Долго у меня копятся посты и если я это не выложу,то пройдут еще годы.... Итак Westland Wasp это небольшой газотурбиннный британский противолодочный вертолет корабельного базирования. Производился Westland Helicopters, он вырос из программы P.531,он аналогичен Westland Scout для British Army, а дальний предок это поршневой Saunders-Roe Skeeter. Вертолет такого размера,что в состоянии сесть на палубу фрегата,но при этом нести две торпеды. HAS Mk1 это противолодочная версия корабельного базирования. Всего было построено 133 вертолета различных модификаций...
HAS Mk1 из музея в Даксфорде
HAS Mk1 из музея Вертолетов
Музей в Даксфорде. Музей вертолетов,Великобритания. Музей вертолетов: многоцелевой военный вертолёт Westland Scout Ah Mk.1 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Результатом параллельной разработки аппарата P.531 стало производство вертолета Wasp HAS.Mk.1, предназначенного для ВМС Великобритании (первоначальное наименование Sea Scout HAS.Mk 1).
Он отличался от сухопутного вертолета Scout четырехопорным колесным шасси вместо полозкового, а также складными лопастями и складным пилоном хвостового винта, которые облегчали базирование на борту корабля.
Всего для ВМС Великобритании было построено 98 вертолетов Wasp, первые из них поступили в эксплуатацию в 1963 году.
Кроме того, вертолеты поставлялись ВМС Бразилии, Нидерландов, Новой Зеландии и Южной Африки.
Они оснащались турбовальными двигателями Rolls-Royce/Bristol Nimbus 503 или 504.
Будем рассматривать эти вертолеты подробнее,благо они не похожи на прилизанных приличных мальчиков у которых все спрятано внутри...
Втулка рулевого винта.
Главным оружием Wasp для уничтожения катеров являлись УР Aerospatiale AS.12. Ракета управлялась по проводам, наведение осуществлялось посредством гиростабилизированного оптического прицела.
Вертолеты Wasp HAS.Mk 1 могли нести две ПКР AS.12 , глубинные бомбы или две торпеды Mk 44.
Wasp не имел никакого поискового оборудования. Вертолет являлся не более чем платформой для доставки к месту сброса торпеды или глубинной бомбы. Поиск подводной лодки осуществляли корабли или самолеты.
Задняя стойка,одна из четырех.
А что это такое? Помню,что разбирался,но не помню результата:-)))
За всем этим виден двигатель Rolls-Royce Nimbus мощностью под 780 лс.
Табличка с описанием вертолета. Wasp HAS.1 1964 года выпуска с военным номером XS567 RN и заводским F9578.
Немного истории:
построен как Wasp HAS.1 компанией Westland.
16 июня 1964 совершил первый полет.
30 июня 1964 поступил на службу в Royal Navy с s/n XS567.
в мае 1986 передан в 829 NAS, HMS Endurance.
замечен на RNAS Portland 13 мая 1986.
в мае 1986 аолучил маркировкуd: 434
5 июня 1986 передан в Air Engineering School, RNAS Lee-On-Solent.
И получил новый номер: A2719 RN
5 сентября 1992 передан в Imperial War Museum, Duxford Airport, Duxford, Cambridgeshire/Cambs, England.
Продолжаем рассматривать вертолет.
Что это? Фара? Камера? Зачем там счетчик?
А откуда у него столько наклеечек? Это еще при жизни?
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным или колесным шасси, имеет общую конструкцию для обеих модификаций.
Двигатель открыт всем ветрам. Сейчас это не в почете.
С другой стороны такое же устройство.
Фюзеляж цельнометаллический с работающей обшивкой, состоит из двух секций. В передней располагается кабина размерами 1.84 х 1.55 х 1.35м, топливные баки и грузовой отсек, задняя часть переходит в хвостовую балку с рулевым винтом, установленным на киле, и горизонтальным оперением.
Рулевой винт.
Выхлоп двигателя.
Четырехопорное шасси Wasp отличалось высокой прочностью, все опоры были снабжены амортизаторами Lockheed. Обычно сразу после взлета с корабля летчики резко изменяли шаг лопастей несущего винта, из-за чего вертолет просаживался.
Попытка заглянуть в кабину.
Конструкция складывания хвостовой балки.
И снова двигатель. Один двигатель для вертолета летающего над водой?....
А теперь такой же вертолет из музея Вертолетов.
После фолклендской войны Wasp британских ВМС перекрасили в матовый темно-серый цвет, опознавательные знаки стали двухцветными, а все надписи - черными. У некоторых вертолетов для снижения заметности в черный цвет окрасили блестящие металлические детали.
Табличка с описанием. Это Westland Wasp HAS Mk1 с военным номером XT443 RN и заводским F9613.
Немного истории:
1966 построен как Wasp HAS.1 компанией Westland.
29 марта 1966 совершил первый полет.
Летал в Yeovil.
Поступил на службу в Royal Navy с s/n XT443.
Передан в RNAY Fleetlands.
Поступил в RNAY для модернизации для оснащения ракетами AS12.
Передан в No. 829 Squadron, Portland, Dorset.
2 июня 1970 на HMS Lowestoft.
17 февраля 1971 поврежден.
Поврежил хвостовой винт,это потребовало возвращения на RNAY для ремонта.
1979 передан в RNAY Wroughton на хранение по 1981 год
позже был откапитален в Wroughton.
1981 передан в No. 829 Squadron, HMS Aurora.
1993 списан.
Передан Westlands для хранения.
январь 1995 передан в Helicopter Museum, Weston-Super-Mare, Somerset-North, England.
