Fiat CR.32 - одноместный цельнометаллический истребитель-биплан, самый массовый истребитель Regia Aeronautica на дату вступления Италии во Вторую мировую войну. Самолёт разработан в конструкторском бюро компании Fiat под руководством Челестино Розателли. Серийное производство велось с февраля 1935 по осень 1939 года на заводе Fiat в Турине. Всего в Италии выпущено 1212 экземпляров. Самолёт производился по лицензии испанской компанией Hispano-Suiza под наименованием Hispano Ha 132L Chirri. В Испании изготовлено 100 истребителей.
Впервые истребители были использованы во время Гражданской войны в Испании в августе 1936 года. Истребители ВВС Италии применялись с лета 1940 года в Северной Африке, в 1940 году в Греции, до апреля 1941 года участвовали в боях в Восточной Африке. CR.32 снят с вооружения в Италии в январе 1941 года.
Museo del Aire,Мадрид(Испания). все,что у меня есть по Fiat CR32 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Hispano Ha 132L Chirri (лицензионная версия Fiat CR32) с номерами (C1-262 - 3-52). Заводской номер 262. Самолет служил в Nationalist forces во время гражданской войны в Испании. В 1943 году этот самолет был переименован в HA.132L вместо обозначения HS.132L от Hispano-Suiza. Этот самолет был реставрирован в Maestranza Aérea de Madrid с использованием оригинальных частей Fiat CR.32 (3-51), таких как хвост, горизонтальный стабилизатор. Остальная часть самолета от C.1-328. Самолет выведен из эксплуатации в 1954 году. Сейчас экспонируется в музее авиации в Мадриде.
Остроносый истребитель-биплан Fiat CR.32 в 1930 годах так же определял "лицо" итальянской военной авиации, как и громоздкие трехмоторные бомбардировщики "Савойя" S.81 и S.79. Внешне невозможно спутать CR.32 с его ровесниками - истребителями, созданными в США, Великобритании, СССР. Этот самолет стал вершиной эволюции целого семейства истребителей, созданного талантливым инженером Челестино Розателли с компании "Aeronautica d'Italia" - авиационного отдела концерна Fiat.
CR.32 полностью сохранил все характерные черты своего предшественника CR.30, лишь в уменьшенных габаритах. Площадь несущих поверхностей сократили с 27,05 м2 до 22,1 м2, фюзеляж стал короче почти на полметра. Соответственно уменьшился и вес. Облегчение машины и снижение лобового сопротивления при том же двигателе обещали существенную прибавку в скорости. Ознакомившись с предварительным проектом, итальянское министерство аэронавтики в 1932 году заказало один экземпляр нового истребителя для испытаний. В апреле 1933 года машина была готова. Принципиально конструкция целиком повторяла CR.30. Верхние плоскости были куда длиннее и шире нижних. Каждое крыло имело два трубчатых дюралевых лонжерона, перпендикулярно которым устанавливался густой набор ферменных нервюр из алюминиевых трубок квадратного сечения. Для жесткости набор стягивался диагональными расчалками. Верхняя плоскость соединялась по центральному обтекателю, в который были упрятаны дополнительный бензобак и электрогенератор с приводом от ветрянки. Нижнее крыло крепилось к фюзеляжу. Обшивка полотняная. Верхняя плоскость несла элероны с вынесенными вверх на стойках балансирами. Как уже отмечалось, межкрыльные стойки выполнялись по схеме так называемой фермы Уоррена, обеспечивающей большую жесткость, необходимую для осуществления маневров с высокими перегрузками. Между двумя рядами подкосов натягивались крест-накрест диагональные расчалки. Верхнее крыло крепилось к фюзеляжу N-образными стойками.
