Небольшое предисловие.В китайском политическом лексиконе есть такое выражение "давний друг китайского народа" (中国人民的老朋友)
Его дают не просто так, почти уверен, что вопрос решается где-нибудь в недрах ЦК Коммунистической партии Китая. Хотя никакого знака отличия или официального статута нет.
Но так просто назвать в печати абы кого "давним другом" нельзя. Есть список.
Всего с 1949 так называли около 600 человек. Кстати, парадоксально в период советско-китайской дружбы 50-х годов к советским деятелям это выражение не применялось ( отношения были товарищескими и братскими, а они, согласно какому-то тайному коммунистическому закону, выше дружеских).
Интересно также, что наибольшее количество друзей китайского народа происходило из США и Японии ( причем из Японии за всю историю - раза в два больше).
Видимо по контрасту - мол, надо различать антикитайскую политику правительств и чувства "простых" людей.
Одним из таких простых был и является Генри Киссинджер. При любом его появлении в Китае официальные СМИ неизменно вспоминают, что он давний друг.
Киссинджер вполне может быть лишен такого звания в связи недавним исключением из партии бывшего партийного руководителя Чунцина, члена Политбюро ЦК КПК Бо Силая
За порочащие связи американский друг может перестать быть давним..
Конечно, скорее всего товарищ Киссинджер по совокупности прошлых заслуг такой участи избежит.
С другой стороны - почему бы и нет? Конечно, Киссинджер не замешан в убийстве Нила Хейвуда в Чунцине, его рука не вкладывала яд в руки жены Бо Силая. И уж тем более он вряд ли замешан в истории с беспорядочными любовными связями секретаря горкома Чунцина .
Однако Киссинджер, уже не знаю почему, но скорее из-за старческого маразма, и потому, что уже слабо разбирался в современном Китае, очень даже симпатизировал Бо. Даже я бы сказал - симпатизировал в особо извращенной форме.
Ладно бы "сильную социальную политику" или "борьбу с коррупцией" поддержал. Это еще куда ни шло.
"Давний друг китайского народа" приехал в Чунцин в прошлом году на фестиваль революционных песен, который устроил ныне свергнутый хозяин города, питавший, как известно, страсть к маоистскому веселому красному прошлому
Представляете - специально приехать из США на мероприятие вполне в северокорейском стиле. Да еще и выступить на стадионе с приветственной речью. Надо ему это было? Тащиться в такую даль, чтобы посмотреть на стройно марширующие колонны. Как будто он их не видел, встречаясь в свое время с Мао.
Чутье должно быть какое-то...мог бы задуматься над тем, что два лидера - Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао - чунцинские эксперименты не поддержали. А о сложных отношениях Вэнь Цзябао и Бо Силая всякому вращающемуся около пекинских коридоров власти, было известно задолго до громких разоблачений. Но нет - приехал, и ручкой махал. Хотя даже из Пекина на мероприятие пожаловали не самые высокопоставленные чиновники.
Видеорепортаж об открытии фестиваля. Воодушевленный Киссинджер ( или по китайский Цзи Сингэ) появляется на 2:10
Click to view
Клип на Youku