Бог сотворил человека по образу и подобию своему, дав человеку власть самому стать творцом мира через познание добра и зла. Никто не знает сколько прошло времени с тех пор, но однажды люди стали забывать себя, забывать кто они есть, одновременно с этим окружающий мир превращался в непонятный, пугающий, и ужасно запутанный конструктор. Изгнанный из рая, потерявший всё, что дал ему бог, человек стал упрощать мир до своего человеческого: из творца он стал исследователем. Он логизировал мир, прежде чем обнаружить в нем логику, заковал зримое в причинно-следственные связи, придумал птичий язык для банальной каталогизации наблюдаемого, и в конечном итоге стал считать свои границы границами вещей. Так появились болезни, войны, голод, катаклизмы, смерть. Но человека это не смутило, ведь он был уверен в правильности своего пути, и тогда он стал искать ответ злу, слепив из последних остатков веры своего грозного пупырчатого стража - науку. В её липких холодных глубинах заложили люди потаённый императив своего рая: лишь бы более нечего было бояться.
И вот, упросив мир донельзя, человек почил, взглянул на своё творение и увидел, что это хорошо: больные в лечебницах, здоровые на улицах, злые в тюрьмах, добрые в торговых центрах, богатые продают, нищие покупают. С тех пор лишь единственное беспокоило его - сортировка, чтобы каждый занимал своё место, чтобы каждому было по чину и заслугам его. И тогда, по мнению большинства и наступит снова рай на Земле, но уже рай человеческий.
Закончим этот пролог и перейдем к основной теме, теме бреда, о которой давно хотел написать. Я уже говорил о том, что
главная беда религиоведческой литературы в том, что она вышла из-под пера атеистов. Беда психиатрии в том же, люди науки не признают существование души. Принятый в науке механистический подход лишь описывает, но ничего не объясняет: человека ложно сравнили с часовым механизмом, выведя из этого два ложных вывода. Первый состоит в том, что есть то «здоровое состояние», до которого тело можно донастроить извне, а второй заключается в том, что эта настройка материальна, что нужно лишь наладить, откалибровать биохимические и биофизические процессы, и через эту настройку перевести пациента в столь желаемое «здоровое состояние». Бизнесу понравилась эта идея - так родилась фарма.
С физическими увечьями и недугами было ясно, что делать - подсмотреть у здорового и сделать так же у больного. Во многих случаях это помогало: раны зашивали, кости сращивали, больное удаляли. Но вот что делать с душевнобольными ясно не было: их просто отдавали на откуп Церкви или терпели, до того момента, как в 1913 году Карл Теодор Ясперс похоронил всю психиатрию своим переносом с содержания бреда на его форму. Это был не случайный рубеж, незадолго до этого, тяжело больной немецкий философ Фридрих Ницше изрек свою знаменитую максиму «Бог умер!». Душа снова проиграла таблеткам или бизнесу. Юнгианская школа была маргинализированна. Карл Густав Юнг оказался последним, кто пытался нащупать связь между словом, мифом, сновидением, религией, искусством и поведением, кто встал против того, чтобы назвать бредом всё, что мы не понимаем и при этом, стигматизируя человека, подвергать его принудительному лечению и изоляции.
Бреда не существует, человеческая психика просто не в состоянии его создать: по мере отступления рассудка, бессознательное просто проявляет себя во все более чистом виде. То, что сегодня называют бредом, является просто выходящим за грани понимания людей, упрощенных сознанием. Мы не считаем бредом творчество Никола Бурбаки, хотя для обывателя это выглядит именно так. Человека, видящего галлюцинации, отправляют в лечебницу только потому, что доктор этих галлюцинаций не видит. Почему никто не лечит докторов? Каждый день человек видит бредовые сны и это никого не смущает. Родственники в деменции зачастую говорят чистую правду: дряхлые меха их рассудка уже не способны сдерживать ложью невысказанное, но их никто не слышит. Сосед допился до чертей и видит на жене чёрта, так почему лечат соседа, а не жену? Мунк, Врубель, Дали, запечатлели то же самое, что видел сосед алкоголик, но почему-то мир искусства - в галереях, где ходят весьма уважаемые люди, помалкивающие о своих фантазиях и видениях, а людей бедных хотят везти в лечебницы.
О, человек, доколе ты будешь издеваться над собой?! Если закапывать свои золотые на поле Дураков, то не такой уж ты сегодня и дурак.