Стервятники, не в силах передвигаться от обжорства, сидят возле скелета убитой антилопы. Если бы мы увидели эту картину на пару часов позже, то решили бы, что антилопа погибла вечность назад - грифы, не оставив после себя ни кусочка мяса, скоро улетят, а палящее солнце довершит работу и иссушит кости. Мы снова опоздали, еще недавно львы были здесь.
Очередная неудача, которая, однако, только распаляет. Прошло уже две недели, которые мы провели, исследуя национальные парки Кении и Уганды, но увидеть львов нам толком не удавалось. Лишь единственный раз, в Уганде, мы издалека увидели львицу в камышах, поджидающую стадо импал у водопоя.
Поэтому в Масаи Мара мы ехали с четкой целью - охотиться на львов.
В очередной раз останавливаемся на холме, я высовываюсь в окно машины и в бинокль осматриваю округу. Кажется, что-то есть. Да, точно, лев! Твою же мать, не лев, а бородавочник. Едем дальше, до следующего холма. В Масаи Мара совсем другая стратегия - зверей надо искать. Это не Накуру, где, куда ни сунешься, везде зверье. Здесь есть охотничий азарт: выследить, подкрасться, сфотографировать.
Снова холм, и снова в бинокль ничего не видно. Уже уставшие, едем дальше. «Стоп! На 13 часов рыжее пятно в высокой траве!», - наконец-то удача, в двух метрах от нас, лениво отгоняя надоедливых мух, сонный от полуденного зноя лежит царь природы. Свет для хороших фотографий слишком жесткий, лев валяется и ничего не делает, но мы все равно очень рады, тем более что удалось увидеть самца, а ведь они встречаются реже.
Вечером мы поделились своими успехами с масаем, управляющим кемпингом:
- Всего один лев? Другие мои постояльцы хвастались, что видели сегодня штук пятнадцать.
Как-то мы не так ищем, надо знать места. Из рассказов вышло, что для того чтобы найти львов вообще не нужно въезжать в нацпарк и платить деньги за билет. Достаточно просто проехать деревню и углубиться в сторону реки Талек на пару километров. Звучит странно, но мы попробуем следующим утром.
Проезжаем последние дома, навстречу идет огромное стадо коров с пастухом. Неужели, здесь, на выпасе, могут быть дикие звери? Поднимаемся выше по дороге, и из кустов выходят жирафы, рядом пасутся зебры и антилопы. Да, действительно удачно заехали. Петляем у реки, выискивая рыжие спины в бинокль, продолжая удивляться тому, что за территорией парка чуть ли не интересней, чем в самом парке. Лишнее подтверждение тому, что Масаи Мара - это не место, куда согнали животных и огородили их проволокой под током, здесь они действительно живут сами по себе. В этот момент мимо машины как бы между делом проходит львица. Мол, не обращайте на меня внимания, вы, наверное, так привыкли к виду львов, что меня вовсе и не заметите. Подходит к кустам и ложится к своим двум уже почти взрослым детенышам. Они на сегодня уже сытые, ничто не заставит их выйти на палящее солнце из тени. И мы, хоть и затаили дыхание, все же вскоре уезжаем, устав от статичной картинки спящих животных.
Надо сказаться, что больше всего я переживал в этой поездке из-за отсутствия света. Если в Эфиопии почти каждое утро и каждый вечер гарантированно светило мягкое теплое солнце, то в Кении и Уганде постоянно были тучи. А это очень обидно - вдруг найти спящего на дереве леопарда, достать фотик и материться, потому что идет дождь. Нет, конечно, на спуск затвора я все же нажимал, но при этом понимал, что фотографии не получаются.
Поэтому, когда в последний день вечером вышло именно такое солнце, которого я ждал все последние дни, я первым побежал уговаривать всех оставить вечерний отдых перед долгой поездкой до Найроби, и ехать фотографировать. Знакомая дорога мимо зебр и жирафов, никакой уверенности, что львы все еще там, но при этом предвкушение, спешка и азарт. Подъезжаем к знакомому повороту реки и в кустах видим 10 маленьких рыжих клубочков, жадно сосущих молоко у своих двух мам. Потрясающая удача!
Перепутанные маленькие хвостики, извивающиеся от наслаждения, чавкающие звуки, возня за право обладать сиськой с молоком. Львица поднимает ногу, чтобы львятам было удобней, но возня не прекращается, и та с рыком переворачивается на другой бок, раскидывая детенышей во все стороны. При этом они крайне возмущены и кусают маму почем зря. «Ах, так? Тогда хрена лысого вы получите, а не молока!» - рычит львица и под обиженное мяуканье уходит под другой куст.
У каждого уже свой характер. Кто-то из львят ушел нежиться под солнце, кто-то играет. Один пошел подлизываться к маме и трется об нее мордочкой. Ко второй львице никто не подходит, видимо ее дети уже достали - минутой позже мы наблюдаем, как она рыкнула на сунувшегося было к ней львенка. Тем временем первая львица оттаяла, бухнулась на спину и подняла ногу - налетай, подешевело. Снова семейная идиллия: мама лежит, отдыхает, львята аккуратно пристроились каждый к своей сиське и задремали.
На это совершенно не устаешь смотреть, незаметно пролетел целый час, идет второй. Жаль только, что солнце постепенно садится, а то мы проторчали бы тут без ужина до следующего утра. Создается впечатление, что нас вообще не замечают, хотя наша машина стоит всего в двух метрах, но львы даже ни разу не повернули головы в нашу сторону, у них свои дела. Но стоит открыть дверь, и я уверен, что моргнуть не успеешь, как у львят появится новая игрушка и незапланированный ужин.
В это время проснулся львенок, отдыхавший под соседним кустом, и побрел к маме. Как же, все пьют молоко, а он один не при делах. С потрясающей наглостью забрался на спину львицы и стал высматривать место, куда бы приткнуться. «Ага, сейчас она им устроит показательную порку», - подумали мы и снова схватились за фотоаппараты. Никто просто так сиську не отдаст (я бы, честно говоря, тоже захваченные мною сиськи ни кому не отдал). Львята только крепче сжали их зубами, а зубы у них маленькие, но острые. Рев возмущения, и детеныши кубарем летят в разные стороны от разозлившейся матери. Не обращая внимания на пронзительные вопли, та уходит к другой самке, у которой терпение кончилось еще раньше.
Садится солнце, львята дерутся между собой, а две усталые матери вылизывают друг друга с почти человеческим сочувствием и пониманием.