Расскажи о себе, какая ты? - Никакая.
Этот пост труден для понимания цивилизованного образованного человека, ибо он противоречит всему накопленному опыту, ценностям, устоявшейся картине мира и миропониманию в целом.
Сегодня я попытаюсь отнести лупу от прыщей на теле человеческих отношений, отойдя на расстояние от предыдущих тем, таких как межполовые отношения, воспитание, отношения с детьми и близкими, чтобы можно было увидеть то скрытое, что стоит за формированием мира, но все же постараюсь остаться в рамках известного большинству знания.
Мир не таков, каким он нам кажется. Тот индивидуальный квест, который проходит душа каждого человека, сложен именно тем, что путь к её спасению закрыт надежнейшей защитой - защитой от дурака, и тот, кто наиболее нуждается в ключах от дверей своего рая - человек развитый и цивилизованный, должен преодолеть самые высочайшие стены, которые возведены им же самим и его предками.
Сама жизнь требует от нас развития. Мы рождаемся не совсем людьми, мы рождаемся более животными, которые неизбежно должны отправиться в путь за своей душой, чтобы однажды стать целым человеком. Душа тяжела, для неё нужны крепкие ноги и позвоночник, ни один ребенок не справился бы с такой ношей и неизбежно был бы раздавлен её весом. Что же потворствует человеческому становлению, что даёт ему ресурс встать на ноги?
Ответ на этот вопрос прост: подлинная любовь человека, через которого он пришел в мир. Этого человека зовут мать, и она играет важнейшую роль в судьбе своих детей. Как однажды писал Гете, листу необходима пустота для формирования формы замысленной Творцом, так и ребёнку необходимо пространство безусловной любви и принятия, чтобы подняться по всем этажам развития и соединиться со своей душой. Этот ресурс даёт ему мать. И если вдруг случится, что полученной любви недостаточно для поднятия на этаж следующий, то человек остаётся на этом этаже на всю жизнь. Так как жизнь требует развития, т.е. движения к своей душе, а энергии на это движение нет, то человек вынужден остановить подъём и всеми силами искать столь необходимой любви, ценнейшего ресурса жизни - любви матери, на что и утекает всё его время. Так мы приходим к тому первому, кто стоит у истока человеческих судьб, цивилизаций и великих культур: к матери, которая, не дав необходимого ресурса своему потомству, оставила его в психологическом возрасте до шести лет, заставляя заслуживать свою любовь. Да-да, все чем гордится первый мир, все его материальные достижения, философия, прогресс, являются трудом порабощенных матерью детей, которым так и не дали стать полноценным человеком. Об этом я и хочу рассказать.
В посте
Груз, я описал чувства мужчин, которые остановились на первом этаже из условно девяти существующих: в возрасте около лет трёх. Там же я сказал, что подавляющий возраст психического развития большинства мужчин в нашей стране не превосходит шести лет. Да, именно на этих двух этажах психики живет вся человеческая история, что занесена в учебники развитых стран (в жизни взрослой не так много событий внешних, она течет в русле ином), хоть, впрочем, иногда и поднимается на третий, но там ей неуютно, она любит детей и предпочитает проводить время с ними. Борцы, спортсмены, торговцы и бандиты, разгуливают по первому этажу, там же стоят дома небесные, подпирающие своими шпилями второй этаж, на лестнице спорят теологи, художники пишут свои картины, играет музыка; греческий ропот ученых мужей и не только, шум и гам этажа следующего заглушает визги и детский крик, несущийся снизу. Именно возраст этого последнего - второго этажа наиболее интересен для рассмотрения: период с трех лет до шести-семи, т.е. от первичного до вторичного формирования собственного Я.
Этапы психического развития можно назвать архетипами, последовательное проживание которых ведет к взрослению индивида. В этой терминологии второй этаж будет условно этажом «разведчиков». В этом возрасте мальчик начинает познавать окружающий мир, он ломает игрушки, мастерит, мучает животных, пытаясь разведать их внутреннее устройство, приносит маме удивительную жабу или бабочку, бросает мяч, пытаясь сопоставить его траекторию со своими возможностями, уже не просто тянет в рот всё что попадается, а пробует на вкус, иными словами - экспериментирует. Каждый архетип важен, каждый должен войти в состав взрослой личности подобно строению матрёшки, но застревание ведёт к тому, что человек не сможет выносить жизнь, эта ноша будет слишком велика для еще столь слабого существа.
