Музей ВВС Монино ч.27 : год 2013 Мясищевский 3МД. Вид внутри.

May 28, 2013 15:35

Продолжим рассматривать экспонаты Монинского музея под руководством Матвея и Евгения. Сегодня это 3М (по кодификации НАТО: Bison-B) - советский стратегический бомбардировщик разработки ОКБ Мясищева.Самолет в музее это модификация 3МД. В 1960 году в строевых частях ВВС появился новый бомбардировщик 3МД с двигателями ВД-7Б. На этой модификации 3М установили более совершенное оборудование, улучшили аэродинамику самолёта. Внешне он отличался удлинённой, заострённой носовой частью со штангой топливоприемника на конце. При неизменном размахе несколько увеличили площадь крыла. Впервые этот самолёт продемонстрировали в июле 1967 года на выставке авиационной техники в Домодедово. Кодовое обозначение НАТО - Bison-C.Это была последняя работа В. Мясищева в ОКБ-2З по теме дальнего стратегического бомбардировщика. Осенью 1960 г. его перевели на должность начальника ЦAГИ, а ОКБ переключили на новую тематику.В первой части мы снова заберемся внутрь,а потом обойдем самолет по кругу и сверху.


Центральный музей ВВС в монино
ВМ-Т на аэродроме Раменское
ВМ-Т и М4 в Дягилево
M4


Для того,чтобы попасть в самолет,нужно открыть люк снизу передней части фюзеляжа. Зато этот люк не в нише шасси как у Ту-95. Женя занимается сейчас этой работой.


Эскизный проект самолёта 3М и макет передней его кабины были представлены к защите в начале осени 1954 г. Опытный самолёт № 0201 построили в Филях с использованием агрегатов серийного М-4. Его сборка завершилась 30 октября 1955 г. Так как двигатели ВД-7 в то время находились в стадии испытаний и надёжность их вызывала сомнения, полёты 3М решили начать, оснастив его двумя ВД-7 и двумя АМ-3А. Процесс наземных испытаний и отладки опытной машины занял довольно много времени. В воздух она поднялась с аэродрома ЛИИ только 27 марта 1956 г. под управлением экипажа М. Л. Галлая.
Кабина самолета,все окна заботливо прикрыты шторками.


В первой половине 1980-х закончилась модернизация Ту-95КМ в вариант К-22, на вооружение начали поступать новые ракетоносцы Ту-95МС, а несколько позднее - Ту-160. Одновременно устаревшие модификации Ту-16, Ту-22 и Ту-95 стали отправлять на слом, что подавалось пропагандой как сокращение стратегических наступательных вооружений. Под эту кампанию попали и последние бомбардировщики 3М. 9 несостоявшихся ракетоносцев 3МД тогда уцелели, наверное, благодаря симпатиям командования.
Общий вид на самолет спереди. Заправочная штанга отличительная черта модификации 3МД


Самые изящные в семействе, они получили прозвище «стиляги» и считались командирскими машинами. Их отправили на почётную пенсию, законсервировав на базе хранения под Энгельсом, но подняться в небо им было уже не суждено. Лишь один 3МД бортовой 30 серийный 0301804 был в марте 1986 года расконсервирован и перегнан в Энгельс с шестого поля, а 8 июля 1986 года он перелетел из Моздока на место своей вечной стоянки в ЦМ ВВС Монино. Остальные же 3МД были уничтожены в 1988-89 году.Вот и вся история нашего борта.
снизу остекление для штурмана


пока идет процесс открытия самолета и всяких люков для проветривания,мы заглядываем в нишу передней стойки велосипедного шасси.Прямо над нами автоматическая турель.


"При взлете с обычным 3-х колесным шасси практическая длина разбега очень сильно зависит от летчика. При раннем подрыве могут быть тяжелые последствия, а при позднем подъеме носа и последующем отрыве от ВПП длина разбега увеличивается на 500 и более метров.
Передняя "вздыбливающаяся" стойка, по мере роста скорости, разгружала амортизатор и последний своим ходом поворачивал переднюю тележку, поднимал переднюю пару колес, поднимал нос самолета в конце разбега. Получался совершенно автоматический взлет, без вмешательства летчика." Тем более,что критический угол атаки и взлетный отличались между собой всего на 1 градус 20 минут и велика вероятность ошибки,а тут к определенной скорости точный взлетный угол атаки!!!
Собственно колеса


Фото 7.


