Полный текст моей статьи с фото авианосца находится по адресу:
www.linago.hotmail.ru/text/98.htmНе время мечтать про авианосцы
(открытое письмо министру обороны РФ)
"Война - слишком серьёзное дело,
чтобы доверять её военным".
Ш.Талейран
В настоящее время ВМФ имеет один корабль, который условно можно назвать авианосцем - это тяжелый авианесущий крейсер (ТАРК) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".
6.01.09 г. на борту авианосца произошла очередная авария - пожар во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. По предварительным данным, одной из причин пожара могла стать неисправность в топливной системе машинного отделения. Пожар длился около 2-х часов, при этом погиб матрос срочной службы Д.Сычев, который задохнулся от дыма.
К сожалению, на "Кузнецове" было большое количество аварий, он по этой части - лидер в ВМФ. Один из офицеров крейсера написал в 1999 году: "То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не может запуститься… и весь корабль погружается во мрак: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут - не авианосец, а летучий голландец"...
Достоянием гласности становятся только тяжёлые аварии, типа падения СУ-33 за борт (5.09.05г.) или аварийная посадка на брюхо самолёта СУ-25УТГ (18.10.04г.).
Другие многочисленные аварии известны меньше:
В 2000 г. на корабле погиб матрос БЧ-5 от удара током.
17.01.02 г. произошел пожар во время ремонта на рейде Североморска, при этом погиб старшина 1-й статьи В.Бобылев - отравился угарным газом.
27.08.06 года произошел пожар, два матроса отравились угарным газом и были госпитализированы.
В 1995 г. «Кузнецов» попал в сильный шторм. При этом вышли из строя несколько паровых котлов, корабль потерял ход и чуть не был выброшен на берег Новой Земли.
В декабре 1995 года «Кузнецов» отправился в Средиземное море. Уже в самом начале похода у него обнаружились серьезные проблемы в работе главной энергетической установки. Выяснилось, что у двух из восьми паровых котлов засолены трубки - матросы вместо дистиллированной воды залили забортную воду (где при этом были офицеры ?). Во время похода трубки других котлов регулярно лопались и протекали. Постоянно отказывали: испарители, турбогенераторы, дизель-генераторы. В результате «Кузнецов» двигался со средней скоростью в 2...4 узла. По воспоминаниям участников, поход проходил в очень сложных условиях и стоил личному составу большого напряжения сил. Главным образом это касалось электромеханической БЧ. Из-за низкой квалификации личного состава, а также конструктивных недостатков ряда систем, имели место отказы техники. Например, броски напряжения в электросети приводили к частым выходам из строя блоков ПНК ЛАК, систем госопознавания, блоков РЛС. Много нареканий вызывала работа оптической системы посадки «Луна», требовавшая постоянной настройки.
В процессе эксплуатации "Кузнецова" выявился серьезный конструктивный недостаток системы осушения трюмов - полное отсутствие водоотливных эжекторов. Имевшиеся же осушительные насосы оказались неудобными в эксплуатации, неэффективными, а также неремонтопригодными.
В феврале 1996 года при посещении Мальты у «Кузнецова» отказали все котлы (!) и корабль остался без хода. Из-за сильного ветра возникла опасность выброса авианосца на берег. С большим трудом экипажу удалось запустить два котла и корабль малым ходом вернулся в Североморск, где был поставлен в длительный ремонт. После этого руководивший финальной частью похода начальник Главного штаба ВМФ адмирал В.Селиванов ушёл в отставку [1].
В августе 1998 года при приеме топлива на авианосец был по ошибке закрыт не тот клапан и 60 т мазута вылилось на пост управления стрельбой. Пост вышел из строя. Чуть ранее из-за прорыва трубы на авианосце оказались затоплены два из четырех зенитных комплекса «Кортик». Источник: газета «Коммерсантъ».
В мае...июне 2003 г. «Кузнецов» прошел докование на СРЗ-82 (Росляково), а в октябре направился в Баренцево море на ходовые испытания, во время которых произошел пожар в главном газоходе...