Силовую основу фюзеляжа составляла четырехгранная клепаная ферма из дюралевых и стальных труб. Сверху на нее надставили каркас из полукруглых дуг. Размещение агрегатов сугубо традиционно: двигатель, за ним основной бензобак, пилотская кабина и далее пустой фюзеляж до самого хвоста. Двигатель Fiat А.30RA V-образный, 12-цилиндровый жидкостного охлаждения, лежал на двух балках, усиленных системой подкосов. A.30RA развивал на номинальном режиме мощность 600 л.с., что в целом соответствовало сравнительно небольшой массе планера. Вращал он двухлопастный металлический винт Fiat, имевший два шага - большой и поменьше, но установить тот или иной режим можно было только на земле. Водяной и масляный радиаторы располагались за общим круглым воздухозаборником под носком картера. Приток воздуха регулировался решеткой жалюзи. Кроме того, на капоте сразу за коком находилась входная решетка, через которую обдувался маслобак. Основные агрегаты мотоустановки поместили под двигателем. Пилот сидел в открытой кабине за задней кромкой крыла. Спереди его прикрывал прозрачный козырек, а сзади, за заголовником сиденья, сделали небольшой гаргрот для улучшения аэродинамики. Сиденье пилота регулировалось по высоте и, разумеется, не имело никакой бронезащиты - тогда это считалось необязательным. Итальянский парашют, одевавшийся на спину летчика, делал ненужной мягкую обивку, за исключением подушки снизу. За спинкой предусматривалось пространство, куда можно было втиснуть радиостанцию, фотоаппарат или кассету для мелких бомб - по желанию. Весь фюзеляж, кроме капота, обтягивался полотном. Спереди же съемные дюралевые панели позволяли подобраться ко всем основным узлам и агрегатам. Хвостовое оперение имело каркас из легких сплавов и полотняную обтяжку. Стабилизатор снизу подпирали подкосы, а сверху - держали расчалки, прикрепленные к килю.
Основные стойки шасси - пирамидальные, из стальных труб в обтекателях каплевидного сечения. Амортизация - гидравлическая. Колеса укрыли в больших обтекателях, с наружной стороны которых имелись съемные панели. Сами колеса снабжались пневматическими тормозами. Хвостовое колесо вместе со стойкой тоже было тщательно закапотировано.
Вооружение CR.32 состояло из двух пулеметов, установленных над основным бензобаком. Короба для боезапаса располагались под ними, в выемке бака. Предполагалось, что можно будет монтировать и обычные, и крупнокалиберные пулеметы. Пилот прицеливался, глядя в длинную трубу телескопического прицела "Сан-Джорджо". При необходимости над корневой частью верхнего левого крыла монтировался фотокинопулемет OMI FM.62.
28 апреля 1933 года опытный CR.32 совершил свой первый 30-минутный полет с заводского аэродрома под Турином. Машину пилотировал испытатель Франческо Брак-Папа. В первый же день стало ясно, что машина удалась. Сохранив все достоинства, присущие CR.30, новый истребитель выиграл в скорости и управляемости. На официальных испытаниях в исследовательском центре ВВС в Гуидонии отметили также улучшение поведения самолета на пикировании. Увеличение скорости сваливания и посадочной скорости, неизбежные при повышении нагрузки на крыло, сочли приемлемыми. Министерство аэронавтики сразу же заказало у Fiat первую серию из 50 истребителей. Однако первые CR.32 поступили не в итальянские, а в китайские ВВС. В 1934 году итальянские авиационные советники, приглашенные правительством Чан Кайши, способствовали заключению соглашения о поставке в Китай самолетов итальянского производства. В число их вошли и новейшие истребители CR.32 и Ва.27. Более того, нуждавшееся в валюте правительство Муссолини согласилось выделить машины для Китая в первую очередь, задержав перевооружение собственных ВВС. Поэтому первые собранные CR.32 украсили двенадцатилучевыми белыми "солнцами" - опознавательными знаками китайских ВВС. Истребители для Китая несли вооружение из двух 7,69-мм пулеметов "Виккерс". По крайней мере, часть из них имела радиостанции и дополнительные радиаторы для жаркого климата. Первая партия самолетов прибыла морем в Шанхай. Весной 1935 года этими машинами вооружили новую эскадрилью в Наньчане. Однако "Fiat" у китайцев не прижились. С одной стороны, смесь из бензина, бензола и спирта, на которой работал двигатель A.30RA, не применялась более ни на одном моторе, эксплуатировавшемся тогда в Китае. С другой стороны - уровень подготовки китайских летчиков и механиков оказался недостаточен для освоения современных машин. В июле соглашение расторгли, недопоставленные 15 истребителей, предусмотренные контрактом, так и остались в Италии. Уже к маю 1936 года у китайцев сохранилось только шесть CR.32, так что к началу боевых действий между Японией и Китаем в августе 1937 года вряд ли кто-нибудь из них мог подняться в воздух.