кто то пытался добраться до турели и вскрыл ее обшивку


Фото 9.


и вот можно забираться внутрь,вид через люк вверх.Там кресло стрелка? Всего экипаж состоял из 7 человек,на одного человека меньше чем у М-4. Стрелок находился на кормовой установке и в передней кабине еще шесть членов экипажа.


слева по движению рабочее место-второго штурмана ,специалист сидит спиной по движению. Покидание кабины вторым штурманом,бортмехаником и стрелком радистом осуществляется следующим образом: внизу пиропатроны подрывают и открывают три люка,куда по направляющим и уходят вниз все три кресла с членами экипажа.


назад от люка стойки для аппаратуры,почти все на месте и направляющие для спуска кресла стрелка-радиста


Фото 14.


справа по движению рабочее место борттехника,и тоже спиной по движению. С обоих сторон блистеры,закрывающиеся стальными пластинами и прицелы


если смотреть прямо от люка,то мы видим в носовой части рабочее место штурмана ,а на втором этаже рабочие места двух пилотов


место второго штурмана


левое рабочее место второго штурмана,в случае отказа оборудования основного штурмана,он мог и самолетом управлять и бомбы сбрасывать,кроме всего прочего именно он отвечал за всю энергетику самолета. И управлял пушкой в своем секторе.Он же мог управлять фотоаппаратом,которого здесь видимо нет.


прицелы у второго штурмана и борттехника позволяли управлять нижней пушечной установкой ,но только в том секторе,который он наблюдает. Оборонительное вооружение состоит из трех сдвоенных пушечных систем АМ-23


жгуты проводов это что-то


двигаемся в вотчину штурмана.Кроме всего прочего он отвечал и за сброс бомбового груза.Самолет был предназначен для ударов по крупным объектам:город,крупная база и тп... Кресло имеет такой бронекаркас и наклоняется. Пилоты по нему забираются к себе.


У каждого экипажа всегда в мирное время были четко назначенные цели,они конечно могли меняться,но так или иначе. Был портфель с крупной картой местности вокруг цели,спутниковые снимки из космоса и тп...
левая сторона кабины


правая сторона кабины,тут стоит прибор в который вводились данные для использования при бомбометании.Это самый важный тут прибор.Там задается высота бомбометания курс и тп вещи,высота подрыва...


При сбросе ядерных бомб экипаж одевал очки,остекление пилотов и штурмана закрывалось шторками,причем автоматически.


впереди набор пилотажно-навигационных приборов,радиокомпас,там же система РСБН,ее правда выковыряли похоже. Идейно при выходе на цель управление передавалось штурману и он наблюдая в прицел,который я здесь не наблюдаю,маленькими ручками подправлял движение самолета.Прицел должен был быть левее набора ПНприборов.


Фото 26.


установка глубины!!! зачем?


Андрей Иванов уже на месте квса


смотрим назад с рабочего места штурмана. Виден внизу люк через который мы сюда попали и люк наверх


что это вскрытое и с шестеренками? компьютер?


вот она панель с пилотажно-навигационными приборами




Женя уже на крыше


видны телескопические шторки,автоматически закрывающиеся при сбросе атомной бомбы


крупнее


это и есть самый важный прибор для сброса бомб


что это за емкость? А где у них тут туалетики?


поднимаемся выше,между креслами пилотов панель автоматов


Все кресла были оснащены улавливателями. Это вот эта металлическая воронка на спинке. Слезть с кресла не отстегнув все ремни на обычном самолете было невозможно,а здесь прт нажатии педали ногой внизу,язычок расщелкивался и вся ваша ременая система отстегивалась от кресла,оставаясь на вас. После чего вы могли сесть в кресло и этот ремень защелкнется в этом металлическом конусе. А вовсе это не сток для крови или еще чего нить:-))


общий вид кабины и Андрея


Что-то увидел или собрался чихнуть? Так и останется это загадкой!!!


В форточку можно было увидеть Женю на носу самолета


кожаная спинка кресла,здесь стоят катапультные кресла и одновременно они являются бронекапсулами с толщиной брони до двух с половиной сантиметров


Матвей к нам не идет,ждет снаружи. Катапультировались по очереди,вначале штурман,если он не мог сам,то была возможность принудительного катапультирования (вниз),после него в образовавшееся отверстие катапультировался второй пилот и затем командир. Технологию всего этого я так до конца и не понял.