История создания "Кузнецова" сложна и мучительна: 700 организаций СССР принимали участие в проектировании и строительстве ТАРК. Колоссальное количество денег и ресурсов потрачено, а результат ?
Качество авианосца низкое - сплошные аварии, отопление корабля очень плохое. На самолеты Су-33 из-за трамплинного взлета (вместо катапультного) налагаются ограничения по взлетной массе. Даже с новейшими двигателями типа АЛ-31Ф-М1 самолёт Су-33 не может взлететь с полной боевой нагрузкой.
В настоящее время имеется только 24 самолёта СУ-33. У этих самолётов есть огромный недостаток - это просто самолёты ПВО, как обычные СУ-27. СУ-33 не имеет оборудования (прицелы и т.п.) для "работы" по земле - это чудовищный прокол советского ВПК. Кому нужен убогий авианосец, с помощью которого нельзя бомбить вражескую территорию или хотя бы просто угрожать ? Прок от "Кузнецова" какой, как от боевой единицы ? И всё это произошло при прямом участии Д.Устинова, из которого некоторые норовят изобразить гения.
Кроме того, за многие годы наш ВПК не сумел разработать самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛО или AWAKS). Мучались долго с Як-44РЛД, но ничего толком не получилось.
Американцы давным-давно имеют палубный самолёт ДРЛО: E-2 Hawkeye - это глаза и уши авианосца и его авиагруппы. В американском флоте летающий радар E-2 Hawkeye считают самым ценным самолетом...
Проектирование ТАРК началось в 1973 г. В 1976 году главком ВМФ утвердил очередное ТТЗ на корабль. В нем задавался корабль водоизмещением около 60000 т, с авиапарком в 50 самолётов, с двумя катапультами, с атомной энергоустановкой. В том же 1976 году, умер влиятельный сторонник авианосцев - министр обороны А.А.Гречко, и у проекта начались большие проблемы.
Длина палубы авианосцев обычно не превышает 240…334 м, и по этой причине для разгона самолётов на авианосцах США применяют паровые катапульты. Катапульты сложны в изготовлении и очень дороги. На американском авианосце "Нимиц" установлены 4 катапульты, обеспечивающие разгон самолётов массой 40 т, до скорости 300 км/ч. Длина трека - 94,5 м. Диаметр поршня катапульты - 0,46 м, вес одного поршня - 2,7 т !
Созданием отечественных катапульт занималось объединение "Пролетарский завод" в Ленинграде (главный конструктор А.Булгаков). При изготовлении катапульт пришлось решить сложную проблему связанную с расточкой огромных цилиндров с внутренним диаметром 0,5 м, проблемы с ленточной системой уплотнения цилиндров - это самое сложное, их смазки и обогрева катапульт в зимнее время. Одну катапульту "Пролетарский завод" изготовить смог, но она заработала только в 1986 году на полигоне "НИТКА" в Крыму. Причём, это была не боевая катапульта, а технологическая - "БС-1". Использовалось она для разгона тележек, которыми испытывали аэрофинишёр "Светлана-2".
Зарубежные авианосцы имеют две-четыре паровые катапульты, разгоняющие самолеты до скорости 260...300 км/ч, поэтому старт может быть осуществлен в штиль или на «стопе», без использования добавочной скорости хода корабля. Катапульта позволяет разгонять боевой самолет с полной боевой нагрузкой даже при плохой погоде. Трамплин обеспечивает скорость отрыва лишь 200 км/час - это не позволяет обеспечивать взлет самолетов с максимальной боевой нагрузкой, даже при длине разбега 180 м. Кроме того, старт с трамплина диктует высокие требования к тяговооруженности самолёта: двигатели выводятся на форсаж до начала разбега, что приводит к преждевременной выработке ресурса двигателей. Чтобы предотвратить повреждение надстроек корабля горячими газами двигателей самолетов, на "Кузнецове" имеется три огромных (4х6м)подъемных , охлаждаемых водой, газоотражательных щита.
Трамплин в 2 раза проигрывает двум катапультам по показателю времени подъема авиационной группы в воздух.
