Я продолжаю рассматривать близких родственников моего вертолета. Итак Bell OH-58 Kiowa - американский лёгкий многоцелевой вертолёт, разработанный компанией Bell Helicopter Textron на основе модели Bell 206.
С 1969 года широко применяется Армией США для разведки и непосредственной огневой поддержки наземных войск, в значительном количестве поставлялся на экспорт. В ходе вьетнамской войны США потеряли около 45 вертолётов OH-58A
Pima air museum,Tucson,Arisona.Вот он наш герой в общем ряду крайний слева.В США вертолетам армейской авиации принято присваивать названия индейских племен: "Чинук", "Апач", "Ирокез"... Но самое многочисленное племя "винтокрылых индейцев" именуется "Кайова": за 28 лет их появилось на свет более 7300 штук, из которых "на тропу войны" в 51 армию мира вступило 2 600.
История этого аппарата восходит к 1960 году, когда Пентагон объявил конкурс на легкий вертолет наблюдения. Белл первым успел поднять в воздух свой образец ОН-4А (8.12.62 г.), но в 1965 году по общим итогам уступил ОН-6 фирмы Хьюз. А вот попытка завоевать гражданский рынок сразу имела успех: модель Белл 206А "Джет Рейнджер" уже за первых два года серийного производства (1966-1968 гг.) была продана более чем в 600 экземплярах. С тех пор вертолет многократно модернизировался, видоизменялся, оставаясь "бестселлером" до наших дней.
Вскоре военные разочаровались в "летающем яйце" Хьюза, и повторно объявленный конкурс 8 марта 1968-го выиграл усовершенствованный Белл 206А. Армия присвоила ему "популярное имя" "Кайова", индекс ОН-58 и заказала сразу 2200 штук, которые и были произведены в течение пяти последующих лет.Это к вопросу о вертолетах MD и Bell!!:-)))
Вопреки устоявшемуся мнению, что военный вариант отличается от "цивильного" лишь защитной окраской, "Кайова" получил новый мотор Т63-А мощностью 317 л. с., более широкие лопасти ротора и даже 7,62-мм шестиствольный пулемет "Миниган" по левому борту.
второй слева,для масштаба так сказать... Первым импортером стала канадская армия, заказавшая в 1969-м 74 штуки СОН-58А (позднее СН-136). В том же году итальянская фирма Аугуста приобрела лицензию на его выпуск, "произведя на свет" более 1000 машин, часто не слишком похожих на "вождя племени" рядом деталей.
Чтобы удержать первенство на рынке, конструкторы Белла весьма динамично совершенствовали машину. С 1971-го в серию пошла "Модель 206В" с более мощным мотором, а с 1975-го - целая новая ветвь "удлиненных рейнджеров" модели 206L. Рассмотрение ее выходит за рамки данной статьи, хотя о двух модификациях следует упомянуть. На "Лонг Рейнджер" 406LM в 1978-м впервые был применен четырехлопастный винт вместо двухлопастного. Последний до тех пор считался таким же "фирменным знаком" фирмы Белл, как центральный радиатор у "Мерседеса", либо полузакрытые задние колеса у "Ситроена".
А на Белл 206 L-1 "Long Ranger II" впервые была установлена система гашения вертикальных колебаний, запатентованная под названием Noga Matic. У нее механизм передачи от ротора крепится к фюзеляжу не непосредственно, а через два стержня-коромысла, опирающиеся на корпус только в двух точках - узлах вибраций. Эти стержни и поглощают значительную часть колебаний, не перенося их на вертолет, что весьма положительно влияет и на комфортность полета, и на сохранность машины.
Первая серьезная модернизация "Кайов" проходила в 1978-м и была вызвана изменением взглядов на тактику легких вертолетов. Вместо общего наблюдения за полем боя на средних высотах им предписывалось вести активную разведку целей на сверхмалых. Во главу угла поставили "невидимость" и "выживаемость".
275 ОН-58А переоборудовали под стандарт ОН-58С: кроме более мощного мотора Т-63А-720 (420 л.с.), установили аппаратуру постановки радио- и инфракрасных помех, плоские стекла кабины (для уменьшения бликов от солнца). Смонтированы "ножи-рассекатели", позволяющие избежать аварии при столкновении с линиями проводов, проволочными антеннами и прочими "невидимыми препятствиями".
Созданный в 1980-м, Белл 206В "Джет Рейнджер III" считается наиболее совершенной гражданской моделью, почти вдвое превосходящей первые варианты по коммерческой нагрузке.
Внешне как вы видите он очень похож на своего гражданского собрата.
Ну это чтобы вы представляли в каких условиях мне приходилось трудится. Все самолеты были подробно отсняты. На это ушла почти неделя.
