Пришла пора для еще одной зарисовки по действиям над морем неморской немецкой авиации. Пока на фронтах царила странная война, летчики пытались воевать. Получалось правда плохо - все время мешала плохая погода. У морской авиации замерзли почти все их базы и даже на разведку они с трудом вылетали. Флот бегал на поклон к Х авиакорпусу с просьбой полететь и разведать им ночью английские маяки для вылазок эсминцев. Речи про новые минные постановки даже не заходило.
Также флот стоял у порога Геринга, мял в руках рваный картузик и жалобно клянчил у толстого маршала хоть какие-нибудь колесные самолеты. В идеале хотелось Do.217, но мерзкий толстяк дал только He.111J - что было не жалко, все равно выбрасывать. Флот обрадовался, пересадил на них 3./806 и уже совсем было хотел передать его с Балтики на Запад - но тут выяснилось, что самолеты могут летать только вокруг своего аэродрома, чтобы успеть туда шлепнуться, когда откажут моторы. А отказывали они постоянно. К тому же надувные лодки на них были на трех человек, в то время, как экипаж состоял из 4. Вот это я понимаю, немецкий уровень планирования и проектирования!
Таким образом, зимой 1939-40 гг. морская авиация чуть ли не впала в кому. Х авиакорпус напротив, чувствовал себя хорошо и постоянно планировал показать англичанам кузькину мать путем небывалого размаха войны с судоходством. Еще в середине декабря им разрешили атаковать даже одиночные торговые суда, железно опознанные как вражеские, и они этим правом пользовались. Однако, погода была не согласна с великими планами и постоянно гадила. Раз за разом вылеты срывались и по сути дела мало-мальски пошуметь удалось только 9, 11 и 12 января, причем каждый раз кого-нибудь да топили. У Паттерсона в книге почему-то рассмотрен только первый случай - наверное, потому что там было потоплено сразу 3 судна, а еще 4 + траулер повреждены. Для 14 самолетовылетов это был изрядный показатель.
Однако гораздо больший размах операции против торгового судоходства приобрели в конце месяца. 29 января в бой был послан 21 самолет. Правда 3 «юнкерса» отправились атаковать боевые корабли и славы себе этим не снискали, вернувшись ни с чем. Зато «хейнкели» из 2 и 6./KG 26 (последний штаффель - будущий пионер торпедных атак Люфтваффе в промышленных масштабах) провели 17 атак, в ходе которых было заявлено множество попаданий. Одно судно якобы получило сразу 2 бомбы по 250 кг и горело после этого минимум 3/4 часа. Второе после того, как его закидали зажигалками, легло на борт - вот уж странное описание! С третьего после атаки сбежал экипаж, а палуба ушла под воду. Фактически, судя по месту, подтверждается потопленным только последний случай - там ушел на дно «Stanburn» (2881 брт). Несмотря на то, что даже немцы видели покидающих судно людей, спаслось всего трое, а 25, включая капитана, погибли. Зато единственная заявка на потопленный плавмаяк полностью подтверждена: был потоплен «East Dudgeon» около Кромера. Неясно, были ли там погибшие? На этот поступок пальцем у виска покрутили даже в Кригсмарине и впредь попросили так не делать, ведь маяки были нужны в том числе и немцам. У англичан данный случай прошел в разделе тевтонских зверств и про него даже сняли фильм «Люди с плавмаяка» (
https://en.wikipedia.org/wiki/Men_of_the_Lightship).
Вечером еще вылетел как минимум один самолет из звена управления Х корпуса, со знаменитым майором Харлингхаузеном на борту. Он сначала пытался бомбить эсминец у Рамсгейта, а когда не смог по нему сбросить бомбы, повторил атаку по находившемуся рядом пароходу. Однако уже была темнота и результат не наблюдался, да его и не было скорее всего. Еще можно упомянуть, что «юнкерсы» претендовали на сбитый истребитель - мне подтверждения этого факта не известны.