Про девочек надо писать отдельно, их путь коренным образом отличается от мужского. Но здесь можно заметить, что женщины и мужчины в своем развитии зеркала друг-другу, хоть и идут разными дорогами. Подавляющее большинство нынешних цивилизованных женщин так же остановилось в возрасте от трех до семи лет, это так называемый возраст «амазонки», когда девочки еще не осознают половых различий и состязаются с мальчиками наравне: в спорте, играх, достижениях, возможностях. Именно их мы видим в косухах на улицах, именно они отстаивают равные права с мужчинами, бьются за место в университетах, именно их усатые лица стоят во главе феминистического движения и спортивных пьедесталах.
Так чем же так интересен второй этаж, почему именно он привлёк моё внимание? Дело в том, что вся картина мира людей развитых стран, формируемая со школы до университетов, является научной картиной мира. Ее авторы - ученые прекрасно обжили арендованные дальние помещения этого самого этажа. Я сейчас говорю именно о психическом развитии и совершенно не стоит путать его с социальным рангом, количеством денег, наград, вклада в общество, достижениями и т.д. Сантехники и работники шиномонтажек, пожарные и спасатели, так же застопорились в возрасте от трех до шести лет. Их отличие от ученых заключается лишь в том, что первые не вступили в эдипальную битву со своим отцом, в то время как дети, в будущем ставшие учеными, с отцом сразились за маму, и продолжают отчаянно сражаться за её любовь, все так же принося ей «жабу», показывая как высоко может взлететь их интеллект, какие сложные штуки они теперь мастерят! Именно эти крайне невротичные люди, наполненные до горла противоречиями, сегодня являются высшей степенью развития цивилизованного человека, эталоном, устанавливающим смыслы, миропонимание и ценности.
Здесь мы подходим к самой важной части, а именно к пониманию того, почему такая и только такая тупиковая картина мира создана и могла быть создана шестилетним ребенком-ученым. Как я уже говорил, в этом возрасте сформировано только первичное Я, ребенок всё ещё растворён в поле человечества, его капля только начала формироваться перед отделением, отец ещё не вступил в его жизнь, отсюда рождается тождественность, которую ученый внес в мир элементарных частиц и расширил до существования всеобщих законов, к примеру, основой экспериментальной физики является повторимость результатов другой группой, ведь малышу не может прийти в голову, что то, что происходит у него, то и правильно, что не нуждается в повторении. Почему? Опять же, у ребенка нет полного Я, есть только Мы. Он ломает игрушки, они теряют свою функциональность и ему кажется маленькое более простым, так он приходит к идее развития от простого к сложному, вопрос «Зачем?» приводит мальчика в замешательство, ведь у него еще только есть зачатки критического мышления, это опция более верхних этажей.
По той же причине появляется потребность вычленять из опыта лишь то малое, чему возможно найти доказательства. У ребенка в этом возрасте нет веры себе, еще нет себЯ, поэтому чтобы что-то заявить ему нужна вера другому, и он выбирает доказательство. Третье, мир слишком сложен, он больше меня, его надо упростить, разложить по полочкам, внести причинно-следственные связи, которые потребуют непротиворечивости. Психика в этом возрасте способна выбрать только одну сторону, ребенок еще не может понять что может любить и ненавидеть одновременно. Все противоречия ребенок будет выкидывать в корзину парадоксов, просто исключая из рассмотрения, по принципу «я их не вижу и они меня тоже», «заткнись и считай». Это понимание остается для более верхних этажей, шестилетнего же противоречивый мир может ввести только в ступор. Не лишним будет вспомнить, как во время Второй Мировой Войны физикам разрешили попустить своих демонов, выпустить ненависть к матери (за пожизненное отбывание каторги на втором этаже), и они создали атомную бомбу для разрушения Земли, а из мифологии нам хорошо известно, что Земля есть Гея, т.е. мать. Выбросив накопившуюся энергию, с того момента они не произвели практически ничего существенного в науке, что хоть сколько бы сдвинуло предвоенную парадигму, но не будем огорчаться, не так быстро копится желанная энергия, к тому же тогда бомба была изобретением этажа третьего, где были уже отцы.
