Lynx HAS.2 / Mk.2(FN) начальная серийная версия для Royal Navy (HAS.2) и French Navy (Mk.2(FN)), оснащенная двигателями Gem 2 и с колесным шасси,складными несущим винтом и хвостовой балкой. HAS.2 оснащен радаром British Sea Spray, а Mk.2(FN) получил французкий радар и погружной гидролокатор. Если он используется в качестве противолодочного,то может нести две торпеды или глубинные бомбы. Для противопехотных действий вертолет оснащают четырьмя ракетами Sea Skua(Royal Navy) или четырьмя AS.12(French Navy). 60 построено для Royal Navy, и 26 для Франции.
Музей вертолетов,Великобритания. все,что у меня есть по Westland Lynx Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Этот Westland WG.13 с регистрационным номером XX.910 и заводским 05-02 был построен в 1974 году. Изначально было заказано пять прототипов Westland WG.13,один из них XX469 был для флота. После этого было заказано еще пять прототипов: один для армии и четыре для флота: (XX904 и XX911) для французского флота и (XX510 и XX910) для британского флота. Постройка нашего вертолета XX910 (второго прототипа для флота) началась в 1972 году одновременно с XX510. Но даже к февралю 1974 года борт еще не был готов к покраске. До своего первого пятиминутного полета 23 апреля 1974 года под управлением летчика испытателя John Morton,он использовался на земле для компоновки размещения вооружения.
Последующие два года этот вертолет использовался для испытаний радара Ferranti Seaspray в комплексе с ракетами Sea Skua. Он принимал участие в Фарнборо в 1974 году и в Ле Бурже в 1975 году,а в августе 1976 года в Westland,где пилот John Morton впервые сделал на нем петлю впервые на Lynx для отработки для демонстрационных полетов. Это произошло в 10-46 28 августа 1976 года,после пяти частичных петель(видимо косых),после чего были сделаны две полных. Эту программу вертолет повторил на Фарнборо в сентябре 1976 года.
В марте 1978 года XX910 начал новый этап в своей карьере,как испытательный вертолет в Royal Aircraft Establishment базируясь то в Фарнборо,то в Bedford вплоть до 1980 года.
В марте 1981 года его списали с летной работы при налете всего 450 часов. При этом сняли несущий винт и хвостовую балку. Его использовали как стенд для оборудования вплоть до окончательного списания в ноябре 2000 года. После этого он был в таком виде подарен музею Вертолетов. 5 декабря 2000 года он прибыл в музей. Тут он хранился до 2011 года, когда команда RNAS Yeovilton восстановила его до стандартов статической экспозиции используя хвостовую балку и прочие части,купленные для этого музеем. Для этого XX910 16 февраля 2011 года отправили на 19 недель в Yeovilton. Теперь вы его видите восстановленным и окрашенным.
Экземпляр N6 стал первым Lynx, построенным в соответствии с требованиями королевских ВМС. Морской вариант значительно отличался от сухопутного. Вместо лыжного, установили трехколесное шасси с большим ходом амортизаторов, для облегчения посадки на качающуюся палубу. Хвостовая балка, лопасти несущего и рулевых винтов складывались, уменьшая габаритные размеры машины. На вертолете смонтировали систему "Гарпун", которая срабатывала в момент касания палубы и прочно удерживала аппарат, облегчая работу палубной команды. "Морской Lynx" впервые поднялся в воздух 25 мая 1972 года.
Для испытаний морских вариантов вертолетов использовались британские корабли "Бедфорд" и "Энгадайн", а также французский эсминец "Турвиль". Первый опытный морской вертолет проходил летные испытания в условиях жаркой погоды в испытательном центре фирмы Аэроспасьяль в Мариньяне, а в августе 1972 года он совершил посадку на палубу "Турвиля". В сентябре вертолет получил тяжелые повреждения при посадке на заводском аэродроме компании Westland в Йовиле, экипаж не пострадал, но машина восстановлению уже не подлежала.
Основными проблемами, выявившимися в ходе испытаний, были недостаток мощности и высокий уровень вибраций при превышении вертолетом скорости 100 км/ч. Вибрации вызывались резонансом частот, генерируемых несущим винтом с собственной частотой планера. Для устранения резонанса перекомпоновали оборудование кабины и увеличили ее жесткость. Тем не менее вибрации остались, и хотя к отказам бортового оборудования они не приводили, для экипажа и пассажиров их уровень был очень высок. Двигатели BS.360, получившие название Gem, к концу летных испытаний удалось довести до параметров, предусмотренных техническим заданием. Но определенные проблемы все же остались. В ходе испытаний вертолет продемонстрировал превосходные летные данные. 20 июня 1972 года летчик-испытатель Рой Моксэм установил международный рекорд скорости полета - 321,74 км/ч на базе 15/25 км. 22 июня он же пролетел 100 км по замкнутому маршруту со средней скоростью 318,504 км/ч - еще один рекорд. В испытательных полетах Lynx разгонялись в пологом пикировании до 370 км/ч, при этом местная скорость потока на концах лопастей достигала 0,9 М. Боком вертолет мог лететь со скоростью 130 км/ч, а разворачиваться с угловой скоростью 100 градусов в секунду. Скороподъемность Lynx превосходила скороподъемность знаменитого Spitfire.
