Пока Живой журнал из-за «навальных» атак был недоступен перелистывал классику геополитики - «Великую шахматную доску», Зб. Бжезинского.
Рассуждая о том, какая Европа будет более выгодным партнером для США - сильная или слабая, Бжезинский склоняется к второму варианту. Аргументируя это следующим образом:
«Кризис политической легитимности и экономической жизнеспособности, с которыми во все большей степени сталкивается - но которые не способна преодолеть - Западная Европа, коренится глубоко в повсеместном распространении поддерживаемого государством общественного устройства, поощряющего патернализм, протекционизм и местничество. В результате - состояние культуры, сочетающее эскапистский гедонизм с духовной пустотой, состояние, которое может быть использовано в своих интересах националистически настроенными экстремистами или идеологами-догматиками».
Действительно, сегодня расширение ЕС стало не целью, а процессом. Разрозненность объединенной Европы на лицо. Если раньше «национальной идеей» ЕС было распространение демократических ценностей, сегодня очевидно, что эта формулировка себя дискредитировала. И пустоту в соответствие с теорией Бжезинского заполняют националистические силы. Так, последние прошли в большинство парламентов государств-членов ЕС на последних выборах.
Наглядным примером является Франция. Согласно последним социологическим исследованиям на грядущих президентский выборах может победить представительница ультраправой партии «Национальный фронт» - Мирин Ле Пен.
По результатам опроса, проведенного институтом Harris Interactive по заказу газеты Le Parisien, поддержать Ле Пен в первом туре готовы 23% опрошенных. Действующий президент Николя Саркози и лидер социалистов Мартин Обри набрали бы по 21%.
Тенденции прямо скажу неутешительные и довольно опасные, к чему может привести такая «радикализация» Европы - вопрос открытый и крайне горячий.