За окном лето, но и украинцы, и европейцы все чаще вспоминают о «холодной зиме» 2009 года. Украинцы находятся в предвкушении северного «газового ветра» гуляющего в их кошельках с началом нового отопительного сезона. Европейцы же в прямом смысле обеспокоены наличием тепла зимой.
О справедливости газовых формул и оптимальной стоимости голубого топлива для Украины пусть говорят профильные специалисты. Меня больше интересует сам подход, философия подписания Украиной международных договоров, потому что, на мой взгляд, это и есть первопричина многих проблем.
Газовый котракт с Россией, обсуждение которого началось только после его подписания, всего лишь один из примеров в череде "проблемных" международных соглашений Украины. Недавно подписанный Украиной Договор о вступлении Украины в Европейское энергетическое сообщество также находится по угрозой срыва. Фактически, только после получения полноценного членства в ЕэС мы начали вникать в суть обязательств которые на себя взяли. Так, уже сегодня неофициально заявляется, что выполнить его условия в срок Украина не сможет - прежде всего, из-за экологической составляющей. Слишком много денег (порядка $17 млрд на модернизацию тепловой генерации) необходимо привлечь в сжатые сроки.
Перечень «невыгодных» договоров, выполнять которые Украина не хочет или не может можно перечислять и дальше. К примеру, о невыполнении Украиной Орхусской конвенции («О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»), сегодня говорят на самом высоком международном уровне.
До последнего времени международные соглашения заключались исходя из ситуаативных политических предпосылок, а не долгосрочных государственных приоритетов. Каим образомм выйти из сложившейся ситуации?
Во-первых, на сегодняшний день в государстве отсутствует интгерированное планирование выполнения международных соглашений. Функции разных исполнительных органов дублируются, между ними отсутсвует четкая координация. Именно эту проблему должна решить, взявшая старт, административная реформа.
Во-вторых, Украина должна стать более консервативной в своей готовности формально «подстраиваться» под какие-либо стандарты, в случае если они не выгодны или нереализуемы.
В-третьих, дав слово, держать его нужно, поскольку срыв своих обязательств - неважно, перед Москвой или Брюсселем,- будет еще более невыгодным для страны.
В бизнесе компании, которые не выполняют свои контрактные обязательства, на рынке долго не задерживаются.