Вертолет прошел испытания в суровых зимних условиях Дании и Норвегии и в жарком климате на юге Франции. Были проведены и испытания вооружения, включающие пуски ПТУР, ПКР и НАР. Успешные летные испытания, сопровождавшиеся, как это принято на Западе, широкой рекламной кампанией, способствовали получению экспортных заказов на морской вариант вертолета еще до их окончания. В 1975 году компания Westland собрала портфель заказов на 117 машин, из которых 62 предназначались для армии Великобритании, 30 - для королевских ВМС, 18 - для ВМС Франции, 9 - для ВМС Бразилии и 8 - для Нидерландов.
Основных вариантов Lynx, довольно значительно отличающихся внешне, - два: морской и сухопутный. Тем не менее оба они имеют одинаковую конструкцию планера, несущего винта, трансмиссии, двигательной установки и ряда систем. Фюзеляж вертолета цельнометаллический, типа полумонокок. Особенностью конструкции является отсутствие перегородки между кабиной пилотов и основной кабиной. С боков основной кабины расположены большие сдвижные двери. На опытных машинах в каждой двери было прорезано по три окна, на серийных - по одному, но большего размера. Для внешней подвески грузов и вооружения с каждой стороны фюзеляжа предусмотрены универсальные фланцевые узлы крепления. Носовая часть фюзеляжа имеет большие поверхности остекления, обеспечивающие хороший обзор. Хвостовая балка - монококовой конструкции выполнена из легких сплавов и заканчивается стреловидной концевой балкой, выполняющей роль вертикального оперения.
Несущий винт - четырехлопастный, с полужестким креплением лопастей. В конструкции втулки отсутствуют горизонтальные и вертикальные шарниры. Лопасти прямоугольной в плане формы, взаимозаменяемые, обшивка лопастей изготовлена из стеклопластика. Конструкция втулки и крепление лопастей несущего винта с использованием только осевого шарнира обеспечивают безопасную эксплуатацию на всех режимах, включая полет с максимальной скоростью вблизи земли. В верхней части фюзеляжа установлены два турбовальных двигателя Роллс-Ройс/Турбомека BS.360.
Система управления вертолетом - гидравлическая бустерная. Основные топливные баки располагаются по бортам фюзеляжа за кабиной. Кроме основных, имеются два расходных бака и один резервный, который находится под полом передней части кабины. Все топливные баки протектированы и выдерживают попадания пуль калибром до 15 мм. Для уменьшения вероятности пожара при повреждениях от зенитного огня внешние трубопроводы топливной системы сведены до минимума. На всех вариантах Lynx установлен автопилот с двухкратным peзервированием, УКВ/KB приемопередающая радиостанция, резервная УКВ радиостанция, всенаправленный УКВ радиомаяк, доплеровская радионавигационная система, гировертикаль, гирокомпас и тактическая навигационная система TANS фирмы Декка.
Морской вариант Westland Lynx HAS.2 отличается от сухопутного трехопорным колесным шасси с одиночными основными колесами и спаренными носовыми, а также увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа. Увеличение габаритов вызвано установкой поисковой РЛС Ferranti Seaspray или французской ORB-31/W. В большой степени морской и сухопутный варианты отличаются составом бортового оборудования.
Для повышения надежности на морском варианте к двум независимым гидросистемам добавилась третья. Если внешне английский и французский морские варианты Lynx практически идентичны, то составом бортовой электроники отличаются очень сильно. Вызвано это различными задачами, которые отводились для них моряками Англии и Франции. ВМС Великобритании хотели получить вертолет, оснащенный ПКР для борьбы с надводными целями, французам же была нужна противолодочная машина.
В 1976 году на заводе компания Westland в Yeovilton началось серийное производство Lynx для ВМС Великобритании. Первые серийные вертолеты поступили во вновь сформированную на авиабазе ВМС Великобритании в Yeovilton англо-голландскую эскадрилью. Эскадрилья специально предназначалась для обучения летного и наземного персонала эксплуатации Lynx. На ее вооружение поступили 6 вертолетов ВМС Великобритании и два голландских. После интенсивных тренировок оба голландских вертолета в сентябре 1976 года были доставлены в Нидерланды, где они заменили вертолеты Agusta Bell АВ.204 в поисково-спасательных операциях. Таким образом, Lynx стал экспортироваться, по сути, еще не поступив на вооружение в Англии.