Тем не менее:
Cделать катапульты "Пролетарскому заводу" оказалось сложно и завод затребовал много денег и времени.
Проектировщики авианосца испытывали трудности при проектировании энергетической установки, т.к. для функционирования катапульт нужно много пара, а тогдашний министр обороны Д.Устинов потребовал заменить атомную силовую установку на обычную.
Видя, что изготовление катапульт затянулось, инициативу проявил Симонов М.П., главный конструктор КБ "Сухой". Он заявил Д.Устинову, что его самолёты СУ-27 обойдутся без катапульт.
В итоге, в 1980 году Д.Устинов приказал вместо катапульт сделать трамплин для взлёта самолётов. Полагаю, главное, что смущало Д.Устинова - это огромная стоимость ТАРК, высокая трудоёмкость работ по строительству ТАРК (включая катапульты) и большая стоимость инфраструктуры по обслуживания этого огромного корабля. Д.Устинов пытался, как мог, сократить непомерные расходы. Последствие ошибок Д.Устинова - неудачный ТАРК "Кузнецов" с массой дефектов.
Строить ТАРК начали в 1982 году. Качество изготовления энергетической системы "Кузнецова" оказалось очень плохим, на корабле множество раз текли котлы. Подробно про технические проблемы "Кузнецова" можно прочитать тут.
Самые страшные проблемы порождает вовсе не брак заводов. Самые страшные проблемы порождают ошибки проектировщиков. Никто не может понять: для какой климатической зоны проектировали ТАРК ? По результатам эксплуатации - он никак не предназначен для севера.
Мне хотелось, чтобы на этот вопрос ответил ныне здравствующий конструктор ТАРК - А.Б.Морин (Невское ПКБ).
По факту: на корабле плохая теплоизоляция плюс отвратительная система отопления. По этой причине зимой иллюминаторы запотевают, конденсат со стен льётся потоками, экипаж мёрзнет [2]. Зимой 1998/1999 гг. замерзли даже трубки в одном из главных котлов. Дело в том, что площадь внешней поверхности любого авианосца огромна, в сотни раз больше по сравнению с площадью эсминца. Чем больше поверхность охлаждения, тем сложнее обогреть внутренний объём корабля. Стальная громада авианосца (длина 305 м) зимой попросту промерзает, для отопления корабля нужно очень много энергии и мощная теплоизоляция - с физикой спорить бесполезно !
Зарубежные кораблестроители широко применяют качественные утеплители из минеральной (базальтовой) ваты с покрытием алюминиевой фольгой и с армированием стеклопластиковой сеткой. Кораблям Северного флота желательно иметь такую качественную теплоизоляцию. Видимо на "Кузнецове" теплоизоляция совсем плоха.
Для того, чтобы не замерзали иллюминаторы необходимо применять трехслойные стеклопакеты.
Да, дорого получается, если по уму проектировать авианосец для базирования на севере…
Другие страны вообще не имеет таких специфических проблем, т.к. содержат свои авианосцы только в тёплых водах, на широтах Франции и южнее. Вот и получается, что главная ошибка Д.Устинова заключалась не в том, что он исковеркал первоначальный проект авианосца, а в том, что он не прикрыл проект вообще !
С 1945 года главным лоббистом постройки авианосцев был адмирал Н.Кузнецов, по телевизору я видел множество передач с дифирамбами про его проницательность. Пока И.Сталин и Г.Жуков были у власти, они блокировали запросы упрямого Н.Кузнецова, который никак не мог уяснить, что в послевоенном СССР нет денег на постройку и содержание огромных авианосцев.
Главное: в России негде базировать авианосцы ! Нет подходящих мест. За всю свою историю Россия имела лишь один порт пригодный для содержания авианосцев - это Порт-Артур. На севере авианосцам делать нечего, в силу высокой стоимости содержания, из-за проблем с отоплением этих огромных кораблей. Также сложно тренировать лётчиков, т.к. на севере мало дней с хорошей погодой.
Наши адмиралы упорно не желают понять этих очевидных аргументов. Адмирал А.Высоцкий заявил в 2008 году, что хочет 6 авианосцев (цена - 5 млрд. долларов за штуку) и конструкторы тут же засуетились, см.[5].