В марте 1935 года первые CR.32 поступили в эскадрильи итальянских ВВС. Первой частью, перевооруженной новой техникой, стал 1-й полк ("STORMO - буквально "стая") из шести эскадрилий. Почти одновременно CR.32 стали пополнять эскадрильи 4-го полка, уже начавшие осваивать CR.30. К концу года CR.32 оказались самыми массовыми в парке истребительной авиации метрополии (в колониях большинство составляли старые CR.20 и CR.20bis). Министерство аэронавтики надолго обеспечило туринский завод работой, выдав дополнительные заказы на 232 самолета. Все первые CR.32 были вооружены парой 7,69-мм пулеметов. Однако огневую мощь истребителя сочли недостаточной. На следующей модификации CR.32bis, сошедшей с конвейеров Fiatа весной 1936 года, добавили еще два "Виккерса", установленных поверх нижнего крыла за пределами диска винта. Одновременно внедрили усовершенствованный двигатель A.30RAbis. Он допускал трехминутный взлетный форсаж до 800 л.с. и отличался новым карбюратором и подшипниками. Меньший расход горючего позволил увеличить продолжительность полета на полчаса. В то же время увеличение веса на 120 кг и дополнительное сопротивление, создаваемое крыльевыми пулеметами, снизили максимальную скорость на 25 км/ч и ухудшили скороподъемность. Эта модификация продержалась в производстве до лета 1937 года, когда ее сменила новая - CR.32ter. В ходе серийного производства вооружение CR.32bis еще раз усилили, сменив фюзеляжные пулеметы на крупнокалиберные (12,7 мм) Бреда-SAFAT.
CR.32 и CR.32bis хорошо шли на экспорт. С октября 1935 года эти истребители поставлялись в Венгрию, которая, подобно Германии, Версальским договором была формально лишена права создавать военную авиацию. Но после возникновения люфтваффе тогдашний венгерский лидер адмирал Хорти тоже решился вывести из подполья свои военно-воздушные силы. Для их расширения и переоснащения купили пятьдесят два CR.32. Аналогичная ситуация складывалась и в Австрии. В июне 1935 года о существовании австрийских ВВС объявили официально, а в начале следующего года федеральное министерство национальной обороны сделало в Италии крупный заказ на авиационную технику. В число закупленных самолетов вошли и сорок пять CR.32bis. Все они прибыли в Австрию к концу 1936 года. В это время истребитель Розателли уже успели опробовать в бою. В Испании началась гражданская война. Большая часть бывших испанских ВВС осталась в руках республиканцев. Но достичь военного успеха без поддержки с воздуха вряд ли было возможно, и на помощь своим испанским друзьям пришли фашистские режимы Италии и Германии. 13 августа 1936 года двенадцать CR.32 выгрузили в порту Мелилья в тогдашней колонии Испанское Марокко. Их собрали на близлежащем аэродроме Нодор и перегнали в Табладу под Севильей, откуда они начали совершать боевые вылеты. 20 августа 1936 года в этом районе итальянцы сбили первый республиканский самолет - "Ньюпор" 52. 31 августа они понесли и первые потери: в бою встретились три "Fiat" и три республиканских истребителя Девуатин D.372. Две итальянские машины были сбиты, а третья повреждена. Республиканцы потерь не имели. Однако стратегический перевес в воздухе быстро перешел к итальянцам. Количество прибывавших из Италии самолетов все время увеличивалось, что позволило укомплектовать две полнокровные эскадрильи. Им противостояло около двух десятков разнотипных республиканских истребителей, уступавших CR.32 по своим характеристикам и страдавших от нехватки вооружения, боеприпасов и запчастей. Республиканцы упорно сопротивлялись. К середине октября одну из итальянских эскадрилий пришлось расформировать, так как в ней уцелели всего два самолета. Но силы республиканской авиации тоже были подорваны. Итальянцам, летавшим большими группами (до 12 истребителей), встречались только одиночные машины, вынужденные вести бой в условиях численного превосходства противника.