Несмотря на то, что я взял метафору этажей, это не значит, что человек развивается вертикально, он развивается интегрально. Но людям науки, как мы теперь понимаем, приходится работать исключительно в тех условиях, которые им предоставила мать на втором этаже. Поэтому постулат развития от простого к сложному мы оставим там же, как и прогресс, никогда высоко не поднимавшийся от земли. Леви-Брюль, прекрасно описавший то, что он назвал «Первобытным менталитетом», ошибся, назвав его мышлением дологическим. Логика - это и есть самое дно, максимальное упрощение, ниже нет ничего. Недаром лучшие программисты, а возможно и многие математики имеют слабые степени аутического расстройства, девочки гораздо труднее постигают данное ремесло, ведь они ближе к природе и искалечить их психику даже в этом возрасте тяжело. Здесь мы и приходим к тому, что первобытный менталитет есть не что иное как мировосприятие и мышление психически взрослого человека. Мышление же цивилизованного образованного человека есть в лучшем случае мышление шестилетнего ребенка. Дикарю не нужны науки, он и так знает всё, наука дает безопасность столь необходимую лишь ребенку цивилизации.
The man stands between life and death.
The man thinks,
The horse thinks,
The sheep thinks,
The cow thinks,
The dog thinks.
The fish doesn't think.
The fish is mute.
Expressionless.
The fish doesn't think,
Because the fish knows
Everything.
Именно к варварам приходят за психической энергией белые люди, именно на черной груди переживают и переносят они свои кризисы, черная мать додаёт любви своему неразумному дитя. И сегодня едут нескончаемым потоком на ретриты в Непал, на Бали, в Мексику и Перу. Белый ребенок едет со своим огромным теневым грузом, он перекладывает тяжёлое на взрослого, который, взяв за деньги часть его ноши, облегчит жизнь. Это замечательно показано в фильме Август: графство Осейдж (2013) или Треугольник печали (2022). В первом полоумная мать в деменции приползает к служанке индианке - коренному народу Америки, во втором весь белый экипаж корабля спасается благодаря горничной, обслуживающему персоналу из стран третьего мира. Но кто кого обслуживает на самом деле?
Ведь взрослость - это не умение запустить робот-пылесос, водить машину, стоять у станка или ходить с рожей-кирпичем в костюме от Том Форда, шоппиться в магазине на выданные на работе деньги, жениться по залету, родив от бедности себе обслугу ради стакана воды. Взрослость выражается в полной удовлетворенности от своей жизни, в умении справляться с жизнью, выносить жизнь, будучи при этом счастливым. Посадить дерево, родить сына и построить дом - девиз психологически трехлетнего. Именно поэтому он зачастую чувствует пустоту к сорока годам, осуществив столь заветное желание. А чье это желание? Не важно, да и не помнит он уже. Вину можно испытывать только перед тем, от кого зависишь, поэтому у взрослого нет вины, как он поступил, так и правильно. Ну и стоит упомянуть пресловутую ответственность, которую чаще сегодня упоминают как обязанность не сбежать от бабы с дитем, обеспечивая её деньгами, в то время как ответственность означает «держать ответ» перед собой, принимая, что все происходящее в жизни индивида есть дело его собственных рук, что он сделал это сам и также сам может изменить.
Вся современная психология обязана диким племенам: отец Фрейд на них написал свой труд «Тотем и Табу», Юнг вернулся из Африки с теорией архетипов, Морено перенял у них то, что сегодня называется психодрамой, а Хеллингер спиздил у аборигенов свои знаменитые расстановки. Может даже показаться, что эти мужи сами прошли дальше других, но нет, лично они всего лишь имитировали вырванные из здоровой жизни паттерны, оставаясь верными сынами своей матери - цивилизации. Почему так? Все дело в женщинах, будь белый человек хоть семи пядей во лбу, но если он не соединится с женщиной соответствующего этажа (верно и обратное, женщинам нужен мужчина), то спасти душу будет трудно, ведь как я писал много раз женщина рядом с мужчиной всегда является проекцией его анимы. Путь становления девочки невероятно сильно зависит от матери тоже, но немного в другом плане: если сына она должна любить, то девочке кроме этого мать должна ещё передать знания, научить её быть женщиной; если мальчик после разведчика уходит в дом отца, то девочка уходит к женщинам племени, в Красный шатер, где и произойдет её инициация**. И отец девочке нужен на всем её пути взросления, он социализирует дочь, защищает, спасает от матери в подростковом периоде и т.д. Вместо этого сегодня девочки повально образовываются, что также прекращает или останавливает их психическое развитие, отрезая путь к женщине. Всеобщее образование вообще исчерпывает резервы расы, оно напоминает психическую рану, из которой постоянно течет кровь в бездонную канализацию материального мира.
