Музей им Шаттлворта: ангар №3: легкий самолет De Havilland DH60X Moth

May 24, 2016 09:09

De Havilland Moth - (моль, мотылёк) - серия лёгких самолётов спроектированных Geoffrey de Havilland. В конце 1920 и в 1930 годы представители этой серии были самыми распространёнными гражданскими самолётами в Великобритании, и часто под Moth подразумевается любой легкий самолёт, независимо от производителя.
Первым самолётом, получившим это имя, стал DH.60 - двухместный биплан. Для экономии места при хранении крылья самолёта складывались назад вдоль фюзеляжа.«Мотылёк» стал первым самолётом, широко использовавшимся в гражданских целях и одним из первых самолётов, запущенных в массовое производство, что сделало его гораздо более доступным по сравнению с другими самолётами. На данный момент сохранился 31 самолет в различных модификациях.


Музей в Шаттлворте.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это 1928 года выпуска De Havilland DH-60X Moth C/N 552 с номером G-EBWD и двигателем Cirrus Hermes 2 мощностью 105 лс.
История этого самолета очень проста: в 1928 году построен как DH-60X.
А уже в 1932 продан Richard Ormonde Shuttleworth с c/r G-EBWD. И с тех пор он тут и при этом летает....


de Havilland D.H.60 Moth стал родоначальником целого семейства самолетов Moth, которые произвели революцию в авиастроении Великобритании в 20-х и 30-х гг. Прототип самолета D.H.60 совершил первый полет в феврале 1925 года. На нем был установлен новый в то время двигатель Cirrus I мощностью 60 лс, который представлял собой половину двигателя Airdisco мощностью 120 лс, имел новый картер и весил всего 290 фунтов. Успех самолета был настолько велик, что Министерство авиации согласилось субсидировать пять летных клубов, оснащенных самолетами Moth.


Первый из таких самолетов в июле 1925 года был поставлен в аэроклуб в Ланкашире, едва ли не через пять месяцев после полета прототипа. В том же году было построено 20 самолетов. Последовало множество заказов, и в 1926 году было построено уже 35 самолетов. К потребителям внутри страны присоединились иностранные. В 1926 году мощность двигателя Cirrus была увеличена до 85 лс. Он получил обозначение Cirrus II и стал хорошим дополнением к более ранней модели. В 1926 году построили также один самолет D.H.60 для испытаний со звездообразным двигателем Armstrong Siddeley Genet мощностью 75 лс. Этот самолет впоследствии использовался как пилотажный. В следующем году модель была усовершенствована (например, размах крыла увеличился на 0,3 м и получила официальное обозначение D.H.60X, позднее не употреблявшееся. Впоследствии самолет назывался Cirrus II Moth и установил ряд рекордов.


Обозначение D.H.60X(наш самолет) вновь стало использоваться для следующего варианта,появившегося в 1928 году, на котором был установлен двигатель A.D.C. Cirrus III мощностью 90 лс. На этом самолете также впервые стали использоваться раздельные стойки шасси,и к концу 1928 года было построено 403 самолета. Кроме того, были заключены договоры о лицензионном производстве. Двадцать два самолета Cirrus II Moth были поставлены ВВС Финляндии. Некоторые из них впоследствии были переоснащены двигателями Hermes мощностью 105 лс. Крупносерийное производство самолетов D.H.60X завершилось в том же 1928 году. Мощность двигателей, устанавливавшихся на самолете D.H.60, возросла до 90 лс, существенно увеличилась и их масса, и компания приняла решение организовать производство собственных двигателей. Майору Фрэнку Халфорду, который спроектировал для компании A.D.C. мотор Cirrus, в 1927 году было предложено разработать замену этому двигателю. Его ответом стал двигатель Gipsy мощностью 100 лс. Этот проект, который впоследствии вылился в создание целого набора двигателей, проложил дорогу всему семейству самолетов Moth. Поставки новых двигателей начались в июне 1928 года и первоначально они устанавливались на самолете D.H.60X. Переоснащенный самолет получил обозначение D.H.60G, но потом его навсегда назвали Gipsy Moth. Прототип двигателя Gipsy был установлен на один из гоночных самолетов D.H.71, который впоследствии использовался для установления авиационных рекордов.


