Sud Aviation SE.210 Caravelle - французские пассажирские турбореактивные самолёты средней дальности, производившиеся Национальным промышленным авиационно-космическим обществом (Societé Nationale Industrielle Aérospatiale) с 1955 года до начала 1970 годов.
А наш борт это Caravelle VI-R,первая Caravelle с реверсом тяги.
Pima air museum,Tucson,Arisona. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет Sud Aviation SE-210 Caravelle VI-R (msn. 86) 1961 года выпуска,гражданский номер N1001U(также был номер PT-DUW).
Немного истории:
построен как Caravelle VI-N в 1961 году(но тогда как он стал VI-R?).
поставлен в United Air Lines с c/r PT-DUW.
14 января 1976 продан Aero Service Corporation, Houston, TX с c/r N1001U.
26 ноября 1990 регистрация N1001U завершена.
февраль 1997 передан в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ
SE.210 Caravelle - многоцелевой транспортный самолет, разработанный французской фирмой Sud-Aviation (теперь Aerospatiale). В 1951 году Секретариат гражданской авиации Франции выработал требования к ближнемагистральному пассажирскому самолету, способному летать со скоростью не менее 620 км/ч на маршрутах, связывающих Францию со странами Северной Африки.
В январе 1952 году свои проекты представили три фирмы, из которых победителем была признана фирма SNCASE (в дальнейшем называлась Sud-Aviation; в 1960 годах вошла в состав фирмы Aerospatiale).
Фирма SNCASE предложила проект Х-210, представлявший собой самолет с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя ТРД, установленными по бокам хвостовой части фюзеляжа.
После того как фирма стала победителем конкурса, самолет получил название SE.210 Caravelle. В разработке самолета участвовали английская фирма Rolls-Royce, поставлявшая двигатели, и некоторые фирмы Италии.
В феврале 1953 года построили два прототипа для летных испытаний и два для испытаний на прочность и усталость, а на рабочей документации вместо экспериментального индекса Х-210 появилось прославленное впоследствии фирменное обозначение SE-210.
При конструировании самолета предприятие SNCANE очень тесно сотрудничало с авиакомпанией Air France, рассчитывая в дальнейшем на ее поддержку и с британской фирмой De Havilland, предоставившей свои опытные материалы по первому пассажирскому самолету Cometa 1.
Общение фирмы SNCASE с английскими специалистами повлияло на технологические решения и угадывается в обводах носовой части фюзеляжа, в компоновке пилотской кабины и в умеренной стреловидности крыла, равной 20. Такое крыло было оптимальным при полете на крейсерских скоростях и способствовало очень хорошему поведению самолета на малых скоростях.
Первый прототип Caravelle (F-WHHH) выкатили из ангара 21 апреля 1955 года и уже 27 мая он совершил свой первый полет. На нем были установлены два британских двигателя Rolls-Royce RA-26 Mk.522 с тягой 4,536 kgf (44,480 N; 10,000 lbf). Экипаж состоял из Pierre Nadot (КВС), André Moynot (второй пилот), Jean Avril (борт-инженер), André Préneron (оператор радио) и Roger Beteille. Полет продолжался 41 минуту.
Второй прототип полетел годом позже 6 мая 1956. Первый прототип имел грузовую дверь в нижней левой части фюзеляжа,но на втором прототипе ее убрали.
Идеи шефа-конструктора фирмы SNCASE Пьера Сатра стали визитной карточкой Caravelle: прежде всего - это взаимное расположение крыла и силовой установки. Двигатели у обоих прототипов, усовершенствованные Rolls-Royce Avon RA-26, расположены по бокам хвостовой части фюзеляжа. Такое размещение двигателей позволило значительно снизить шум в салоне, повысить эффективность воздухозаборников, уменьшить вероятность засасывания посторонних предметов на земле и обеспечить свободный доступ к силовой установке при техническом обслуживании.
Одновременно удалось избавить крыло от надстроек, гондол и других элементов, нарушающих обводы и ухудшающих аэродинамические характеристики. Главная цель Сатра - чистое крыло и он этого добился.
Другим оригинальным конструктивным элементом стал трап для пассажиров, опускаемый на аэродроме из нижней задней части фюзеляжа. Рама трапа одновременно служила дополнительной опорой фюзеляжа при загрузке, существенно повысив автономность лайнера в аэропорту. Пассажиры с удовольствием входили в самолет через тот таинственный тоннель. Во время полета они по достоинству могли оценить обзор из относительно больших готической формы окон.
Прототип F-WHHH за первые двенадцать месяцев испытаний совершил 13 полетов с общим налетом 411 часов. В их числе перелет туда и обратно между Парижем и Касабланкой в сентябре 1956 года. Все четыре полета Caravelle выполнила без промежуточных посадок, а позже и с одним работающим двигателем для доказательства надежности машины.
В феврале 1956 года Air France заказала 12 самолетов первой серийной модели Caravelle 1 с моторами Avon 522 с тягой по 4760 кгс и наибольшей взлетной массой 43 т. Экономическая крейсерская скорость 734 км/ ч соответствовала требованиям перевозчика, в равной мере как и дальность полета 1850 км с полной коммерческой нагрузкой 8120 кг. Серийное производство Caravelle 1 начали по измененным техническим условиям.
В марте 1957 года объединили обе национальные компании Sud-Est и Süd-West в единую Sud Aviación. Под маркой этого изготовителя Caravelle получила широкую известность, хотя к производству приступили под первоначальным обозначением SE-210. В первой партии изготовили 5 самолетов для Air France, 4 - для скандинавской SAS, одну машину купила бразильская компания Varig.