К концу 90-х состояние "Кузнецова" стало настолько плохим, что максимальный ход, который он мог развить, не превышал 18 узлов. "Кузнецов" базируется не у обычного причала, а на судоремонтном заводе №35 в Мурманске. Очередной ремонт ТАРК начался в 2001 году. Осенью 2003 года его попытались вывести на ходовые испытания, однако в море половина отремонтированных котлов высокого давления снова вышла из строя...
3 декабря 2008 года 35-й судоремонтный завод закончил ремонт крейсера "Адмирал Кузнецов". На судне была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъема самолетов на летную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.
Конца и края не видно этим бесконечным ремонтам ! После пожара 6.01.09 г. придётся делать ещё один ремонт.
Мне на форумах возразили, что и на американских авианосцах были аварии. Да были, только надо сделать существенное уточнение: на всех 9-ти американских авианосцах класса "Nimiz" аварий было значительно меньше, чем на одном "Кузнецове". И это при том, что американские авианосцы принимали реальное участие в боевых действиях. А так, чтобы все котлы разом вышли из строя - это ужасные реалии "Кузнецова". Вопрос к нашим адмиралам: как можно было так рисковать экипажом и посылать ТАРК в море с дефектными котлами ? Наша военная элита явно не в порядке и нуждается в пристальном внимании общества...
Известно, что содержание одного американского авианосца обходится примерно в 10 млн. долларов в месяц - это без зарплаты экипажу.
Учитывая то, что на "Кузнецове" идут бесконечные ремонты - содержание этого авианосца обходится чрезмерно дорого для государства.
Как налогоплательщик я задаю вопрос адмиралу А.Высоцкому: сколько стоили содержание и ремонт "Кузнецова" с 1992 по 2009 год ?
Очень жаль, что этот вопрос не волнует наших депутатов !
Если бы "Кузнецов" имел катапульты, универсальные самолёты, надёжную энергетику и хорошую систему отопления, т.е. был настоящим боевым кораблём, то тогда оправданы расходы на ремонт и содержание ТАРК. Но ведь этого ничего нет: "Кузнецов" - это корабль-полуфабрикат с массой дефектов.
Для сравнения: сколько в "Москвич" денег не вкладывай, всё равно "Мерседес" из него не получится.
Кроме того, на корабле плохая вентиляция, мало помещений с иллюминаторами и убогие интерьеры. Офицеры с неохотой идут служить на этот корабль, популярна фраза: "Будешь себя плохо вести - пошлем на "Кузнецова" [2].
Я не видел, чтобы хоть один человек реально служивших на "Кузнецове" написал хорошие слова про ТАРК. А вот негатива сколько угодно. Например, на форумах написали, что комплекс "Гранит" неисправен и его собираются демонтировать.
Главкомату ВМФ некуда девать народные деньги, кроме как бесконечно ремонтировать ТАРК ?
Нам есть чему поучиться у американцев. Например, на авианосце "Карл Винсон" (класс "Nimiz") установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения.
США успешно внедряют на своих кораблях систему разведки, связи и ПВО под названием "Aegis". В системе "Aegis" объединены все средства обнаружения, поражения, управления и тактической радиосвязи. Подавляющее большинство функций боевого применения оружия может выполняться с помощью ЭВМ корабельного многомашинного вычислительного комплекса. Система "Aegis" обеспечивает на каждом корабле доступность единой картины воздушного пространства на все соединение (включая данные с самолётов-разведчиков "АВАКС") на уровне обработанной информации от всех корабельных радаров соединения. Любой корабль соединения имеет возможность вести огонь по цели, которую собственный радар в данный момент не наблюдает.
В России недавно разработана боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Требование-М", которая функционально похожа на систему "Aegis". Но монтируются "Требование-М" только на экспортные фрегаты для Китая и Индии. Для монтажа этой системы на наши основные боевые корабли нет денег, и нет особого желания со стороны командования ВМФ.