Давным-давно мать титана, а может быть атланта, древнего египтянина или грека, отвергла своего сына, зачав тем самым цивилизацию и запустив колесо истории. Фрейд ошибался, запутавшись в своих проекциях: недостаток любви, а не либидо, стал той жизненной силой, который запружил естественный поток созревания человека, а недозрелые дети стали рабами, которые и по сей день крутят сизифовы жернова высокой культуры. Они растят тень, цивилизации не могут без войн, не могут без болезней, не могут без страданий, ибо из страданий возведены стены их собственного ада. Дьявол правит именно миром цивилизованным, тень же дикаря прозрачна как стеклышко, поле течет через него, практически не имея преград: Хам оказался самым счастливым сыном Ноя.
Дети цивилизации плачут ежедневно, скорбя по своей прекрасной недосягаемой душе, они создали чудные инструменты, чтобы переложить на ноты всю тоску и боль, вывели из зачатка архитектуру, дабы показать через монументальность тяжесть своего склепа и лить слезы об утраченном в домах б******, выплескивают невыносимое на холст и камень, в безумстве и одиночестве они алкают её, что хочется сказать: так сделайте же шаг, придите, поднимитесь и соединитесь с ней! До последнего вздоха ждет она каждого, с любовью и надеждой к заплутавшему своему чаду! Словно Ариадна держит она клубок, вглядываюсь в тьму лабиринта!
Мир правильный. Не стоит огорчаться, если вы родились в стране “развитой”, унаследовали прекрасный ум и получили образование, это значит, что у вас тяжелая миссия, сложная задача, я бы даже сказал задача со звездочкой. Выйдя из таких начальных условий, пойти против родовых динамик, сепарироваться, соединиться с мраком своей тени, с глупостью, перешагнуть через мнение масс, науку, создать любящую семью, наконец-то вспомнив кто ты есть, будет поистине богоравным подвигом и награда такого человека велика.
P.S. Для тех, кому интересно, кто стоит на третьем этаже. Там стоит воин. В этом возрасте мальчик учится добывать еду, охотиться. Он может убить жабу, или отрубить голову курице. Как я уже говорил раньше, проявление цинизма или ПТСР говорят нам о том, что полученный опыт больше, чем психика конкретного индивида может вынести на данном этапе. Маньяки, психопаты и прочие, не чувствуют вины по другим причинам: находясь в психологическом возрасте до двух-трех лет, они распределяют вину, их Я еще нет, есть только коллективная ответственность. Воин же полностью отдает себе отчет в том, что делает. Я много писал про отцов, роль отца вступает именно на третьем этаже, до этого мальчик растет в доме матери. И без отца даже если у ребенка есть ресурс пройти выше, он не сможет пройти. Потому что только отец учит своим примером: как сказать «нет», прекратить, отказаться, закончить отношения, именно здесь происходит сепарация с матерью и ребенок должен порвать пуповину, отрезать мать от себя, чтобы сделать первые маленькие шажки в направлении собственной жизни, в направлении своей семьи.
** сегодня хорошо, если мать научит девочку менять прокладки и правильно подмываться, это и будет её инициацией. Рассказать о СВОИХ стратегиях хотя бы в поисках мужа, становления замужества - мужества часто у женщин не хватает, мать по-пьяни залетевшая замуж, обычно рассказывает дочке, что надо искать культурного образованного состоятельного молодого человека в Третьяковской галерее напротив картины Врубеля «Демон Сидящий». И познакомившаяся в Третьяковке все равно рассказывает то же самое. Что ж, культура!