Всего Нидерланды первоначально заказали 6 вертолетов. Последний из них был передан голландским ВМС в 1979 году. Английские же Lynx, получившие в королевских ВМС обозначение HAS Мк.2, продолжали тренировки до конца года. В начале 1977 года было сформировано первое подразделение корабельного базирования, состоявшее из одного Lynx и 9 человек летного и обслуживающего персонала. Шестой серийный вертолет HAS Мк.2 отправился в мае 1977 года в рекламное турне по ФРГ, Дании и Норвегии. Полеты прошли успешно, и, видимо, сыграли определенную роль в принятии решения о закупке Lynx правительствами этих стран.
Основным учебным центром по подготовке экипажей Lynx ВМС Beликобритании стала эскадрилья N702, также размещенная в Yeovilton, она же была и самым крупным подразделением, имеющим на вооружении эти вертолеты. В 1980 годы в состав эскадрильи входило 30 машин, 70 офицеров и 300 человек рядового и сержантского состава. В ВМС вертолеты базировались на эсминцах и фрегатах типов 21, 22, 42, а также на некоторых фрегатах типа "Линдер". Авиационная боевая часть корабля состояла из одного Lynx, двух сменных экипажей и 9 человек обслуживающего персонала. Экипаж - летчик и наблюдатель. Кресло пилота расположено справа, кресло наблюдателя - слева, вертолет не имеет двойного управления.
Модификации :
Lynx HAS Мк.2 первая серийная модификация.
Lynx Мк.2(FN) модификация Lynx HAS Мк.2 для ВМС Франции с РЛС Omera-Segid ORB 31-W.
Lynx HAS Мк.3 модификация Lynx HAS Мк.2 с ГТД Gem Mk 41-1.
Lynx HAS Мк.3S модификация Lynx HAS Мк.3 с защищенной связью и улучшенной системой РЭР.
Lynx HAS Мк.3CTS модификация Lynx HAS Мк.3 c тактической системой Racal RAMS 4000 CTS (Central Tactical System) от вертолета Lynx HAS Мк.8.
Lynx HAS Мк.3GM специальная модификация Lynx HAS Мк.3CTS для действий в Персидском заливе.
Lynx Мк.4(FN) противолодочный вертолет с опускаемой гидроакустической станцией и увеличенной взлетной массой. модификация Lynx HAS Мк.3 для ВМС Франции.
Lynx HAS Мк.8 Super Lynx противолодочная и противокорабельная модификация с улучшенной системой РЭР MIR-2, с тактической системой Racal RAMS 4000 CTS и РЛС Seaspray Mk.1. На вертолете установлены ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1.
Lynx Мк.21 модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Бразилии.
Lynx Мк.23 модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Аргентины.
Lynx Мк.25 модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Нидерландов.
Lynx Мк.27 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Нидерландов.
Lynx Мк.80 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании. В 90-х годах ГТД Gem Mk 41-1 заменены на Gem Mk 28.
Lynx Мк.81 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании с аппаратурой обнаружения магнитных аномалий.
Lynx Мк.86 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Норвегии.
Lynx Мк.87 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Аргентины.
Lynx Мк.88 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС ФРГ.
Lynx Мк.89 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Нигерии.
Lynx Мк.90 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Дании по стандатру Lynx Мк.80 с системой РЭР Orange Crop и тактической системой Racal RAMS 400 Central Tactical System.
ЛТХ:
Модификация Lynx HAS Мк.3
Диаметр главного винта, м 12.80
Диаметр хвостового винта, м 2.21
Длина,м 15.16
Высота ,м 3.75
Масса, кг
пустого 2740
максимальная взлетная 4763
Внутренние топливо, л 973 + опционально 214 или 873
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-2
Мощность, кВт 2 х 835
Максимальная скорость, км/ч 282
Крейсерская скорость, км/ч 232
Практическая дальность, км 178-593
Продолжительность патрулирования, ч.мин 2.50
Скороподъемность, м/мин 661
Практический потолок, м 5500
Статический потолок, м 2575
Экипаж, чел 2 пилота + 2 оператора
Полезная нагрузка: 10 солдат или 11 пассажиров или 907 кг груза в кабине или 1361 на подвеске
Боевая нагрузка - 726 кг на 2 узлах подвески:
Вооружение: 2 торпеды Mk.46 или Stingray, или 4 ПКР Sea Skua или АМ.39 Exocet, или 2 глубинные бомбы Mk.11