Bolghar

Aug 01, 2006 16:23

Казань город не туристический, даже по российским меркам. Два татарина, с которыми мы сидели в купе поезда очень удивились, когда узнали, что мы едем на их историческую родину просто так, даже не к знакомым. Идея приехать в Казань, остановиться в гостинице и несколько дней осматривать местные достопримечательности показалась им дикой.
К слову сказать, татары в нашем купе оказались безумно интересными и совсем не простыми. Один из них только что написал кандидатскую диссертацию по медицине, он возвращался из Москвы, где сдавал свой труд в ВАК. В нашем с Аллой коллективном сознании этот татарин отметился тем, что он крепко сомневался в истинности эволюционной теории и был вполне убежден, что люди генетически ближе к свиньям, чем к шимпанзе (и это при том, что диссертацию он написал по физиологии, которую уже второй год преподавал в Казанском Государственном Медицинском Университете - http://kgmu.kcn.ru). Второй татарин был еще краше. Он недавно закончил Российский Исламский Университет (http://www.e-riu.ru) по факультету теологии (http://www.e-riu.ru/about/facult/teol). Впрочем, ни теологических, ни каких-либо иных положительных познаний, как в области истории ислама, так и в его догматических аспектах он не обнаружил. Даже невинный вопрос первого татарина, который сразу почувствовал в своем собрате крупного религиозного авторитета, - чем собственно отличаются сунниты от шиитов, вверг нашего теолога в смущение. Впрочем, он не стушевался и мудро ответил, что раскол уммы, несомненно, стал результатом происков иудеев, которые в нужный момент подкинули иранцам (о существовании арабов-шиитов татарский теолог до того момента не подозревал) всякие еретические мысли, за которые иранцы по недомыслию и нелюбви к арабам ухватились. На ночь же будущий духовный пастырь татарского народа рассказал наставнику татарских медиков правдивую историю о Гоге и Магоге, а также о близящемся апокалипсисе, все признаки которого на лицо.
Впрочем, я отвлекся. Этот пост я намерен посвятить булгарскому городищу.

Пожалуй, Булгары - самый интересный объект, который можно посетить, оказавшись в Казани. Из Казани в Булгары (они же, как я помню из советского школьного учебника, Великие Булгары, или БУлгар, как произносят местные татары, или БулгАр, как тоже часто говорят) идет такой метеор:


Расписание метеора составлено удобно для субботы и воскресенья, в остальные дни, пожалуй, лучше ехать на автобусе, который идет дольше, стоит дороже, а таких чудесных видов на бескрайнее Куйбышевское водохранилище вы из его окон, думаю, не увидите:


Кроме того, по большим мусульманским праздникам от основных мечетей Казани в Булгары ходят специальные автобусы для паломников. Городище считается столицей прородины татар и крайне святым местом.


Так Булгары выглядят с Волги.


Булгарское городище является музеем-заповедником, особого сайта у него нет, есть страничка на museum.ru. Основные выставочные площади помещаются в бывшей церкви Успения (18 век) бывшего монастыря, вокруг которого выросло село Спасское, ныне Булгар. Развалины справа от церкви - Соборная мечеть с большим минаретом (минарет построен в постсоветский период, по просьбам «трудящихся востока»). За мечетью просматривается шатер Восточного мавзолея, слева - Северный мавзолей. Здесь и далее я сознательно не указываю вероятные датировки булгарских памятников, приблизительно все они датируются в пределах 13-14 вв.


Северный мавзолей. Действительное предназначение всех «мавзолеев» и "Черной палаты" неизвестно. В монастырский период мавзолей служил погребом. Купол заново сложен реставраторами.


Внутри северного мавзолея. Надгробные плиты, собранные на булгарском городище.


Восточный мавзолей. В монастырский период служил церковью. Шатер восстановлен реставраторами.


Внутри соборной мечети. Здесь нам довелось видеть современный обряд, истинный смысл которого нам разъяснили отдыхавшая неподалеку на камне местная экскурсоводка. Группа татарских женщин за тридцать и присоединившиеся к ним лица ходили вокруг колоны, держась за нее рукой. Оказывается, если сделать известное количество кругов, не уверен, по или против часовой стрелки, то загаданное перед этим желание непременно исполнится. Подобные обряды, распространенные равно среди мусульман, христиан и неверующих, на мой взгляд, прекрасно характеризуют общее состояние религиозности в нынешней России.


Ханская усыпальница и малый минарет (подлинный)


_


Я «возвещаю азан» с малого минарета


_


Резные камни в стенах малого минарета


_


«Белая палата». Эти развалины достоверно атрибутированы как бани.


«Черная палата». В отдалении большой минарет с тонированными стеклами шатра.


Внутри черной палаты. Черная палата - наиболее полно сохранившийся средневековый памятник на территории булгарского городища.

tatarstan

Previous post Next post
Up