Первый серийный самолет D.H.60G выиграл в 1928 году гонку на Королевский кубок, развив скорость 169 км/час. В июле 1928 года сам Джеффри Де Хэвилленд поднялся на рекордную высоту 6090 м, а в следующем месяце Хуберт Брод на самолете D.H.60G с увеличенной емкостью топливных баков находился в воздухе в течение 24 часов. В декабре А.С. Батлер и его супруга показали рекордную для двухместных самолетов скорость 192,86 км/час на замкнутом кольцевом маршруте длиной 100 км. В испытаниях на надежность, проводившихся в течение девяти месяцев, начиная с конца декабря 1928 года, участвовал самолет D.H.60G, который налетал 600 часов только на текущем обслуживании. Он закончил испытания в работоспособном состоянии, пролетев без поломок 82076 км. В историю авиации вошли 20-дневный сольный перелет между Кройдоном и Дарвином, предпринятый в мае 1930 года Эми Джонсоном на знаменитом самолете D.H.60G Джейсон, перелет в январе того же года по этому же маршруту Фрэнсиса Чичестера и его последующие перелеты в Тихоокеанском регионе.


На базе D.H.60G была создана пара амфибий с одним центральным поплавком и подкрыльными поплавками. Один из гидросамолетов был оснащен двигателем Gipsy, а на другом установили двигатель Cirrus Hermes I мощностью 105 лс. Также было создано несколько версий самолета типа купе, но они не стали популярными. До прекращения серийного производства в 1934 году компания de Havilland построила 595 самолетов D.H.60G. Кроме этого, 40 самолетов было построено компанией Morane-Saulnier во Франции, где они были известны под названием Morane Moth, 18 - в США корпорацией Moth Aircraft Corporation, 32 - компанией Larkin Aircraft Supply Company Ltd в Австралии. В 1928 году компания построила самолет D.H.60M с фюзеляжем, сваренным из стали, и другие модификации с таким же двигателем, что и у модели D.H.60G. Всего в Великобритании было построено 535 таких самолетов, 40 были собраны в Канаде, 10 - в Норвегии и 161 - корпорацией Moth Aircraft в США.


Большое число самолетов D.H.60M получили военные потребители, они были закуплены, в частности, в Королевские ВВС, в ВВС Канады, Ирака и Швеции, в армию Норвегии и в авиацию ВМС Дании. Поскольку компания de Havilland теперь строила свои собственные моторы, усовершенствование двигателей и планеров самолетов шло параллельно.

Когда в 1931 году появился двигатель Gipsy II мощностью 120 лс, способный функционировать в перевернутом состоянии, в результате внутренних модификаций он стал называться Gipsy III. Установка двигателя на новый планер и первый полет в марте 1932 года привели к рождению новой серии самолетов D.H.60GIII, которые, как и их предшественники, привлекли значительный интерес и заказы со всего мира. Было построено 30 машин, после чего на самолет начал устанавливаться двигатель Gipsy Major IIIA мощностью 133 лс. В результате появилась версия Moth Major (построено 87 самолетов).


Последним развитием серии D.H.60 стала модифицированная версия самолета D.H.60M, названная D.H.60T Moth Trainer, предназначенная для военного использования и оснащенная двигателем Gipsy II. Позже она стала основой создания наиболее известного из всех самолетов семейства Moth - D.H.82 Tiger Moth. Все заказы на D.H.60T поступили от зарубежных военных потребителей, в число которых входили Бразилия (40 самолетов), Китай (1), Египет (6), Ирак (5) и Швеция (10), что в результате составило 64 самолета, включая два, проданных в 1931 году в неизвестную страну.

В 1928 году внимание польских военных привлек уже популярный к тому времени DH-60 Moth. Вскоре у представителя фирмы в Польше Бернанда Скоржевского купили первый самолет,им стал DH-60X с двигателем Cirrus II мощностью 59 kW (80 KM). Самолет был отправлен для изучения в PZL. Еще два самолета были куплены непосредственно у производителя в 1929 году. Первый из них с двигателем Gipsy l, покрашенный в хаки своим ходом перегнал поручик Януш Мейсннер. Сначала самолеты были сведены в одно подразделение - 1 PL klucz łącznikowy Mothów, но потом их раздали по летным школам. Предполагалась закупка лицензии на производство, однако потом выбор был сделан в пользу отечественных конструкций.