CR.32, ставший наиболее частым противником советских летчиков в Испании, безусловно, заинтересовал наших специалистов, поставивших задачу доставить в СССР хотя бы один экземпляр. Уже в апреле 1937 года в НИИ ВВС распаковали ящики с первым привезенным с Пиренеев итальянским истребителем. К сожалению, этот совершивший вынужденную посадку самолет был здорово искорежен. Разрушено левое верхнее крыло, напрочь снесено шасси, оторван руль поворота, погнут винт, хвостового колеса не оказалось вовсе. Восстановление истребителя признали нецелесообразным. Его разобрали на узлы, розданные для изучения отделам НИИ и предприятиям промышленности. Особый интерес вызвало вооружение CR.32. Синхронные крупнокалиберные пулеметы со всеми вспомогательными устройствами передали заводу 1 для возможного использования при проектировании создававшейся тогда модификации И-15 бис с вооружением из двух БС и двух ШКАС. А чуть раньше, в марте, в руки республиканцев попали сразу четыре (по другим сведениям - три) совершенно исправных CR.32bis. Пятерка итальянцев заблудилась в тумане и по ошибке села на аэродром Альбасете под Гвадалахарой. Одному или двум из них удалось взлететь, а остальные стали трофеями. Советские летчики не упустили случая досконально изучить вражескую машину. "Fiat" освоили П.Ф.Шевцов, Г.Н.Захаров, И.Копец... На них не только совершили ряд испытательных полетов, но и использовали в боевых операциях. В основном они летали на разведку, но не упускали и случая обстрелять вражеские аэродромы или колонны войск.
По-видимому, именно одну из этих машин разобрали, упаковали и отправили в СССР. В июне 1937 года ее получили в НИИ ВВС. Испытывали "Fiat" с 23 июня по 25 августа. Пилотировали Стефановский и Николаев. Никаких особых открытий результаты испытаний не принесли. Замеренные показатели в большинстве оказались на 5-7% ниже официальных итальянских (тогда, конечно, в нашей стране не известных). Это можно объяснить тем, что самолет не новый, да еще подвергшийся ремонту. К тому же захваченный CR.32bis не имел обтекателей колес. Общая оценка была достаточно резкой: "... значительно уступает данным современных одноместных истребителей..." В отчете содержались и другие упреки: "Взлетные свойства самолета плохие. В бою требует внимания на точность координации при выполнении пилотажа". Но вот ряд конструктивных решений "Fiat" наши специалисты оценили положительно. Отметили амортизаторы шасси, тормоза колес, наличие на борту компрессора, подкачивавшего баллон пневмостартера, противопожарное оборудование, удачную установку хвостового колеса. У специалистов вызвали интерес некоторые приборы, оптический прицел, гибкие шланги, широко использовавшиеся в мотоустановке. В НИИ ВВС указали на удобство обслуживания агрегатов самолета.
Два момента привлекли особое внимание: верхний (дополнительный) бензобак, оказавшийся протектированным, и весь комплекс управления огнем. Машину отправили для испытаний в НИПАВ (Научно-исследовательский полигон авиационного вооружения). Из итальянских пулеметов там стреляли и на земле, и в воздухе. Сами пулеметы в НИПАВе признали устаревшими ("...ничего нового не представляет"...). Зато понравились пневмоспуск и пневмоперезарядка (на И-15 при стрельбе из всех четырех ПВ-1 приходилось преодолевать сопротивление четырех тросиков Боудена, что требовало значительного физического усилия), удобство эксплуатации и регулировки. Признали и эффективность итальянской разрывной пули. Но в целом CR.32bis явно уступал советским машинам. Это понимали и итальянские военные. В Италии уже создавались истребители нового поколения, но они еще не были готовы. Следовало каким-то способом хотя бы немного смягчить недостатки CR.32. С одной стороны летом 1937 года в производство запустили облегченную модификацию CR.32ter, а затем и еще более легкий CR.32quater, отличавшийся от предыдущих усовершенствованным прицелом и оборудованием. Оба эти варианта несли вооружение из двух 12,7-мм пулеметов.
