Ну вот и наступил долгожданный и надеюсь переломный момент в нашей борьбе за летное состояние Aero Commander 681. Купленный в Германии,он
перелетел в Таллин в октябре 2014 года,где надолго застрял в ожидании подготовки документов для влета в Россию. Эти несколько месяцев под открытым небом в то время,когда температура гуляет постоянно через ноль,превратили его в нечто влажное. Когда ребята приехали его перегонять ,то с потолка лило ручьем,радиостанции не работали.... Но он собрал все свои силы и без происшествий добрался до Северки,
а потом и в Мячково. Но отсутсвие нормального ангара не позволило нам быстро восстановить все испорченное такой стоянкой. Только в марте 2016 года мы смогли его вновь поднять в воздух,чтобы
поместить в большой ангар на Северке. Но и тот полет из-за неправильно настроенных регуляторов напряжения стоил нам уничтоженных аккумуляторов и сожженных приборов моторной группы. И вот с марта 2016 года мы колдовали над обоими Коммандерами,но уже под крышей и гораздо более осмысленно и системно. И вот первый полет без серьезных отказов тьфу тьфу тьфу после всего этого.
Aero-Commander 680V и все о нем Северка и все около нее ч.2Предыдущая неделя была солнечная и морозная. В пятницу мы отгоняли 681й и побегали по полосе. Выяснили,что правый двигатель недодает мощности,особенно это заметно на малых углах установки винта(ближе к ground idle). Но это понятно почему: в свое время к нам приезжал для обслуживания двигателей дедушка из Голландии и после этого ремонта требовалась настройка,чтобы заставить все работать синхронно. Но для этого требуется привязать самолет к чему то очень мощному,дать полный взлетный режим и настраивать. Тормоза и колодки тут не помогут и в случае косяков можно таких дел натворить. Так что ищем такие вкопанные плиты или по весне сами будем что-то городить. Ну в общем побегали... Шум в радиостанции за серьезную проблему никто не воспринимает,это мелочи...
До сих пор мне не удавалось полетать на 681 самому полностью в качестве КВС,поэтому для облета мы ждали Максима Савельева,который единственный,кто на нем летал. И вот в субботу он смог вырваться от дел. С Мячково мы прилетели на Хаски,попутно сделав несколько конвейеров на полях по дороге. Прилетев,подключили его к подогреву. А погода вместо солнца-снег. Тоже красиво,но все же солнце добавляет оптимизма и радости:-)))
К нашему приезду на Северку,тут уже развернулась работа. Готовили самолеты к вылету. В планах было поднять еще и 680V,у него возникли проблемы с гидравлическими насосами и пропало давление в гидросистеме. Но вроде прошлая гонка показала,что проблема решилась(а позже стало ясно,что нет).
В обслуживании Коммандеров на Северке нам помогают авиационные инженеры Алексей Александрович Козлов и Валерий Александрович Калинин и наша маленькая команда: Петр Николаевич Маноил,Евгений Андреевич Овсянников и Михаил Кожокару(он и идет на фотографии).
Мне было совсем не до фотографий,хотя я и взял с собой полный набор: и фотоаппараты и видео. Но тут "или писать,или глазки строить...":-))) Надо готовить самолеты и готовится к полету.И только когда уже все было готово,мы выдали Жене фотоаппарат(1 штука),снегоход(1 штука) и отправили его сделать несколько исторических фотографий нашего полета. Максим Сергеевич понаставил повсюду GoPro,так что будем ждать от него фильм про это мероприятие. Но он человек творческий и делает все хорошо,а значит это будет не быстро. Но я потом надеюсь прикреплю сюда этот фильм. Я то как видите тороплюсь и от этого качество страдает:-((( Мы не сразу полетели. Нам предстояло перед взлетом крайний раз отрегулировать напряжение на левом стартер-генераторе. Это после запуска прошло успешно и вот мы уже на исполнительном и в воздухе.
Как обычно ветер сменился на строго боковой пять метров в секунду:-)))
Максим за штурвалом.
Первый полет делает Максим Сергеевич,я на подхвате и внимательно наблюдаю.
