Музей ВВС Китая ч.1: Harbin SH-5 летающая лодка

Nov 21, 2012 16:05

Harbin SH-5 (китайский: 水轰五型, где "水轰" это краткое "水上轰炸机"(Shuishang Hongzhaji), что означает "морской бомбардировщик") - китайский многоцелевой самолёт-амфибия.
Многоцелевой самолёт-амфибия, предназначенный для патрульных и поисковых операций в открытом море, для поиска подводных лодок, постановки минных заграждений, радиотехнической и фоторазведки, грузоперевозок и десантирования. Опытный самолёт (это наш борт) построен в декабре 1973 года. На вооружение начал поступать только с 1986 года(культурная революция подсобила). При создании самолёта широко использовались советские разработки(в руках был Бе-6 и Ан-12). На данный момент три борта используются для морских поисково-спасательных работ и один борт оборудован как противопожарный.


Airshow China 2012
интереснейший сайт о летающих лодках!!!


Долгое время единственным китайским гидросамолетом являлся Бе-6. Летающие лодки этого типа поставлялись "Великому соседу" в 1950-е, когда Советский Союз и Красный Китай совместно строили светлое будущее. К концу 1960-х Бе-6 устарели как морально, так и физически, рассчитывать на помощь СССР китайцы, по известным обстоятельствам(обиделись они на развенчание культа личности ), уже не могли. В этих условиях перед китайской авиапромышленностью была поставлена задача, создать летающую лодку с перспективными турбовинтовыми двигателями, предназначенную для замены Бе-6.


Работы над новым самолетом, получившим обозначение SH-5 (Шуйшанг Хонгзхай 5, морской бомбардировщик 5), начались в НИИ гидроавиации и конструкторском бюро Харбинского завода в 1968-м.
Крылья и силовую установку самолет-амфибия SH-5 унаследовал от военно-транспортного самолета Y-8 ( китайская версия советского самолета Ан-12 'Cub' ), хвостовое оперение от Бе-6 'Mail' и только фюзеляж был разработан заново.

SH-5 имеет определенные черты нашего Бе-12 и японского Shin Meiwa US-1A.
В отличие от "бериевских" амфибий китайский самолет имел прямой центроплан, а концевые части крыла были выполнены с обратным V. Размах крыла составлял 36 м, площадь крыла 144 м2, длина самолета равнялась 38,9 м. SH-5 имел нормальную взлетную массу 35 т и максимальную - 45 т, максимальная скорость составляла 560 км/ч, практический потолок - 7000 м. а перегоночная дальность - 4750 км.


Первый корпус с бортовым номером 01 был изготовлен в октябре 1970 года и использовался для статических испытаний,которые продолжались до августа 1974 года.
В декабре 1973-го в Харбине изготовили первый летный экземпляр, это как раз наш борт с номером 02. Он вначале ожидал окончания статических тестов,потом были водные руления в общем в 30 часов между маем 1975 и мартом 1976,и только после этого 3 апреля 1976 года самолет впервые поднялся в воздух.Полет длился 23 минуты,управлял самолетом экипаж летчика-испытателя Хаунг Хингхуйя.Дальше ждали постройки второго летающего прототипа с номером 03.


Столь растянутые сроки разработки характерны для всех китайских самолетов, создававшихся в те годы. Сказывались последствия культурной революции - нехватка квалифицированных специалистов. Летные испытания, в которых приняли участие все построенные шесть гидросамолетов, завершились в 1985-м.


Четыре серийных лодки SH-5(с номерами 04-07) в сентябре 1985 года в торжественной обстановке передали в авиацию ВМС Китайской Народной Республики. Гидросамолеты и сейчас базируются на аэродромах Туаньдао и Куингдао. По опубликованным данным, на начало 1999-го в авиации ВМС Китая числилось шесть таких машин(но летающих только четыре).Прототипы довольно сильно отличаются от серийных машин (9113,9123,9133,9143 красные).


Самолет предназначен для поисково-спасательных операций, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, нанесения бомбовых ударов, перевозки грузов. Разрабатывался и противопожарный вариант амфибии SH-5,в нее переделали борт с серийным номером 06 и бортовым 9133.


По компоновке самолет напоминает своего предшественника - Бе-6: высокоплан с прямым крылом (удлинение 9), однореданной лодкой с двухкилевым оперением и длинным "хвостом" магнитометра.


Наиболее заметными внешними отличиями от Бе-6 являются каплевидная кабина летчиков, носовой обтекатель антенны РЛС (по типу Бе-12) и убираемое шасси. Трехопорное шасси с передним колесом обеспечивало возможность самостоятельного ,без лишних хлопот,выхода самолета на берег и обратно.Для взлета и посадки на твердую поверхность эти шасси не приспособлены.


В состав бортового оборудования входят инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиокомпас, доплеровская поисковая РЛС и детектор магнитных аномалий.


Среднюю часть занимает помещение для операторов поискового оборудования, за которым расположены отсеки радиосвязной, поисковой и прочей электронной аппаратуры. Все отсеки соединяются сквозным коридором с водонепроницаемыми дверями в переборках между помещениями.