Главкомату ВМФ надо не авианосцами заниматься, а значительно полезнее модернизировать на кораблях судовую электронику: БИУС, средства электронной разведки, целеуказания, управления, ПВО, спутниковую связь и т.п. Без современной электроники военный корабль ни на что серьёзное не годен - это наглядно показал корабль "Мираж", когда он дважды позорно промазал ракетами "Малахит" по грузинским катерам.
Заключение:
Хватит транжирить народные деньги !
Так как ТАРК "Кузнецов" неэффективен, опасен в эксплуатации и очень дорог в содержании, я призываю министра обороны законсервировать этот корабль.
И.Кротов
инженер,
Москва
P.S.
В ходе бурного обсуждения этой статьи на форумах меня спрашивали: "Чего Вы зациклились на плохом отоплении и вентиляции ?".
Для этого есть причина. Некоторые мои знакомые после срочной службы приобрели хронические болезни, а один мой однокласник стал инвалидом. Когда я его впервые встретил - я был поражён: до армии был здоровяк, спортсмен, а стал развалиной. Оказывается он служил в Казахстане, в ПВО. Бытовые условия, отопление, вода, еда, были отвратительные. Солдаты буквально голодали - это была не служба, а пытка.
А когда я служил в учебке связи (в/ч 47047, Хабаровск), наши казармы были добротными - дореволюционой постройки. Однако, ужасны были выгребные туалеты. Позорище ! У старшин и курсантов было много проблем с откачкой нечистот. Много лет прошло, я уверен, ничего в этой части не поменялось. Так и продолжают курсанты мучаться с этими отвратительными туалетами.
После учебки я служил на территории дивизии РВСН. Насмотрелся я на старты, потерны, подземные дизельные, огромные обвалованные ангары, ЛЭПы к каждой части и капитальные бетонки. Но более всего поражали мосты через речушки и овраги в тайге. Было совершенно непонятно: для чего в тайге на этих мостах нередко были шикарные чугунные решётки-ограждения ?
Меня давно мучает вопрос: почему на нормальные туалеты и нормальные бытовые условия для солдат денег всегда не хватает ? А на одновременную разработку и выпуск трёх типов танков (Т-72, Т-64, Т-80) - деньги нашлись ? Ни в одной стране мира не додумались до разорительного маразма одновременной разработки трёх типов основных танков !
Может быть дело в предельно пренебрежительном отношении армейской элиты к солдатам и офицерам ?
Кстати, типичным представителем этой элиты является маршал Г.Жуков, не зря народ приписывает ему фразу: "Солдат не жалеть - бабы новых нарожают".
Именно под руководством изверга Жукова были подготовлены и проведены ядерных учений «Снежок» в 1954 г. В ходе учений бомбардировщик сбросил ядерную бомбу (40 килотонн), взрыв произошёл на высоте 350 метров. Общее число военнослужащих, принявших участие в учениях, составило 45 тыс. человек. Тысячи человек получили огромную дозу облучения. Со всех участников учений была взята подписка о неразглашении тайны. Умирая от рака, инфарктов, инсультов они даже врачам не имели права рассказать о своём облучении.
Еще много недоумков, которые талдычат: "нечего церемониться с солдатами. Военнослужащие должны стойко переносить тяготы и лишения воинской службы...". Да, во время войны или ликвидации катастроф надо стойко переносить тяготы и лишения.
Армия не тюрьма ! Какой смысл мучать солдат тяготами в мирное время ? Может кто-нибудь внятно ответить ?
Служба в армии должна быть интересна и привлекательна для молодёжи - это единственный способ отучить молодёжь "косить" от армии.
Наши военнослужащие срочной службы должны иметь бытовые условия не хуже, чем в армии США.
Министерство обороны обязано разработать нормативы по бытовым условиям.
Это не только кубатура воздуха в казарме или число унитазов, а качество тех же унитазов, дизайн туалетов и казарм в целом, стабильность температуры в казарме, кондиционирование, качество мебели и т.п. Не просто количество жиров и белков в рационе солдата, а качество и вкусовая оценка еды.
Давайте уважать военнослужащих не на словах, а на деле, и от желающих служить не будет отбоя !