Печальная аналогия

Sep 02, 2024 20:43


Никогда особо не был погружен в события, происходившие на Балтике в 1941 г., и в частности, оборону Моонзундских островов. Ну, как и все наверное, знал, что оттуда летали бомбить Берлин, а также про бой в бухте Лыу с немецкими крейсерами. Однако, никаких особых деталей.

И вот, при более глубоком изучении выскочил случай, который сильно напомнил мне события на другом море через 9 месяцев после этих. Я имею в виду, конечно, падение Севастополя - и падение Сворбе. На Черном море командование убыло в эвакуацию, оставив войска сражаться - и на Эзеле/Сааремаа было фактически тоже самое, только само собой, в меньших масштабах и при других деталях. Когда стало ясно, что приходит агония, командующий БОБР генерал Елисеев со штабом погрузился на четыре торпедных катера (более 40 человек на каждый! Катера типа Г-5!) и ушел в начале суток 3 октября 1941 г. из базы в Мынту. Погода была плохая, катера перегружены и добрались они до Даго по сути дела чудом - выбрасывая по дороге торпеды, боеприпасы и в конце концов даже личные вещи.



Позади остался один катер, №154 - на самом деле с сентября ему был присвоен другой номер, 151, но его никто не использовал ни в документах, ни в мемуарах. Катер был невезучий, уже по прибытии на острова летом у него были проблемные моторы, из-за которых он по сути дела не участвовал в боевых операциях. Плюсом ко всему перед эвакуацией, 2 октября, он ударился о камни, погнул валы и винты. И весь день 3-го стоял в ремонте, который доделать не успевали. Поэтому он остался, вместе с 7 человек ремонтной группы, с приказом сразу по окончании работ взять их, плюс партию подрывников, уничтожавших базу катеров в Мынту, и уходить.

Однако, вмешались, так сказать, высшие силы. Как в Севастополе уходил в числе самых-самых последних оставленный сражаться до конца генерал Новиков, так и на Эзеле был полковник Гаврилов, командир 3-й отдельной стрелковой бригады. Он прибыл в Мынту и судя по всему отставил прежние приказы, погрузив на борт ТКА №154 вместо ремонтников и подрывников себя с комиссаром бригады Кулаковым (раненым), начальником политотдела, начальником особого отдела и начальником инженерной службы. Также с ними были 5 женщин - военврачей и медсестер. Есть данные, что пошел на том же катере и начальник ремонтной группы - техник-лейтенант Агеев, но об этом в воспоминаниях говорится только один раз, тогда как остальные фамилии повторяются несколько раз. Всего речь о 17 людях - неясно, входит ли сюда команда катера? ТКА №154 отчалил примерно через сутки после остальных - точного времени выхода нет. Очевидцы путаются даже в датах. Но факт зафиксирован уже  другой стороной: в 08.15 4 октября катер был атакован и потоплен в море северо-западнее Сворбе, причем в разных немецких документах несколько раз повторяется, что это был «катер, на котором пытались бежать на Даго 11 комиссаров». С нашей стороны в воспоминаниях 154-й был потоплен либо атаками 2 «мессеров» (в том числе это событие якобы наблюдали с 315-й батареи, в том числе ее командир - капитан Стебель), либо даже в бою с миноносцем противника. Миноносцев никаких у немцев около Эзеля на тот момент уже не было, были только тральщики, которые за миноносцы часто принимали. Но они никаких торпедных катеров не видели. А потопили его два тихоходных гидросамолета типа Ar-95, служивших в 2./125 - группе морских разведчиков. Никто не уцелел, здесь сходство с уходом Новикова заканчивается... Судя по всему, ТКА №154 либо вышел слишком поздно, либо у него в очередной раз сломались моторы и он просто дрейфовал в море, практически беззащитный перед вражескими налетами

ТКА, КБФ

Previous post Next post
Up