На четырех подкрыльевых узлах было предусмотрено размещение сверхзвуковых противокорабельных ракет С-101(с которыми и возникли проблемы) или малогабаритных противолодочных торпед (по три на каждом внутреннем пилоне).


При выполнении боевого патрулирования самолет оснащается двумя ракетами на внешних пилонах и шестью торпедами - на внутренних.


Экипаж SH-5 состоит из восьми человек, в их числе командир, второй летчик, штурман, бортинженер и радист и три оператора. В передней части лодки расположены три грузовых отсека. Кабина негерметичная(не для воды,а для полетов на большой высоте).


Заказа на серийное производство так и не последовало: очевидно, сказались недостатки целевого БРЭО, не обеспечивающего поиск и поражение современных подводных лодок и надводных кораблей. ПКР С-101 также не удалось довести до серии.


Шасси - трехопорное, с носовой двухколесной стойкой.


Носовая опора убирается назад в днище корпуса лодки, а основные - поворотом назад в ниши бортов.


Основные опоры - одноколесные. Стойки снабжены масляно-пневматическими амортизаторами.




Особенностью шасси, используемого для схода и выхода из воды по слипу, является очень малый клиренс.


Гидросамолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями "Донган" WJ-5А1 мощностью по 3150 э.л.с. каждый.Винты - Baoding J16-G10A четырехлопастные изменяемого шага с реверсом,диаметром 3,9 метра (лицензионная версия АВ-72,которые стояли на ан-24).


WJ5 - турбовинтовой двигатель разработанный китайской фирмой Dongan Engine Manufacturing Company (DEMC). В 1968 году правительство КНР заказало фирме DEMC разработку нового турбовинтового двигателя. За основу был взят советский турбовинтовой двигатель конструктора Ивченко АИ-24А ЗМКБ Прогресс. При создании собственного двигателя китайские инженеры столкнулись с проблемами в камере сгорания и дисками турбины. Также работы были сильно затянуты Китайской Культурной революцией. Однако в январе 1977 году новый двигатель WJ5 был сертифицирован. На его базе были разработаны несколько версий двигателя. Первая модификация WJ5A начиналась разрабатываться в 1969 году для летающей лодки SH-5. Сертифицирован в январе 1980 года.


Оборонительное вооружение включает спаренную 23-мм пушечную (Type 23-1) установку с дистанционным управление на верхней поверхности фюзеляжа между крылом и оперением.На нашем прототипе ее нет.


Для остойчивости гидросамолета служат два неубираемых крыльевых поплавка, установленных на N-образных подкосах.


На 2011 год в строю оставались 4 из 6 выпущенных бортов.Они несут службу в PLA Navy North Sea Fleet в специальной базе гидросамолетов в Qingdao,провинция Shandong.Они используются в основном для морского патрулирования. Кроме нашего нелетающего борта 02,еще есть борт нелетающий 03


Топливо размещается в крыльевых и внутрифюзеляжных баках (более 13 тонн).


На корпусе лодки установлен небольшой руль для управлении самолетом на воде.


Во внутрифюзеляжном отсеке в задней части корпуса размещаются глубинные бомбы, мины, радиогидроакустические буи или спасательное оборудование (надувные плотики, жилеты, аварийный запас). Общая масса внутренней нагрузки - 6000 кг.


Модификации:
SH-5 серийный вариант, 1 борт для статических испытаний(01), 2 прототипа(02 и 03) и 4 серийных самолета построены(04-07).
SH-5A несколько SH-5 переоборудованных для задач электронной разведки.
SH-5B Firefighter SH-5(06) был переоборудован в противопожарный.Он получил обозначение PS-5.Может нести 8 тонн воды.
Итого всего построено 6 самолетов и один для статических испытаний!!! 01 ,02 и 03 не летают. 04-07 все еще в строю.


ЛТХ:
Модификация SH-5
Размах крыла, м 36.00
Длина самолета,м 38.90
Высота самолета,м 9.8
Площадь крыла,м2 144.0
Масса, кг
пустого самолета 25000
нормальная взлетная 36000
максимальная взлетная 45000
Внутреннее топливо, кг 13417
Тип двигателя 4 ТВД Dongan (DEMC) Wojiang-5A1 (копия АИ-24)
Мощность, э.л.с. 4 х 3150
Максимальная скорость, км/ч 555
Крейсерская скорость, км/ч 450
Практическая дальность, км 4750
Продолжительность полета, ч 15
Практический потолок, м 10250
Экипаж, чел 5 + 3 оператора или 10000 кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка - 6000 кг в отсеке оружия и 4 узлах подвески
В отсеке оружия: Мины, глубинные бомбы,
1x 3000-кг или 3x 1000 кг или 6x 454-кг бомбы
На узлах подвески:
4 ПКР C-101 или однотипных, или 6 противолодочных торпед или глубинные бомбы или мины.

sh-5, китай, музей, пекин, 2012

Previous post Next post
Up