25.11.1943

Dec 04, 2019 10:49

Буквально в годовщину печальной даты - связанного с большими потерями в штурмовиках налета на Луостари силами 46 ШАП - наткнулся на довольно большой отчет, сделанный немцами по итогу падения самолетов. Приведу его полностью - будет хорошим дополнением к описанию из книги Скробача для интересующихся.
"В план-квадратах ОТ6с, OM4b, OO6d и QT1b сбито по 1 русской машине. Отчет по первым 3 машинам послан по словам участников обследования. Это все были 2-местные Ил-2 одинакового типа.
I) один 2-местный ИЛ-2 сел на вынужденную в тылах Эрики, планквадрат ОТ6с. 1 член экипажа ушел, в то время, как второй попался нашему дозору и при оказании сопротивления застрелен. У него найдены документ и карта, которые пересланы в Авиакомандование Север (Восток). Машина села с убранными шасси. Крылья повреждены, радиатор и задний люк кабины оторваны. Попадание пули в винт и снаряда в мотор. Бронирование состоит из следующих деталей:
1) бронированная перегородка позади бортстрелка, ее центральная часть у окончания корпуса сделана как дверь,
2) усиленная бронеперегородка перед бортстрелком, между ним и топливным баком позади пилотского сиденья

Вооружение состоит из 1 пушки и 1 пулемета в каждом крыле. Подвижное вооружение стрелка - пулемет кал. Примерно 12-мм, на шкворне с углом поворота около 45 град. налево и направо. Имеет рефлекторный прицел. … Пулемет лежал отдельно и был, со всем остальным снимаемым оснащением, забран в батальон, на участке которого упал самолет. В коробках крыльевого вооружения - большое количество боеприпасов. Машина будет поднята АЭ Петсамо.
II) 2-местный Ил-2 в план-квадрате ОО6d, в 2 км вост. Парккины, сбит истребителями. Машина от удара развалилась на части. На месте падения лежи задняя часть фюзеляжа, примерно в 40 м дальше по направлению полета - плоскости и центральная часть фюзеляжа, на 30 м дальше - мотор. Стрелка выбросило из машины, он лежал, убитый многочисленными пулями, в 10 м от крыльев. Пилот сгорел на своем кресле. Центральная часть самолета сгорела после удара. У стрелка документов не обнаружено. Жестко закрепленное вооружение кажется неповрежденным. Подвижный пулемет легко поврежден. Он той же модели, что описана в п. I. Много попаданий снарядов видны в винт и заднюю часть фюзеляжа. Поднимать самолет будет АЭ Петсамо.
III) 2-местный Ил-2, сбитый истребителями в кВ. OM4b, примерно в 7 км ЗСЗ Лиинахамари. Машина ударилась о склон горной гряды. Вокруг места падения в радиусе 50 м лежат крылья и задняя часть фюзеляжа. Вблизи лежит убитый ударом стрелок. Стоит отметить, что кроме бомбы (оцененной в 20 кг) с оторванным взрывателем рядом с крылом валялся фугасный снаряд калибра примерно 10 см. Центральная часть фюзеляжа с пилотом заброшена на 150 м дальше, за гряду, пилот явно убит во время удара. Между этими частями следы пожара (вероятно, горело разлившееся содержимое топливных баков). Еще через 150 м в направлении полета лежит мотор с разбитым картером. Дозор 2./Pz.Jg. 48 нашел документы, заметки, а также парашют и 2 резиновые лодки. По свидетельству командира дозора, лодки были привязаны к парашюту. Плюс еще была найдена неповрежденная фотопленка. Найденные вещи пересланы в Авиакомандование Север (Восток). Часть оборудования (боеприпасы, легко поврежденное вооружение) было взято в вышеназванное подразделение и поставлено на АЭ Петсамо. Остальное забирать из-за сильных повреждений не стоит.
IV) русская 1-моторная машина в 5 км ЮВ УП Качберг в кв. QT1b сбита истребителем. Машина рухнула отвесно и после удара уничтожена. Стрелок выпрыгнул с парашютом и пойман нашим дозором. По докладу командира дозора, фюзеляж уничтожен полностью, крылья частично. Из вооружения найдены 2 2-см пушки, 1 пулемет и 1 подвижный пулемет калибра 12-мм. Пилот сгорел. Документов поэтому не найдено. По вооружению и другим описаниям частей самолета командиром дозора это получается еще один 2-местный Ил-2. Из оснащения подняты парашют и надувная лодка, из вооружения пулемет стрелка".
Первая машина явно Дороганов/Скороходов. Четвертая - Лузанов/Тихомиров. Скробач пишет, что поисковики обнаружили ее у озера Чапр, немцы почему-то дают квадрат южнее, рядом с оз. Шулигул. Третий - Новиков/Сеник, а вот второй - может быть, Соколов/Бугаев из первого вылета на Титовку?

Северный театр, Авиация флота, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up