Всего в Польше эксплуатировалось около 10 DH-60 различных модификаций. Среди основных эксплуатантов были частные лица и авиакомпания PLL LOT. С началом войны все самолеты были реквизированы. Один самолет (SP-TUR) в числе других самолетов оказался в Румынии, а еще один самолет был перегнан поручиком Казимиром Олевинским 23 сентября в Венгрию.


Модификации:
DH.60 Cirrus Moth прототипы и ранние серийные самолеты оснащавшиеся 60 hp (45 kW)двигателями ADC Cirrus. 8 предсерийных и 31 серийный самолет был построен.
DH.60 Cirrus II Moth. (также известный как Hermes Moth). этот вариант был представлен в 1927 году,он имел несколько больший размах крыла и увеличенное расстояние между верхним и нижним крыльями. Оснащен форсированным двигателем (105 hp/78 kW) Cirrus Hermes, 32 построено.
DH.60 Genet Moth небольшое количество DH.60 Moths оснащенных радиальным двигателем Armstrong Siddeley Genet. Эта модификация использовалась в Royal Air Force Central Flying School для демонстрации возможностей, 6 построено.
DH.60G Gipsy Moth. на первом капитальном ремонте двигатель Cirrus был заенен на 100 hp (75 kW) двигатель de Havilland Gipsy I .
DH.60GII (GipsyII Moth). оснащен 120 hp (89 kW) Gipsy II. Обычно его называют Gipsy Moth или просто как 100 hp (75 kW) версия.
DH.60X опционально 'X' означал версию шасси на ранних Gipsy Moth. (X-образное шасси стало стандартом для DH.60M и всех последующих моделей)
DH.60L (Luxury) с более широкой дверью и багажной полкой позади задней кабины. Также была доступна люксовая версия с двухцветной цветовой схеме в стиле 30х годов.
DH.60M Moth (Metal Moth) оригинальный фанерный фюзеляж был заменен конструкцией из металлических стрингеров обтянутых тканью. Хотя общий вес увеличился,но обслуживание самолета стало существенно легче и такой фюзеляж стал стандартом для более поздних версий. Четыре предсерийных самолета, 536 построено de Havilland в Stag Lane, 40 построено de Havilland Canada, 161 построено Moth Corporation в США, 10 построено Norwegian Army Aircraft Factory в Норвегии.
DH.60T (Moth Trainer) учебный вариант Metal-Gipsy Moth. Перегруппированы расчалки крыла для облегчения доступа в переднюю кабину,что важно для военных летчиков с парашютами. Два прототипа и 47 серийных самолета было построено.
(Производство всех Gipsy I и II variants: 595 построено de Havilland на Stag Lane Aerodrome, 40 построено Morane-Saulnier во Франции, 18 построено Moth Corporation в США, и 32 построено Larkin Aircraft Supply в Австралии.)
DH.60GIII Moth в 1931 году компания перевернуля двигатель de Havilland Gipsy II кверх ногами и переобозначила как Gipsy III, Moth с этим двигателем стал называться DG.60GIII Moth, 57 построено включая 10 как фюзеляж для Royal Air Force как Queen Bee беспилотные мишени.
DH.60GIII Moth Major в 1934 году с 58го DH.60GIII , название двигателя было изменено на Gipsy Major и в результате модификацию переименовали в DH.60G III Moth Major. 96 было построено включая 10 как фюзеляж для Royal Air Force как Queen Bee беспилотные мишени, производство закончилось в мае 1935. Последний Moth Major был построен для de Havilland Technical School, доведя количество выпущенных DH.60GIII до 154.
DH.60T (Tiger Moth прототип) восемь прототипов со стреловидными крыльями для предлагаемого учебного самолета RAF. Из-за существенных изменений, самолет начал выпускаться как DH.82 Tiger Moth.


ЛТХ:
Модификация DH-60G
Размах крыла, м 9.14
Длина самолета,м 7.29
Высота самолета,м 2.68
Площадь крыла,м2 22.57
Масса, кг
пустого самолета 417
максимальная взлетная 748
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 164
Крейсерская скорость, км/ч 137
Практическая дальность, км 515
Практический потолок, м 4420
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир

dh-60, shuttleworth, 2014, de havilland, шаттлворт

Previous post Next post
Up