Музей вертолетов: ударный вертолет Messerschmitt-Bölkow-Blohm Bo 105M

Nov 22, 2016 18:09

Messerschmitt-Bölkow-Blohm Bo 105 - немецкий многоцелевой и ударный вертолёт. Выпускается в военных и гражданских модификациях.
Разработан германской компанией MBB (DASA).
Совершил первый полёт в 1967 году, всего к 2001 году было произведено более 1200 вертолётов различных модификаций. Находится на вооружении многих стран во всем мире, широко эксплуатируется в гражданской авиации.
Наш борт это Bo 105M : в армии он имел обозначение "VBH" (Verbindungshubschrauber; 'вертолет-разведчик'), легкий танспортный и спасательный вертолет. Позже их заменил модифицированный и разоруженный PAH1.


Музей вертолетов,Великобритания.
все,что у меня есть по Bo-105
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш вертолет это MBB Bo.105M C/N: S-5100 D-HZYR(также был 8100) German Army Aviation


В 1961 г. фирма Bölkow, входившая в объединение Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB), начала по собственной инициативе разработку легкого вертолета с двумя ГТД, который смог бы получить широкое применение для гражданских и военных целей. Для вертолета был разработан новый тип несущего винта с жестким креплением лопастей: втулка несущего винта не имела горизонтальных и вертикальных шарниров и была снабжена только осевыми шарнирами подобно втулкам изменяемого шага для воздушных винтов самолетов.


Маховое движение лопастей обеспечивалось благодаря их большой упругости, для чего лопасти изготавливались из стеклопластика. Вертолет должен был быть четырех-пятиместным и отличаться простой конструкцией. Решение о полномасштабной разработке было принято в 1964 году при поддержке министерств экономики и обороны, финансировавших на 60% разработку вертолета.


Первый из трех опытных вертолетов Во.105 с двумя ГТД Allison 250-С18 и шарнирным несущим винтом от вертолета Westland Scout начал проходить наземные испытания в сентябре 1966 года, однако сразу же был разрушен из-за интенсивного земного резонанса. Доводка конструкции и наземные испытания были продолжены со вторым опытным вертолетом с жестким несущим винтом, который совершил первый полет 16 февраля 1967 года.


Первый полет третьего опытного вертолета с двумя ГТД MAN Turbo 6022(ничего не смог найти по этому двигателю кроме мощности-300 лс) состоялся 20 декабря 1967 года, однако предпочтение было отдано американским ГТД Allison 250, установленным на двух предсерийных вертолетах, которые начали проходить летные испытания в 1969 году и были сертифицированы в ФРГ в 1971 году и в США в 1972 году.


Правительством ФРГ в 1976 году были заказаны для министерства обороны 227 вертолетов Во.105М в разведывательном и связном вариантах VBH и 212 Во.105Р в противотанковом промежуточном варианте РАН-1, поставки которых были начаты соответственно в 1979 и 1980 годах.


Серийное производство вертолетов Во.105 началось в 1975 году и к 1994 году было произведено более 1400 вертолетов, из них примерно 800 гражданских и 600 военных, которые получили широкое применение и используются в 40 странах.


Кроме того, вертолеты Во.105 производились по лицензии с 1975 года на Филиппинах, где фирмой "PADC" было построено 76 вертолетов; в Индонезии, где фирмой "IPTN" было построено 155 вертолетов; в Испании, где фирмой "CASA" было построено 160 вертолетов; в Канаде, где отделением фирмы "МВВ Канада" произведено 250 вертолетов, и в Чили, где фирмой "ENAER" было произведено 96 вертолетов.


Для армии ФРГ поставлено 124 разведывательных вертолета BO.105M/VBH и 219 противотанковых вертолетов Во.105/РАН-1, поставки которых были завершены в 1984 году. Поставлено 12 вертолетов ВМС Мексики и 24 - армии и ВВС Швеции. По контракту министерству обороны Испании поставлено 70 вертолетов Во.105 СВ, в том числе 18 - для армейской разведки, 14 - для наблюдения, 28 - противотанковых. Цена вертолета Во.105 CBS (по курсу 1992 года) составляла 1,95 млн долларов, вертолета Во.105 LS - 2,2 млн долларов.