You can watch this video on www.livejournal.com
Самолет гораздо мощнее белого и посему уходит легко,быстро. Сразу после взлета надо резко уходить вверх иначе не успеваем убрать закрылки до достижения предельной скорости в 130 узлов. на кругу самолет не хочет лететь меньше 160 узлов,уже и руды прибрали,сигнализация кричит,а он несется....
Сегодня Северка интенсивно летает по кругам,поэтому мы со своими 160-180 узлами не вписываемся нормально в схему:-))) Для простоты и понимания происходящего с самолетом делаем несколько проходов. В полете побороть шумы в радиостанции не удается и это сильно напрягает обстановку в кабине.
В процессе проходов над полосой выясняются особенности немецкой покраски!!:-))) До дондышка их красилы не дотянулись и оно осталось белым. А некоторые начали делать предположении об обледенении нижней части самолета!! Теоретики блин...:-)))
На этом самолете предыдущий хозяин снял створки ниш уборки шасси. Толку от них говорит никакого,а вот потери гидрожидкости обеспечивают...
Пока мы летим от второго к третьему,Женя фиксирует происходящее на аэродроме. Вот "Дуся" Як-18Т авиаклуба КВС,выруливает на исполнительный...
И разбег...
Фото 12.
Полетели тоже мешаться нам на кругу:-)))
А у нас первый заход на посадку. Вся иллюминация включена:такси лайт и посадочные фары. Все совсем недавно заменили,починили... Как видите работает. Зато внутри у нас не работают толком горизонты:низкий suction. Надо менять фильтра в этой системе. Это у нас впереди.
Видимость километра четыре,нижний край под 900 метров,поэтому летаем ПВП. Этот самолет ждет своей очереди на установку противообледенительной системы на крыло и хвостовое оперение. Прежний хозяин эксплуатировал его в жарких условиях и поэтому когда бутсы пришли в негодность он просто вместо них переднюю кромку оклеил черной пленкой. А мы ждали ангара и тепла,тк можно накосячить при наклейке.
Заход на скорости 100 узлов,но при постановке РУДов на минимальное значение flight idle особенно сильно ощущается неравномерность выдаваемой тяги систем двигатель-винт,это заставляет интенсивно работать педалями,а внешне выглядит как ерзание самолета из одной стороны в другую. Но нас этим не напугаешь:-)))
Полоса порядка 700 метров и не так широка как в Домодедово и есть бруствер,поэтому после нее сесть в даже в Мячково уже будет легкой забавой. А мы пока выявляем всякие косяки. Например очень тугой триммер по рулям высоты мы выявили еще на земле и долго его разрабатывали. Впереди смазка всей системы управления и триммеров.
На турбопропе хорошо тем,что есть реверс и он гораздо мощнее чем на реактивных. Но на этой полосе хватает и просто ground idle(это когда лопасти винта становятся перпендикулярно набегающему потоку воздуха) для остановки на половине полосы.
Касание проходит на таких углах. Но для этого хвостовая часть самолета и имеет такой скос.
Конвейеры летаем с остановкой,иначе на таких самолетах это профанация. Но чтобы не мешать остальным,освобождаем по первой РД и выезжаем на исполнительный через РД2.
Еще одно видео взлета от Жени:(звук который вы слышите это не только звук самолета,но и снегохода на котором сидит Женя:-)))
You can watch this video on www.livejournal.com
Очередная посадка,но уже вид с другой стороны полосы. А у нас в это время в самолете очень тепло,мы уже скинули куртки. печка работает на ура. Только мы не смогли понять,можно ли ее сделать поменьше?:-)) Регулятор нам в этом не очень помог.
Посадочные фары на этом самолете выдвигаемые из под крыла. Но у них есть такое же ограничение по скорости как и у шасси,поэтому о них нельзя забывать. Была мысль заменить все фары на светодиодные,но цена за такую фару в 800 долларов вместо 15 за обычную... Лучше я запас обычных куплю,хотя и есть минусы и плюсы.
Пробуем разные заходы,пытаемся понять как лучше это делать.
Над брустверами перед полосой.
