Jun 15, 2014 00:20
47. Гаагский Международный суд - это детище Николая II.
Автор текста неверно описывает и недооценивает комплекс гаагских достижений международного сообщества, прямо связанный с личным участием Николая II. Результатом двух Гаагских мирных конференций, прошедших в 1899 и 1907 годах, было принятие многочисленных соглашений и деклараций, направленных на два комплекса целей - разрешение международных конфликтов мирным путем и установление обычаев войны, а также учреждение Постоянной палаты третейского суда в Гааге (Cour permanente d'arbitrage).
Из Палаты мало что получилось. Это учреждение, основанное с весьма благородными целями, не смогло принести существенной пользы - за 17 лет своего действия палата урегулировала десяток малозначительных межгосударственных споров, но не смогла предупредить ни Русско-японской войны, ни Балканских войн, ни Первой мировой войны. Характерно, что Россия, один из активнейших инициаторов этого учреждения, даже не попыталась обратиться к суду Палаты при возникновении кризиса в отношении с Японией. Примерно так же себя вели и все другие державы. Инициатива не получила развития, и в наше время державы не решают возникшие между ними споры посредством независимого международного суда.
Немного пользы принесла и Конвенция о мирном решении международных столкновений - сразу же после ее принятия начались Балканские войны, переросшие в катастрофическую Мировую войну.
Зато некоторые из Гаагских конвенций об обычаях войны действительно были приняты мировыми державами, и исполнялись ими достаточно пунктуально. Эти полезные и гуманные международные соглашения до некоторой степени защитили от ужасов войны многие миллионы раненых, военнопленных, некомбатантов и мирных жителей в зоне военных действий. Благодаря соглашению военнопленные содержались в приемлемых условиях, сохраняли связь с домом и не принуждались к труду; медицинские учреждения были защищены от атак, раненые получали уход при попадании в руки врага; мирное население не подвергалось массовому насилию - все это придало Первой мировой войне чуть более гуманный облик (настолько, насколько это можно относить к войне вообще) в сравнении со Второй мировой. К сожалению, конвенции о запрете химического оружия и о запрещении сбрасывания бомб с аэропланов так никогда и не дали результата.
Николай II был инициатором Первой гаагской мирной конференции, но отнюдь не автором всех ее постановлений - в том, что касалось обычаев войны, конференция скорее закрепила существующую консенсусную международную практику.