Вертолеты Во.105 отличаются высокой маневренностью, на них выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова. На вертолетах Во.105 установлен ряд международных рекордов, среди которых рекорд дальности 1714 км в 1974 году.


Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси.


Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Обтекатели двигателей и другие несиловые элементы выполнены из стеклопластика.


В носовой части расположена кабина с двумя сиденьями - для летчика и второго летчика (или пассажира) и тремя съемными сиденьями для пассажиров. Длина кабины 4,55 м, ширина 1,4 м, высота 1,25 м, объем 4,8 м3. По бокам фюзеляжа расположены две передние двери на петлях и две задние двери, сдвигаемые по направляющим.


В задней нижней части кабины находится багажный отсек размерами 1,85 х 1,2 х 0,57 м с задним грузовым люком с открывающимися в стороны створками. При снятых задних сиденьях в кабине и багажном отсеке можно установить двое носилок. Пол кабины и багажного отсека состоит из семи съемных панелей, обеспечивающих доступ к топливным бакам и проводке системы управления.


Силовая панель под двигателями выполнена из титанового сплава. Коническая хвостовая балка типа полумонокок, с передней частью, выполненной заодно с фюзеляжем, и отъемной задней частью. Киль и стабилизатор с концевыми шайбами, неуправляемые.


Несущий винт четырехлопастный, с жестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся, выполнены из армированного стеклопластика с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка, в комлевой части снабжены маятниковыми гасителями колебаний.


Профиль лопасти модифицированный несимметричный NACA 23012 с увеличенной кривизной носка, хорда лопасти 0,27 м, крутка линейная -8. Втулка из титанового сплава имеет только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных лент. Окружная скорость концов лопастей 218 м/с.


Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1,9 м, с полужестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из армированного стеклопластика, с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка. Профиль лопасти NACA 0012, хорда лопасти 0,12 м. Окружная скорость концов лопастей 221 м/с.


Силовая установка состоит из двух турбовалъных ГТД со свободной турбиной Allison 250-С20В или С28С, установленных в верхней части фюзеляжа. Выхлопные патрубки отогнуты под углом 45 градусов. Сухая масса двигателя 71,5 кг.


Трансмиссия состоит из трехступенчатого главного, промежуточного и хвостового редукторов, валов привода вспомогательных агрегатов. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 14,2:1, к рулевому винту 2,7:1. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 514 кВт/690 л. с. при работе двух двигателей и 283 кВт/380 л. с. при работе одного двигателя.


Топливная система состоит из основного и расходного мягких топливных баков общей емкостью 580 л, четырех топливных насосов, фильтров, клапанов и трубопроводов. Возможна установка дополнительных баков. Система смазки двигателей включает масляный бак емкостью 12 л, трансмиссии - 11,6 л.


Шасси неубирающееся лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных стоек. На лыжи могут устанавливаться съемные колеса (для передвижения по земле) или четыре надувных баллонета. Колея шасси 2,5 м; длина лыж 2,7 м.


Система управления несущим винтом модульная, резервированная, бустерная, с давлением 10,2 мПа/ 105 кг/см2 и расходом 6,2 л/мин. Электрооборудование включает два стартер-генератора постоянного тока напряжением 24 В и емкостью 22 А ч и розетку разъема наземного питания.


Оборудование стандартное включает KB- и УКВ-радиостанции, приборы пилотирования, контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской PJIC, систему повышения устойчивости, спасательную лебедку и посадочную фару.


MBB стал частью концерна Eurocopter в 1991 году,который продолжил выпуск типа вплоть до 2001 года. Bo 105 формально заменен на линейку вертолетов Eurocopter,а именно новым Eurocopter EC135,который сам по себе является развитием Bo 105.


Хвостовая балка.


Заботливо укрыт чехлом...