общий вид на панель приборов самолета


все приборы на месте,но стекла разбиты. Это солнце? на центральной панели приборы контроля за судовой установкой


мощный штурвал второго пилота,справа сверху кнопка выпуска тормозного парашюта


КВСа


верхняя панель


над вторым пилотом


над квсом


открытая форточка второго пилота


педали


РУДы


любопытный указатель угла отклонения штурвальной колонки


вид на рабочее место штурмана


велосипедное шасси привело к любопытному расположению сигнальных лампочек


центральная часть панели,зачем КВСу два горизонта? и кстати у них похоже нет приборов для радионавигации,это все только у штурмана


общий вид кабины


видны слабеющие шторки


еще один общий вид


Фото 64.


Женя на фоне неба


Матвей на фоне земли


снова взгляд к штурману


общий вид рабочего места второго пилота


Фото 71.


идем во второй отсек,тут рабочее место трех человек


рабочее место справа по движению-борттехник. Поскольку эти самолеты могли работать как бомбардировщик и как заправщик,то именно тут располагался пульт управления этими системами и конусом и тп


приборы все убраны


прицел?


кресло под парашют.


тут второй штурман


Фото 78.


Фото 79.


ниша для приборов


Фото 81.


левое по движению рабочее место,тоже прицел


что делают эти мощные домкраты, это для покидания самолета.


смотрим на кабину из глубины


второй штурман


его прицел


приоткроем жалюзи


его приборы


у него же контроль за кислородом(жидким)


Фото 93.


забираюсь на второй этаж,рабочее место стрелка-радиста. Обычно кресло по полозьям спускалось вниз,стрелок -радист его занимал и далее с помощью электропривода оно поднималось на место,а мы тут корячимся!


приборы,которые окружают его


рабочее место прямо под блистером и оно вращается


некий перископ,это так называемый астрокомпас или астроориентатор,который позволяет экипажу ориентироваться по звездам.Но в связи с большой сложностью его эксплуатации,он не пользовался спросом:-)))


вот он ближе


штурвал стрелка,именно это управление приводом стрелковой башни на спине самолета с двумя 23 мм пушками. Задача стрелка-защита верхней полусферы .


прицел,верхний блистер также снабжен защитными шторками для защиты от поражающего излучения атомного оружия.Шторки опускались автоматически при сбросе атомной бомбы.


механический счетчик остатков патронов для каждой пушки.


все обшито ковролином


снова вниз и рассматриваем что здесь есть


управление топливной системой?


рабочее место КВСа без Андрея


Фото 119.


Фото 120.


общий вид кабины


вид от входного люка вверх


и с Андреем на месте стрелка


из под люка


Женя на двигателе


ТТХ 3М различных модификаций
3М(прототип) 3МН 3МС 3МД
Технические характеристики
Экипаж 7
Длина, м
(без штанги топливоприёмника) 48,76 49,2
Высота, м 11,5
Размах крыла, м 53,14
Площадь крыла, м² 351,78 359,82
Коэффициент удлинения крыла 8,03
Масса пустого, кг 74 430 75 210 75 540 76 800
Нормальная взлётная масса, кг 150 000 140 000 140 000 145 600
Максимальная взлётная масса, кг 203 500 190 000 192 000 193 000
Силовая установка 4 × ТРД ВД-7 4 × ТРД ВД-7Б 4 × ТРД РД-3М-500А 4 × ТРД ВД-7Б
Бесфорсажная тяга,
кгс (кН) 4 × 11000 (107,9) 4 × 9500 (93,2) 4 × 8700 (85,3) 4 × 9500 (93,2)
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 940 930 925 930
Практическая дальность, км 12 100 11 050 9 650 11 850
Практический потолок, м 12 900 12 750 12 700 12 150
Нагрузка на крыло, кг/м² 578 549 549 520
Тяговооружённость
(при максимальной взлётной массе) 0,22 0,2 0,2 0,2
Аэродинамическое качество 18,70
Длина разбега, м 1650 1700 1700 1700
Длина пробега, м 2800 2800 2800 3000
Вооружение
Стрелково-пушечное 3 × 2×АМ-23
Боевая нагрузка, кг
(нормальная / максимальная) 5000 / 18 000
Бомбы, кг 2 × ФАБ-9000 или ФАБ-5000
6 × ФАБ-3000
28 × ФАБ-500
52 × ФАБ-250

мясищев, музей ввс, музей, , монино, 2013, вм-т

Previous post Next post
Up