Это заняло у меня очень долгое время. Как-то не получается выкроить для чтения лишний час, получаются только урывки. Побеждена была полученная от камрадов "Eagles Over the Sea 1935-1942", которой у меня интересовались сто лет назад.
Общее впечатление: добротный экземпляр обзорного труда, сделанного умелым ремесленником. Вполне подходит для того, кто хочет получить представление о пути развития "морской" авиации Германии.
Сколько я ни читал Паттерсона (это наверное третья или четвертая книга), все они примерно на одном уровне. И если кто получил удовлетворение от чтения остальных его трудов, здесь тоже не огорчится.
Нужно помнить, что в качестве справочника по отдельным мелким событиям ее можно использовать только с оглядкой. Причины есть объективные - нельзя впихнуть огромный объем информации в 400 страниц, и субъективные - начиная с определенного уровня детализации товарищ начинает плавать и ошибаться. Очень хороший пример - описанная у него на последних страницах история борьбы с PQ-18. По большой удаче, я только что прочитал отчет Штумпфа по ней же, и вылезли некоторые странные косяки. Так например про тяжелые погодные условия Паттерсон не написал ни разу. Может немцы тоже приврали, пытаясь оправдываться, но я в этом честно говоря сомневаюсь. Скорее всего на самом деле плохая погода помешала полному осуществлению планов по отлаженной совместной атаке, когда Ю-88 бомбят с пикирования, Хе-111 бросают торпеды с разных сторон. Имея облачность с нижней кромкой 500 м пикировщики превратились в обычные левелы, а некоторые и вовсе не нашли конвоя. Потери немцев П. почему-то стабильно завышал, и хотя ненамного, в конце у него вышло, что торпедоносцы лишились 38 машин! Между тем, в отчете сказано о 19, я по спискам потерь насчитал 21 и 2 поврежденных. Кстати постоянно небольшое завышение немецких потерь идет у него просто везде.
Атака Хе-115 вечером 13 сентября вообще неверно описана - как будто они атаковали единым строем все сразу. На самом деле по одному, в разное время. Про заявку на сбитый харрикейн у Хе-115 Паттерсон видно не слыхал.
Кстати, две атаки автор вообще просто выдумал. Если верить ему, то юнкерсы из KG 30, севши в 19.16 на аэродроме Петсамо, прямо в ночь вылетели еще раз и провели новый налет на конвой. Как он себе это представлял, когда писал? В таком же стиле выдумана вторая атака III./KG 26 14 сентября. Она проводит один налет, через час сорок атакует 1 группа, а за ней через час ... опять третья! Хотя лишь 15 сентября по конвою смогли отбомбиться только отдельные бомберы, Паттерсон пишет, что атаки продолжались все остальные дни до 18-го числа. И еще он не написал, что советские эсминцы серьезно усилили охранение конвоя! Причем, это я не шучу, это особо отмечено в немецком отчете: "...встретили сильный отпор со стороны многочисленных кораблей охранения, особенно 2 рус. больших эсминцев".
Несомненно, что основная масса ошибочек была мной обнаружена там, где Паттерсон пишет про советский флот. Напутаны даты потопления ЭМ СЕРДИТЫЙ и К.МАРКС, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ потоплен Ю-88 (на самом деле - Ю-87), HMS STEFA вдруг стал советским, Щ-404 повреждена бомбами в Архенгельске вместе со STEEL WORKER, хотя ни один не был так далеко на востоке. Самую большую боль мне доставило перечисление немецких побед в Крыму в 1942 г. как в старых книгах, без всякой попытки анализа и привлечения советских данных.
В общем, вердикт будет точно таким же, как у прошлых книг: нормальный автор-середняк, не хватающий с небес звезд, но вполне себе сносный. Если знать о том, где у него заложены мины, то вполне можно читать.
PS: про то, какой должна быть идеальная книга, я надеюсь вам рассказать, когда дочитаю вот эту:
https://www.zinnfigur.com/Buecher-Medien/Buecher/1789-1815/Rheinbund/Niestl-Axel-Convoy-Battles.htmlПока осилил где-то половину, впечатления сугубо положительные, но там осталась самая сложная часть про 1945 г. в Кольском заливе.