Первой приступила к коммерческим перевозкам Caravelle SAS 26 апреля 1959 года на маршрутах Скандинавия - Средний Восток. За ней последовала Air France, которая в мае того же года открыла новую авиалинию Париж-Стамбул. В декабре Varig вывела Caravelle на южноамериканские маршруты.
За серией из 20 Caravelle I последовал вариант IA, отличавшийся от предшественницы двигателями Avon 522А или 526. Первые из 13 построенных внедрила финская компания Finnair в апреле 1960 года на авиалинии Хельсинки-Стокгольм.
Фирма Sud-Aviation (Aerospatiale) создала несколько модификаций, отличавшихся числом мест и дальностью полета. Самолет Caravelle 1 был оснащен двумя ТРД Rolls-Royce Avon Mk.522 тягой по 4885 кгс и имел взлетную массу 43,5 т. В кабине двух классов можно было перевозить 68 пассажиров, а максимальное число мест равнялось 99.
В 1960 года началась эксплуатация самолета Caravelle 3 с ТРД Avon Mk.527 (2 х 5175 кгс). Взлетная масса была увеличена до 46 т при сохранении прежнего числа мест. Самолеты Caravelle 3 были построены в наибольшем количестве - 78 единиц.
В начале 1961 года появились модификации Caravelle 6N и Caravelle 6R.
Caravelle VI-R,это первая Caravelle с реверсом тяги. Окна в кабине сделаны больше по сравнению с другими версиями,самолет получил более мощные тормоза. Первый полет совершил 6 февраля 1961 года, 5 июня 1961 года был получен сертификат FAA. Свою работу самолет начал в United Airlines уже 14 июля 1961 года. Caravelle VI-R был оснащен двигателями Avon Ra-29 Mk. 533R и Mk 535R (R, с реверсом) с тягой 5,715 kgf (56,050 N; 12,600 lbf).
На самолетах Caravelle 10 впервые стали устанавливаться двигатели Pratt & Whitney JT8D. Эти самолеты отличались от предыдущих удлиненным фюзеляжем, в результате чего максимальное число мест увеличилось до 104.
Передняя часть самолета и кабина почти полностью достались Caravelle от De Havilland Comet
Что это такое? Компания Aero Service Corporation получило одобрение от правительство на коммерческое использование военного радара бокового обзора Goodyear. Именно он установлен под фюзеляжем самолета. Этот радар использовался для картографических работ. С ним самолет пролетел всю Бразилию,работал на Аляске и в некоторых других районах США.
Лобовое стекло в кабине самолета действительно очень большое.
Я вижу дворники,но не вижу форсунки для разбрызгивания жидкости антиобледенительной,может они на дворниках?
Вид спереди,посадочные фары,ПВД....
Самолет в цветовой схеме Aero Service Corporation.
Всего 56 самолетов Caravelle VI было построено, 20 для United Airlines. Среди покупателей VI Indian Airlines (9), Panair do Brasil (4), Cruzeiro do Sul, Iberia Líneas Aéreas De España (4), LAN Chile (3), Aerolíneas Argentinas (3), TAP Portugal (3). Его также эксплуатировали в Filipinas Orient Airways, Aerocesar, Airborne Express и SA Nacionales.
Иллюминаторы оригинальной формы,при меньшей площади дают такой же угол обзора для пассажира.
В музеях сохранилось порядка 44 самолетов и кокпитов. Не смог найти информацию о летающих бортах на настоящее время:видимо уже нет таких?:-(((
Модификации самолета:
Caravelle I первая серийная модификация 19 машин
Caravelle IA - 13 машинн
Caravelle III первая серийная модификация приятая на вооружение ВВС.78 машин
Caravelle VI - модификация 1960 года с ТРД Avon Mk.531.109 машин модификаций N и R
Caravelle VIR - модификация с ТРД Avon Mk.532R или Avon 533R.
Caravelle VII модификация с ТВД General Electric CJ805-23C.
Caravelle 10 - модификация с ТВД General Electric CJ805-23C.
Caravelle Super A или Caravelle Horizon - другое обозначение Caravelle 10.
Caravelle 10В - модификация с ТВД Pratt & Whitney JT8D-1 или -9.22 машины
Caravelle Super В или Caravelle Horizon В - другое обозначение Caravelle 10В.
Caravelle 10R - модификация Caravelle VIR с ТВД Pratt & Whitney JT8D-1 или -9.
Caravelle 11R - модификация 1967 года на базе Caravelle 10R с ТВД JT8D-7 . 6 машин
Caravelle 12 - модификация Caravelle 11R длиннее на 3.23 метра рассчитанная на 140 пассажиров.12 машин
Всего было выпущено 282 самолётов различных моделей с 1958 по 1972 годы.
К 1996 году в эксплуатации находилось около 20 самолётов. В 2002 только 8.
ЛТХ:
Модификация
Размах крыла, м 34.30
Длина самолета,м 32.01
Высота самолета,м 8.72
Площадь крыла,м2 146.70
Масса, кг
пустого самолета 27210
максимальная взлетная 46000
Внутреннее топливо, л 19000
Тип двигателя 2 ТРД Rolls-Royce Avon RA.29 Mk 527
Тяга, кН 2 х 50.71
Крейсерская скорость, км/ч 805
Практическая дальность, км 2100
Дальность действия, км 1700
Практический потолок, м 11200
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: 99 пассажиров или 8400 кг груза