Тут можно сравнить профили популярных вертолетов
Но классический нос 206 го ни с кем не перепутаешь
ну и полезная штука:резаки
на носу мы также видим ик датчики?
наш вертолет 69-16112 Bell OH-58A Kiowa C/N 40333 , двигатель Allison T63-A-700
ничего сверхособенного тут разглядеть не удалось и открутить для своего борта тоже не вышло!:-)))
выхлопная система
Фото 20.
лопасти и вал
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
точно такой же хвостовой редуктор,в окошечке видно,что масла в норме:-)))
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
перед воздухозаборниками стоят специальные дефлектора,защищающие от попадания мусора
вот они крупнее,а три отверстия это не ракетницы и не тепловые ловушки,это просто отверстия... чтобы выбрасывать мусор,который пытается пробраться через фильтры,наружу. Видно,что здесь уже стоит particle separator
собственно несущий винт
Фото 32.
по парт номерам можно выяснить насколько это подходит к современным вертолетам
лопасть здесь тоже большего диаметра,чем нынче стоят на классических гражданских версиях
горизонтальное оперение
общий вид,в окна заглянуть не удалось по причине их непрозрачности
лыжи здесь низкие,что увеличивает риск касания хвостовым винтом препятствий,но увеличивает скорость
не видно впереди открывающейся ниши для аккумулятора,видимо он где то в другом месте,более защищенном?
а так все то же
любопытная двигающаяся фара:она управлялась или просто устанавливалась раз и на всегда?
вертолет не принадлежит музею,он находится тут на правах аренды от ВВС США. А почему у нас так невозможно? На секундочку-Pima это частный музей....
резачок
и сверху,и еще какая то странная антенна
а это что? ручки или некие антенны? с другой стороны такая же
общий вид справа
все возможные лючки аккуратно заклепаны и закрашены,внутрь не прорвешься
винт
тут живут стрэпсы,которые имеют ограниченный ресурс
Фото 49.
оригинальное крепление лопастей
а это бак,он имеет емкость всего 73 галлона и может падать с 15 метров без разрушения. Верхняя стенка бака над горловиной,поэтому бак не может быть полностью заполнен,но это плата за безопасность. При наличие небольшого дополнения,бак вмещает еще порядка 20 галлонов. Тут же отверстие вентиляции аккумуляторов,значит они где то тут.
общий вид
профили в эту сторону
любопытен угол установки фюзеляжа. Это облегчает посадку и взлет,иначе при задней центровке касаешься вначале только концами задними лыж,а потом уже их полностью ставишь на землю
красавец,ему бы летать и летать...
На текущий момент стоят на вооружении:
Австралия - 56 OH-58A, по состоянию на 2013 год. Будут заменены на разведывательно-ударные вертолёты Eurocopter Tiger ARH.
США - по данным на июнь 2012 года в армии США находится 368 вертолётов, при этом только в ходе боевых действий в Афганистане и в Ираке было потеряно 42 машины (включая небоевые потери и вертолёты, не допущенные к полётам из-за выработки ресурса).
Ирак - 10
Кроме того вертолеты данного типа состоят на вооружении в Австрии, Доминиканской республике, Израиле, Саудовской Аравии, Испании, на Тайване и в Турции
Варианты вертолета:
OH-58A Kiowa - первая серийная модификация.
OH-58B - экспортный вариант ОН-58А 1976 года для ВС Австрии
OH-58C - модель 1978 года с двигателем Allison T-63-A720 и ИК сенсорами
OH-58D Kiowa Warrior - модель 1991 года, разработанная в результате выполнения программы AHIP («Army Helicopter Improvement Program»)
OH-58D Kiowa Warrior Block II - модификация 2011 года с новым двигателем HTS-900 (746 кВт), усиленным хвостовым винтом, новым носовым комплектом датчиков и многофункциональными информационными дисплеями
OH-58F - вертолёты, прошедшие модернизацию по программе CASUP
ЛТХ:
Модификация OH-58A
Диаметр главного винта, м 10.77
Диаметр хвостового винта, м 1.57
Длина,м 11.90
Высота ,м 2.91
Масса, кг
пустого 1362
нормальная взлетная 2041
максимальная взлетная 2495
Внутренние топливо, л 276
Тип двигателя 1 ГТД Allison T703-A-700
Мощность, кВт 1 х 236.5 (317лс)
Максимальная скорость, км/ч 241
Крейсерская скорость, км/ч 196
Дальность действия, км 481
Скороподъемность, м/мин 543
Практический потолок, м 5790
Статический потолок, м 4190
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 3 пассажира или 696 кг груза
Вооружение: один 7.62-мм шестиствольный пулемет М134 с 2000 патронами