Когда началась вторая мировая война, старые бипланы все еще составляли больше половины итальянской истребительной авиации. Однако за год, пока Германия воевала в одиночку, итальянцам удалось перевооружить новой техникой значительное количество частей, базировавшихся в метрополии. 10 июня 1940 года, когда Муссолини объявил войну Англии и Франции, в строевых полках оставалось 187 CR.32 разных модификаций. Высвободившиеся бипланы отправили в колонии. С 1940 года CR.32 появились в Ливии, Абиссинии (Эфиопия), Албании и на о.Родос.
В Италии CR.32 постепенно перевели в учебные подразделения. То же самое сделали и в Венгрии, так что к тому моменту, когда 22 июня 1941 года венгерская армия вместе с германской перешла границу СССР, в строевых частях их уже не было. Дольше всего "Fiat" прослужил в Испании. Когда в 1939 году итальянский экспедиционный корпус возвращался на родину, он оставил испанцам значительную часть боевой техники. В том числе из рук в руки перешло 115 истребителей CR.32 разных моделей. Таким образом, к началу 1940 года в новых испанских ВВС оказалось 242 CR.32. Капитальный ремонт и модернизация их были организованы на заводе компаниии Hispano-Suiza в Севилье. В 1940 году там наладили и лицензионное производство CR.32quater под названием НА-132-L. До 1943-го построили 100 истребителей. С 1942-го это же предприятие начало переделку старых CR.32 в двухместные учебные машины. Первый такой самолет взлетел 20 мая 1942 года. Впоследствии их использовали авиашколы в Реусе и Моронде-ла-Фронтера. Последние испанские "Fiat" дожили по крайней мере до 1957 года.
История CR.32 была бы неполной без упоминания о четырех пpототипах, которые связывают этот самолет с его наследником CR.42. Пpототип CR.40 впервые взлетевший в 1934 году, был оснащен 550-сильным радиальным двигателем Bristol Mercury IV. Верхнее кpыло типа "чайка" соединялось непосредственно с фюзеляжем, давая пилоту лучший обзор. Тот же год ознаменовался появлением C.R.40bis, на котором английскую силовую установку сменил 700-сильный Fiat A.59R. CR.41 был оснащен 900-сильным Gnome-Rhone K.14 и испытан с двумя схемами вооружения. Первая включала две 20-мм пушки Oerlikon, а вторая четыре 12,7-мм пулемета. Максимальная скорость составляла 426 км/ч.
CR.32 пять лет были основой истpебительных частей RA и, в сочетании с его превосходными боевыми достижениями в Испании плюс любовью всех летавших на этом грозном и вертком истpебителе, представляли зенит традиционной бипланной конструкции. Интересно отметить, что как CR.32, так и его английский современник Gauntlet компании "Gloster" были в конечном итоге заменены в частях истpебителями бипланной схемы, такими, как CR.42 и Gladiator, которые имели характерные особенности поколения монопланов шедших за ними. Поэтому CR.32 можно считать стоящим в первом ряду в мире по скорости среди истpебителей чисто бипланной схемы.
ЛТХ:
Модификация CR.32ter
Размах крыла, м
верхнего 9.50
нижнего 6.145
Длина, м 7.45
Высота, м 2.632
Площадь крыла, м2 22.12
Масса, кг
пустого самолета 1455
нормальная взлетная 1914
Тип двигателя 1 ПД Fiat A.30 RA
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость , км/ч
у земли 331
на высоте 354
Крейсерская скорость , км/ч 335
Практическая дальность, км 780
Скороподъемность, м/мин 632
Практический потолок, м 7700
Экипаж 1
Вооружение: два 12,7-мм пулемета SAFAT
предусмотрены подфюзеляжные держатели для легких бомб.