с 1997 по ноябрь 2002 восстанавливался силами волонтеров
Несет маркировку: HMS AURORA 422, ROYAL NAVY, XT 443
Фотографирую всевозможные ярлычки.
Шасси четырехопорное колесное неубирающееся. Все колеса при посадке ориентируются под углами 45 и 135, чтобы предотвратить перемещение вертолета на площадке, колеса бескамерные. Размер колес 375 х 190-240мм, давление в пневматиках 0.4 МПа.
Эмблема HMS AURORA 422.
Красное это для швартовки вертолета?
Снова открытый двигатель.
Втулка несущего винта. Несущий винт четырехлопастный, цельнометаллический, с шарнирным креплением лопастей, снабжен тормозом. Лопасти прямоугольной формы в плане, крепятся к втулке с помощью вертикальных и горизонтальных шарниров и осевых шарниров с торсионами; могут складываться.
Описание двигателя установленного на этих вертолетах.
Он тут отдельно в виде экспоната.
Заглушка номерная на выхлопе двигателя.
Вид сбоку сзади.
Хвостовая балка сложена и видна специальная конструкция для фиксации этого всего. Рулевой винт диаметром 2.29 м, двухлопастный, крепится с помощью совмещенного горизонтального шарнира. Лопасти рулевого винта цельнометаллические.
Вид спереди. Номер.
Общий вид.
Что это за антенны? Видна также прыскалка антиобледенительной жидкостью на стекло.
А уж под фюзеляжем частокол всяческих выступов,антенны6 и еще что-то...
Общий вид вертолета.
Место разъединения хвостовой балки. Все очень просто...
Лобовое стекло. Так это сверху что то типа перископа? Система управления дублированная, бустерная. Гидросистема с давлением рабочей смеси 7.1МПа, обеспечивает привод гидроусилителей втулки и тормоза несущего винта.
Втулка несущего винта.
А с какой стороны у них сидит КВС? И если слева,то не мешает ему этот перископ в нормальном полете?
ПВД,мощный прожектор.
Фото 26.
Конструкция складывания лопастей несущего винта.
Фото 28.
Стойки.
Воздухозаборник двигателя.
Табличка на нем.
Электросистема питается от генератора постоянного тока напряжением 28В или аккумуляторов емкостью 25≈35 А-ч. Имеется преобразователь трехфазного переменного тока напряжением 115В и частотой 400 Гц.
Снова втулка
Новая Зеландия получила 19 Wasp
ЮАР стала крупнейшим покупателем Wasp , закупив двумя партиями в 1963 и 1973 годах 16 вертолетов. Последняя партия состояла из восьми вертолетов, два из которых не поставили из-за эмбарго на поставку вооружения режиму апартеида. Wasp поступили на вооружение 22-го звена, в 1976 году звено переформировали в 22-ю эскадрилью морской авиации.
17 вертолетов построено для South African Navy
Фото 38.
Назад тоже есть окошечки.
Горизонтальный стабилизатор на хвостовой балке.
Силовая установка состоит из одного турбовального ГТД Rolls-Royce Nimbus Mk.503 или Mk.504 мощностью 710кВт, который размещается сверху фюзеляжа за главным редуктором и не закрыт обтекателем. Топливо размещается в трех мягких баках общей емкостью 705 л. Заливная горловина находится в полу с правого борта. Емкость маслобака 7л.
Задняя стойка.
Шильдики различного оборудования.
Фото 44.
Масла в двигателе судя по всему нет.
Редуктор. А зачем так замазаны болты чем то вроде пластилина? Трансмиссия состоит из главного редуктора, промежуточного и хвостового редукторов и валов. Передаточное отношение трансмиссии от двигателя к несущему винту 15:1.
Для электричества или для жидкостей?
тут дверь заменили на стекло,чтобы можно было заглянуть в кабину.
Снова это устройство
Фото 50.
Швартовка.
На стойке.
А это устройство для сброса буев или чего то подобного?
Оборудование вертолета включает KB приводную радиостанцию PTR.170 и PV.141 и резервную КВ-радиостанцию, стандартное оборудование для полетов по приборам, систему автоматической стабилизации с автопилотом, связанным с радиовысотомером. Дополнительное оборудование включает систему подогрева лобового стекла кабины мощностью 1кВт, а в спасательном варианте вертолет снабжается гидравлической лебедкой.
Вооружение: две противолодочные торпеды Мк.44, подвешенные на держателях под фюзеляжем.
Фото 56.
Фото 57.
Какой то радиатор.
Модификации:
Sea Scout HAS.1 Sea Scout HAS.1 это оригинальное обозначение Royal Navy для Wasp.
Wasp HAS.1 противолодочный вертолет корабельного базирования для Royal Navy.
ЛТХ:
Модификация Wasp HAS.Mk.1
Диаметр главного винта, м 9.83
Диаметр хвостового винта, м 2.29
Длина,м 9.24
Высота ,м 3.56
Масса, кг
пустого 1566
максимальная взлетная 2495
Внутренние топливо, л 562
Тип двигателя 1 ГТД Rolls-Royce Nimbus Mk.503 или Mk.504
Мощность, кВт 1 х 783 (530)
Максимальная скорость, км/ч 193
Крейсерская скорость, км/ч 179
Практическая дальность, км 488
Дальность действия, км 410
Скороподъемность, м/мин 439
Практический потолок, м 3810
Статический потолок, м 3720
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 4 пассажира или 680 кг груза на подвеске
Вооружение: Боевая нагрузка - 245 кг на 2 узлах подвески:
2 торпеды Mk.44 или Mk.46 или Stingray, или
2 УР воздух-поверхность AS.11, или
2 глубинные бомбы Mk.11