Эдвард Саид пишет: «Англоязычному читателю написанное Фуко может показаться абстрактным - качество, которое, по какой-то причине, иногда раздражает, особенно в работах, которые, в общих чертах, претендуют на исследование человеческого опыта.»
[Edward W. Said, “Michel Foucault As an Intellectual Imagination,” boundary 2, Vol. 1, No. 1 (Autumn, 1972
(
Read more... )
Вы отметили очень важный момент: "он написал довольно пухлый том и, видимо, имел для этого какие-то прагматические соображения, возможно даже не слишком приглядные, если смотреть на это с высоты чистой науки". Да, всё это надо учитывать, разумеется. Выходит, книга в том числе и протест палестинца-гуманиста, ощущающего что-то вроде "внутренней эмиграции" и протестующего против колониальной политики Запада, которую кроме военных, по его мнению, поддерживают писатели, историки, исламоведы, СМИ и т.д.)... Видимо Саид, таким образмо решил "пнуть" (с) цивилизаторов, которые все такие умные, рациональные, прогрессивные и гуманные, а когда дело доходит до реального военного конфликта, в котором люди гибнут словно насекомые - то начинается театр абсурда. (Мне это, как-то даже знакомо, ведь и у нас конфликт, который длится больше 20 лет и давно уже беккета с хармсом сделал былью : -(
п.с. я еще не историк - я учусь : -) насчёт ваших мыслей о методологии историка - я с вами согласен. но это большая тема. Всё же объяснение ценой искажения или игнорирования фактов (ради обоснования теоретической программы) - не лучший выход для историка. Это, как вы говорите, "необходимость", но, думаю, нужно всячески стараться избегать её. Мне ближе позиция школы Анналов о том "чтобы заставить источники говорить", "вжиться в источники", о "междисциплинарности" и т.д. "Анналы", как раз пыталась преодолеть исторические построения "Гегеля и Маркса". Кстати, ведь Саид - это тоже, во многом, "продукт" революции в гуманитарных науках, которая произошла в Европе (более всего во Франции) в сер. 20 в.
Спасибо Игорь!
Reply
Reply
Leave a comment