Что касается германского пассива, то тут мы входим на благодатную почву рассуждений о полноте/неполноте списков ГК. Согласно им, пара Не.111Н-3 из 2./KG 26 была повреждена на 20% зенитным огнем, но вернулась и села нормально, а третий (Не.111Н-2 из 1./KG 26) получил столько же процентов, однако при этом из-за поврежденных огнем зениток шасси он сел на брюхо на аэродром Везерланд. На этом потери согласно генералу нашему квартирмейстеру заканчиваются. Статистика в начале войны кстати совсем тусклая - нет ни заводских номеров, ни кодов. Про потери в личном составе - молчок. Вот только у нас есть альтернативные источники, которые взрезают правду матку и дают картину несколько иную. Нет, там конечно нет укрытых 10 потерянных самолетов, все по мелочи, но тем не менее. Оказывается, один стрелок с «юнкерса» был ранен, пусть и легко. Те два «хейнкеля», что не садились на брюхо, получили по 30 попаданий на брата. Еще у одного самолета попаданий было 20, у другого 10, у третьего 9, у четвертого 7. Какой-то из них и сел на брюхо. А другой, у которого пострадал компас, как написано, «заставил пострадать нейтралитет Голландии», вторгнувшись на ее территорию по дороге домой. Забавно это читать с высоты наших знаний о том, как отмудохают этот нейтралитет на высшем уровне всего через каких-то 3,5 месяца. Итого, пострадавших в боях, как мы видим, было 6 штук - а до отчетности добралась только половина. Ответ почему очевиден - остальные назавтра уже опять отправились в бой из-за незначительности ущерба от полученных попаданий. Но попадания-то были!
Также интересно отметить о том, как лажала немецкая радиоразведка. В качестве утопленных в тот день фигурировал некий латвийский пароход «Tantnilia». Такого в природе не существовало. Судя по вместимости в 3274 брт, имелся в виду «Tautmila». Вот только он благополучно дожил до июня 1941 г., был захвачен немцами и стал «Baltenland». Может знатоки укажут, что там с ним происходило, может он был поврежден, но потом починился.
А тем временем, 30 января полетели бомбить всякое уже 35 самолетов в двух волнах! С утра задействованы были сразу три штаффеля KG 26, какие точно не знаю. Всего было 28 самолетов, причем из их числа один не вернулся. ГК говорит нам, что это Не.111Н-2 из II./KG 26, Штайнбек уточняет: 4-й штаффель. Из экипажа фельдфебеля Хёфера 2 числились пропавшими, 2 погибшими (видимо англичане выловили трупы). Самолет опять стал жертвой зениток.
Затем 7 самолетов летали в 16.55, чтобы атаковать в сумерках. Они все вернулись.
Всего немцы за день отчитались о 21 атаке, в том числе 5 было вечером. Засчитали им «с большой вероятностью» 7 потопленных пароходов и 2 поврежденных сторожевика. Реальность конечно оказалась не такой впечатляющей, но тоже жирной. Оба парохода, потопленных восточнее Оркнейских островов, подтверждаются. «Giralda» (2178 брт) вез уголь для траулеров Северного патруля и погиб со всем экипажем из 23 человек. На другом пароходе, утопленном в том же районе - «Bancrest» (4450 брт) погиб только один человек. Если спуститься дальше на юг, у одного большого парохода вблизи плавмаяка Хэйсборо видели вспышки пламени, а люди садились в шлюпки. На самом же деле, похоже, это был танкер «Voreda» (7216 брт), самая крупная в тот день цель. Он был из состава конвоя FS-83A. На самом деле он не утонул, а выбросился на берег и окончательно ушел на дно только 5 февраля. У него экипаж был спасен в полном составе. Наконец, пароход «Highwave» (1178 брт) из того же конвоя утонул рядом и тоже не имел потерь. Итого - 4 потопыша, 15000 брт за один день! Вероятно были еще и поврежденные суда, о которых мне неизвестно - надо изучать хотя бы документы Адмиралтейства, по 1939 г. там было что посмотреть.
В свою очередь немцы жаловались на атаки импровизированных тяжелых истребителей типа «локхид» - видимо речь про «Хадсоны». Таких атак было целых 9, но к успехам они в тот раз не привели. Кроме сбитого зенитками «1Н+КМ», упомянутого выше, в списках потерь числится еще «1Н+НА» из штабного штаффеля. Возможно, он летал во второй половине дня. После повреждений и расстрелянного шасси он сел на брюхо в Ноймюнстере с 30% повреждений. Штайнбек сомневается, не дубль ли это в точности похожей записи от 9 января? И не зря. Ведь у нас есть дополнительные сведения из отчета о результатах от Х авиакорпуса - и там нет никаких севших на вынужденную самолетов. Там числится только 2 самолета с отказавшими моторами и еще один, легко поврежденный. Один из наблюдателей получил легкое ранение.
Вот такой получился мини-блиц, с 6 потопленными судами и всего одним потерянным самолетом + 10 поврежденных.