Модификации :
Во.105A первый серийный вариант с двумя ГТД Allison 250-C18;
Во.105ATH противотанковый вертолет. Вооружён ПТУР Хот. Фирмой CASA изготовлено 28 вертолётов для ВВС Испании;
Во.105 С и СВ базовый гражданский и военный вертолеты с двумя ГТД Allison 250-С-20 взлетной мощностью по 290 кВт/400 л. c.;
Во.105 CBS гражданский вертолет с увеличенной по длине кабиной на 6 мест и удлиненным на 0,25 м фюзеляжем; модификация была разработана совместно с фирмой Boeing-Vertol в соответствии с требованиями североамериканского рынка; произведено 616 гражданских вертолетов Во.105 СВ и CBS; 5 вертолетов Во.105 CBS поставлены в Россию, где используются в министерстве по чрезвычайным ситуациям для поисково-спасательных работ;
Bo.105L модификация с ГТД Allison 250-С28 мощностью по 410 кВт/550 л. с. Первый полет состоялся в 1981 году, сертификация в конце 1983 года. Производится по лицензии в Канаде;
Bo.105LOH вертолёт связи и наблюдения. Фирмой CASA изготовлено 14 вертолётов для ВВС Испании;


Во.105М/ВН (Verbindungs und Веobachtunge Hubschranber) вертолет для разведки и наблюдения с разведывательным оборудованием;
Во.105МSS морской вертолет, оснащенный посиковым радаром;
Во.105GSN разведчик для ВВС Испании. Вооружён 20-мм пушкой "Рейнметалл". Изготовлено 18 вертолётов.;
Вo.105P/РАН-1 (Panzer Abwehr Hubschrauber) противотанковый вертолет с ПТУР "Хот" 2;
Во.105LS вертолет, с двумя ГТД Allison 250-C28C и увеличенной взлетной массой;
Во.106 опытный вертолет, развитие вертолета Во. 105, с увеличенной по размерам кабиной, улучшенными аэродинамическими обводами и более мощными ГТД. Совершил первый полет 25 сентября 1973 года, использовался в качестве летающего стенда для испытаний элементов новых вертолетов;
Во.107 и Во.108 демонстрационные вертолеты для испытаний элементов конструкции и систем нового вертолета SC-135;


Во.105 НСН (Hoch-Geschwindigke-its-Hubschrauber) экспериментальный вертолет для исследований характеристик в полете с большой скоростью. Вертолет был снабжен вспомогательным среднерасположенным крылом и имел улучшенные аэродинамические обводы, как у вертолета Во.106. В марте 1975 года в пологом пикировании на вертолете была достигнута скорость 404 км/ч;
Во.115 усовершенствованный боевой вертолет, развитие вертолетов Во.105 и Во.106, со вспомогательным среднерасположенным крылом для подвески вооружения и подфюзеляжной пушечной турель-ной установкой; имел двухместную кабину экипажа из стрелка и летчика, расположенных тандемом, разрабатывался по контракту с министерством обороны ФРГ; в 1974 году был построен натурный макет вертолета, в 1976 году разработка вертолета была прекращена;
Во.105 СВ-4 "Super Five" усовершенствованный вертолет Во.105 СВ, сертифицирован в 1993 году, основная серийная модификация; с 1993 года снабжен новым несущим винтом с большей на 150 кг тягой и меньшим уровнем вибрации. Лопасти имеют до 0,8 относительного радиуса, постоянную хорду и профиль DM-H4, концевая часть суживающаяся, с профилем DM-H3;
Во.105KLH вертолет Во.105СВS-5, производимый по лицензии в Корее.


ЛТХ:
Модификация Bo.105
Диаметр главного винта, м 9.84
Диаметр хвостового винта, м 1.90
Длина,м 8.56
Высота ,м 3.00
Масса, кг
пустого 1688
нормальная взлетная 2380
максимальная взлетная 2500
Внутренние топливо, кг 320
Тип двигателя 2 ГТД Allison 250-C20B
Мощность, кВт
при взлете 2 х 313
при полете 2 х 298
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 240
Практическая дальность, км 1112
Дальность действия, км 318
Скороподъемность, м/мин 540
Практический потолок, м 4265
Статический потолок, м 2560
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 4 пассажира или две носилок

mbb, 2014, bo-105, музей вертолетов

Previous post Next post
Up