И перед касанием в торце полосы.Заход на тяге. На самолетах с реверсом надо быть очень аккуратным с работой рудом на посадке. Резко "прибрали" и можно остановиться в воздухе со всеми вытекающими из этого последствиями: сваливание.
Но мне самолет очень понравился. Дел по нему еще масса,но все же значимый этап пройден.
Видео посадки из кабины самолета с айфона:
You can watch this video on www.livejournal.com
Видео взлета из кабины самолета также с айфона(GoPro стояла у Максима Сергеевича,ждем от него фильму..): Отрыв на скорости 95 узлов с закрылками на 10 градусов. Разгоняется он очень резво. Нужны навыки,чтобы одному на взлете и следить за полосой и за всеми двигательными приборами,чтобы не превысить температуры по движкам.
You can watch this video on www.livejournal.com
После этого мы меняемся местами и теперь моя очередь пугать Максима своим "мастерством":-)))
Будем на кругу с "Дусей"
Фото 30.
К взлету готов. На исполнительном. Теперь Максим Сергеевич будет снимать на свой фотоаппаратик мои косяки на взлете и посадках. Мне его обнаружить не удалось,а у меня думаю их достаточно.
Брустверы немного испортили картинку. Жене не хватило сил встать ножками на сиденье снегохода,снимал сидя видимо:-)))
Это мой первый самостоятельный взлет на этом самолете.
Фото 34.
И моя первая посадка.
Самое главное на таком самолете вначале научиться ездить уверенно по земле,иначе легко и непринужденно вы уйдете с полосы в сторону.
Пока никого нет,разворачиваемся и спешим на исходную.
И еще один заход.
Сквозю над полосой. Без привычки кажется,что у же шаркаю брюхом по полосе,а оно вон как на самом деле:-)))
Коснулся лишь у первой РД,но винт спасает ситуацию и останавливаемся фактически не доезжая конца старой 500 метровой полосы.
Все,на сегодня полеты на этом самолете завершены. Выявилось на крайнем кругу еще и закусывание управления по крену,а с этим надо разбираться. Проводка здесь тросовая и как я ранее писал,ее надо обслужить,а для этого как то пролезть внутрь фюзеляжа!!:-)))
Вот он наш синий красавец с движками по 715 лс,которые задушены по температурам до 575 лс тк фюзеляж на большую мощность не сертифицирован.
Проверка всяких подтеков и прочих косяков после полета.
Довольный Максим Сергеевич в кабине.
Я тоже доволен:-))
И переходим к белому. Забегая вперед скажу,что он нам не дался. Давление в гидросистеме не появилось. Но у нас есть куча запчастей,которые нам достались с Синим и поэтому постепенно все обслужим,разберемся и исправим. И будем лучшими спецами по Коммандерам на Северке!!:-)))
Миша Кожокару.
Петя мимикрирует под Эйнштейна на принудительных работах:-)))
Тут он пытался стать "Равшаном" и у него это вышло,но резкость подкачала. но я оставлю,тк когда мы его еще на такой подвиг сподвигнем:-)))
Процедура выкатки-закатки Коммандеров требует серьезной логистики. Это выкати,то закати. А как вы хотели в один ангар столько всего засунуть:-))
Но после всех дополнительных танцев с бубнами так ничего и не вышло. А ведь были планы залезть в облака,проверить антиобледенительную систему,потом полетать парой. Правда все так или иначе уперлось бы в заход солнца. Дни нынче короткие,а на Северке так и нет нормального ночного старта.
Будем сейчас все запихивать обратно. Северка цивилизовывается и мы теперь по перрону без жилетов не ходим,чего и вам желаем:-)))
Кабина Aero Commander 680V.
Этот самолет начал показывать свой характер после того,как я подумал его продать. И пока он на меня дуется,а мне не удается вымолить у него прощение. Но мы вернем былую дружбу и вы еще увидите нас вместе на всевозможных праздниках...
А домой на Хаски. По дороге вновь тренировочка с посадкой на поле на лыжах. Помните,покупая самолет короткого взлета и посадки и летая только по аэродромам,вы наносите ему непоправимую обиду!!:-)))
You can watch this video on www.livejournal.com