Каникулы заканчиваются, скоро опять не станет свободного времени. Но пока семестр не начался я, пожалуй, напишу один большой пост про столкновение отечественного архитектурного образования с западным.
Первую историю рассказал мне местный постдок, закончивший архитектурный институт в Бельгии. Вместе с ним на магистерскую программу поступил студент из России, выпускник архитектурного института в Москве или Питере. Русский студент, до приезда в Бельгию, успел поработать в каком-то архитектурном бюро в России и, как я понял, очень рассчитывал на свой практический опыт. В первый же месяц выяснилось, что россиянин почти не знает английского, на котором шло преподавание в бельгийском институте (привет, русскому Тоефлу). Но основная сложность для него была даже не в этом: в первый семестр основной акцент был сделан на теоретических курсах: студентам объясняли теорию современной архитектуры. К такому повороту событий россиянин оказался совершенно не готов: он вообще не понимал, что происходит вокруг него, зачем ему преподают всю эту «философию». Он говорил: дайте мне там проект нарисовать или что-нибудь в этом духе - это я умею. Промучившись три месяца, он бросил институт и уехал домой.
Свидетелем второй истории стал я сам. В Ростове-на-Дону был организован Южный федеральный университет, в состав которого вошел
архитектурный институт. Университет получил от государства значительные средства, что характерно не на зарплату сотрудникам, а на закупку оборудования и т.п. В числе прочего были выделены средства на ознакомление с международным опытом в области архитектурного образования. С практической точки зрения это означало, что несколько человек из руководства архитектурного факультета/института получило возможность съездить за границу. Две женщины из деканата приехали в MIT. Скажу прямо, они свалились местному архитектурному департаменту как снег на голову: никто их не приглашал, никто их не звал, но хуже всего было то, что они совершенно не владели английским языком. Учебный отдел архитектурного департамента MIT сначала пришел в замешательство, а потом обратился к русскоговорящим студентам факультета с просьбой о помощи: вызвался я. Почему я это сделал? Отчасти потому, что у меня в тот момент было чуть больше времени, чем у других русскоговорящих студентов (всего нас здесь четыре); отчасти из-за неких меланхолически-ностальгических чувств, которые я испытываю к югу России. После краткого диалога с приехавшими женщинами и уяснил, что архитектурное образование в MIT их интересует постольку-поскольку, а вообще они приехали потусоваться в США. Дальше выяснилось, что образовательная программа на магистерском уровне - основном при получении профессионального образования в США - их не интересует вовсе. (Кстати программа и образцы курсов выложены в Интернет и вполне доступны из России.) Почему-то их интересовал бакалавриат, которые играет сравнительно незначительную роль в профессиональной ориентации местных студентов и, самое главное, бюрократическая структура архитектурной школы MIT (sic!!!). Господи, они доканали меня и учебный отдел бесконечными вопросами о том, кто подчиняется кому, на каких заседаниях принимаются какие решения, кто вообще тут главный. Все разговоры про децентрализацию и автономию они сходу отметали как сущий нонсенс. Они требовали показать им напечатанную программу обучения бакалавров, которой не существует, во что они просто отказывались верить. Все попытки рассказать им про образование как таковое они пресекали на корню: у нас в Ростов педагоги и так хорошие, нам бы понять, как все правильно организовать.
Впрочем, в действительности, больше всего их интересовало письмо от MIT, о том что они здесь были, встречались с кем-то и что-то обсуждали. Письмо нужно было им для бухгалтерии. Когда, в конце концов, мне удалось согласовать с учебным отделом текст этого письма, они радостно ухватили его в клюв и умчались заниматься шопингом.
Я и учебный отдел потом месяц приходили в себя от этого нашествия. За труды учебный отдел подарил мне сумку с логотипом MIT и карточку на 20 баксов ;)