Sikorsky CH-53 Sea Stallion - тяжёлый транспортный вертолёт. Построен компанией Sikorsky Aero Engineering Corporation. Впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 года. Поставки начались в сентябре 1965 года. Всего было построено 522 вертолёта всех модификаций (412 в США и 110 по лицензии в Германии). Вертолетов модификации CH-53D было построено 126 штук.
Naval museum, Pensacola Fl ч1 National Naval Aviation Museum, Pensacola Fl в 2011 и 2014 годы ч2...все, что у меня есть по CH-53
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш вертолет это Sikorsky CH-53D Sea Stallion с BuNo 157159 и заводским номером C/N: 65-284. Этот вертолет попал в Marine Heavy Helicopter Squadron (HMH) 463 на Marble Mountain Air Facility около Da Nang, Республика Вьетнам. В течении службы, вертолет занимался транспортным обслуживанием баз морских пехотинцев. Во время одной из ракетных атак вертолет получил мощный удар шрапнелью. быстрый ремонт с помощью заплат имел успех, но после этого вертолет получил прозвище "Заплаты".
Прототип вертолета CH-53D впервые поднялся в воздух 27 января 1969 года. Он был оборудовали усиленной трансмиссией под двигатель T64-GE-412 мощностью 3695 л. с. (2755 кВт), а позже под T64-GE-413, что позволило CH-53D действовать без серьезных ограничений даже в жарких и высокогорных условиях.
Дополнительные топливные баки.
Общий вид вертолета.
В общем ряду техники.
С буксиром...
Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Нижняя часть фюзеляжа герметизирована для обеспечения посадки на воду. Боковые обтекатели обеспечивают дополнительную плавучесть и увеличивают поперечную остойчивость вертолета в воде. Кабина экипажа трехместная, с расположенными рядом сиденьями летчиков. Предусмотрена установка бронирования для защиты экипажа и основных агрегатов. В грузовой кабине размерами 3.14х2.23х1.38 м пол рассчитан на нагрузку 1460 кг/м.
Вертолет оснащался двумя турбовальными двигателями Т-64 компании "General Elecrtic" и включал в себя множество испытанных узлов от других разработок компании Sikorsky. Главный редуктор взяли от "летающего крана" S-64 (СН-54), а шестилопастный несущий винт диаметром 22 м и рулевой винт - от вертолета S-56 (СН-37). Машина имела компоновку, схожую с S-61 (SH-3A), но большего размера.
Электронное оборудование включает две радиостанции, радионавигационную систему TACAN AN/ARN-52, радиолокационный опознавательный передатчик, радиолокационный высотомер AN/ARN-117. Предусмотрена установка комплексной системы бортового оборудования IHAS.
Несущий винт шестилопастный, с шарнирным креплением лопастей, имеет совмещенные вертикальные и горизонтальные шарниры, снабжен гидравлической системой складывания лопастей. Ступица втулки выполнена из титанового сплава. Лопасти цельнометаллические, из алюминиевого сплава, прямоугольной формы в плане. Хорда лопасти 0.66м, окружная скорость концов лопастей 203м/с.
Шасси. Трехопорное, убирающееся, со сдвоенными колесами на опорах: передняя опора убирается назад в фюзеляж, задние опоры убираются вперед, в отсеки в боковых обтекателях. Колея шасси 3.96м, база шасси 8м.
Двигатели установлены на фюзеляже в отдельных гондолах. Воздухозаборники боковые, снабжены пылезащитными устройствами. Боковые панели гондол откидываются на шарнирах, образуя платформы для обслуживания. Валы двигателей выходят под углом к центральному редуктору и отсеку вспомогательных агрегатов. Выхлопные сопла двигателей отклонены наружу под углом 24". Для защиты от песка установлены фильтры, предотвращающие на 90% проникновение в двигатель частиц, имеющих диаметр более 20 микрон.
Что то у них тут все лючки открыты...
Боковая часть кабины.
Сверху один из воздухозаборников.
Топливная система включает два протектированных бака общей емкостью 2350 л, расположенные в боковых обтекателях, и две помпы, находящиеся непосредственно у двигателей.
Экипаж серийных СН-53D состоял также из трех человек (командир, пилот и второй пилот). Кабина имела длину 9,14 м, высоту 1,98 м и ширину 2,29 м и оборудовалась роликовыми конвейерами и системой крепления. Громоздкие грузы перевозились на внешней подвеске.
Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, промежуточных редукторов, угловых редукторов, главного редуктора, вала и редуктора вспомогательной силовой установки, вала и углового редуктора рулевого колеса. В системе трансмиссии используются титановые сплавы.
Но здесь еще дополнительные баки по бокам?
Еще один воздухозаборник...
Обтекатель редуктора.
Втулка несущего винта.
Электросистема состоит из двух изолированных цепей, одна из которых питается от генератора переменного тока, создающего напряжение 115-120В, а вторая цепь питается от генератора постоянного тока с напряжением 28В. Генераторы приводятся от главного редуктора несущего винта.
Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 4.88 м, с шарнирным креплением лопастей. Концевая часть хвостовой балки, на которой установлен рулевой винт, складывающаяся. В конструкции рулевого винта использованы титановые сплавы.
Модификации:
CH-53D улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие летные данные в условиях высоких температур и больших высот, поднялся в воздух 27 января 1969 года. Построено 124 машины.
RH-53D впервые полетел 27 октября 1972 года. 30 вертолетов (названные Sea Stallion) были специально разработаны для противоминных операций, оснащенный силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415, вертолет отличался от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 0,5 дюйма.
VH-53D два вертолета СН-53D, поставленных в Корпус морской пехоты США для особо важных персон.
ЛТХ:
Модификация CH-53C
Диаметр главного винта, м 22.02
Диаметр хвостового винта, м 4.88
Длина,м 20.47
Высота ,м 7.60
Масса, кг
пустого 10691
нормальная взлетная 17344
максимальная взлетная 19051
Внутренние топливо, л 2385
ПТБ, л 2 х 1703
Тип двигателя 2 ГТД General Electric T64-GE-7
Мощность, кВт 2 х 2927
Максимальная скорость, км/ч 315
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практическая дальность, км 2075
Дальность действия, км 878
Скороподъемность, м/мин 631
Практический потолок, м 6220
Статический потолок, м 3565
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 64 солдат или 13608 кг груза в кабине или 9072 кг на подвеске
2 или 3 7.62-мм шестиствольных пулемета GAU-2B/A Minigun