый Важный Вопрос во Вселенной. Не смотря на то, что у Малика вышло, мягко говоря, спорное кино, он действительно уверен, что найти Ответ вполне возможно, и не важно, где вы его ищете - в Библии, или же в детских воспоминаниях. Железная презумпция смысла. А у Скотта совсем по-другому. Вопросы-то люди будут задавать всегда. И однажды у них - чем черт не шутит! - появится шанс получить исчерпывающие ответы, поговорить с тем, кто причастен к их появлению в этом мире. Проблема в том, что потом делать с этими ответами. Допустим, некий абстрактный бог что-то нам сказал. Но нам еще надо бы понять его. Мы вообще имеем все шансы не разобраться в полученной информации.
Итак, прилетели, сели, вошли в древнее сооружение. Все странно и непонятно. Дальше будет только страньше. Подозрительные жидкости растекаются в темноте, за стенами корабля гудит буря, в лаборатории исследуют огромную голову инопланетянина, наивные, они еще надеются хоть что-то выяснить. Герои, равно как и зрители, пытаются найти разгадки древним тайнам, загадок же становится все больше и больше. Но как же интересно смотреть на все это: космос космичен, буря ужасна, метаморфозы черного вещества зачаровывают. Майкл Фассбендер своей отточенной игрой тоже зачаровывает, его андроид Дэвид играет в свои игры и выглядит живее, чем остальные члены экипажа. Есть что-то весьма и весьма реалистичное в том, как создатели фильма сталкивают персонажей с чем-то неизъяснимо чуждым и не дают им ни малейшей возможности докопаться до истины. Так оно чаще всего и бывает. Вот только, изучая ДНК клопа под микроскопом, тот же биолог вряд ли окажется в ситуации, когда любопытство сменится инстинктом выживания, и ученому придется объявить войну объекту своих исследований.
Даже если «Прометей» провалится в прокате и его злобно растопчут критики (например, за то, что на титрах играет классическая музыка, тут, надо сказать, Скотта покинуло чувство меры), есть в фильме несколько сцен, которые просто обязаны стать киноклассикой, их потом будут парадировать все, кому не лень. Это, конечно, самая первая. И та, где героиня Нуми Рапас залезает в медицинскую капсулу, чтобы сделать… э-э-э… кесарево сечение. Ощущение замкнутого пространства передано на все сто процентов, совет страдающим клаустрофобией - держитесь подальше от экранов. Ах да, не надо забывать и про катящийся по земле «космический бублик». Но его все интересующиеся еще в трейлере увидели.
Единственное, что смущает во всей этой истории, это то, как быстро исследователи нашли нужное место на планете. Планета-то огромная, никто не давал им точных координат, но сели они прямо-таки туда, куда надо. Нет, чтобы годика так три проболтаться на орбите, поспускать поисковые челноки, задолбаться до потери сознания, возненавидеть все эти вечные вопросы и только после этого вляпаться в известную субстанцию. Слишком быстро. Слишком скоротечно. Слишком неудачно. Но это, пожалуй, единственный недочет. Во всем остальном - более чем удачная космическая фантастика. И да, Ридли Скотт не обманывал, когда говорил, что будет страшно. Будет. Страшно. И на фоне всего произошедшего явление долгожданного чужого не кажется, чем-то уж жутким. Так, финальная точка, закономерный результат безумной цепочки событий, когда любые объяснения только все испортят.
Кино,
Научная фантастика