В июле 1942-го фирма "Грумман" приступила по заданию флота к работе над одноместным палубным истребителем для небольших эскортных авианосцев. Первый из них "Лонг Айлэнд" имел палубу в два раза короче, чем на "плавающем аэродроме" класса "Уэссекс" (263 м). Конструкторы не стали заново "придумывать велосипед", а просто разработали облегченный вариант "Уайлдкэта".
этот же пост,но с большими картинками Ошкош 2011Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Прототип с индексом XF4F-8 имел 9-цилиндровый двигатель "Райт" R-1820-56 (1350 л.с.) с трехлопастным винтом постоянного шага "Гамильтон-Стандарт". Главная "изюминка" мотора - алюминиевые головки цилиндров, экономившие более 100 кг. К тому же, R-1820-56 имел меньший диаметр, что позволило обжать капот и разместить внутри него маслорадиаторы - теперь крыло было "чистым" с точки зрения аэродинамики. Сам капот получил новую систему отвода выхлопных газов через две боковые створки (на F4F-4 их было восемь).
на земле
вот он выбирается на исполнительный
Для компенсации возросшего крутящего момента увеличили площадь вертикального оперения. Кроме этого, доработали закрылки и бронезащиту, а кабину летчика защитили от переднего топливного бака пожарной перегородкой. Под крылом можно было подвесить, кроме сбрасываемых топливных баков, пару бомб по 113 кг или шесть ракет HVAR (калибр 76 мм), превратив истребитель в штурмовик. Для большего снижения веса отказались от пары пулеметов, оставив в крыле лишь четыре.
Первый прототип XF4F-3 впервые поднялся в воздух в ноябре 1942-го, а в январе к нему присоединилась вторая машина. Полеты показали, что ухищрения конструкторов не пропали даром. "Восьмерка" получилась на 226 кг легче, чем F4F-4, и с более мощным двигателем оказалась гораздо резвее. Так, скороподъемность выросла с 9,9 м/сек до 18,5 м/сек, а максимальная скорость достигала 535 км/ч. Но самое главное, что новый "Уайлдкэт" мог базироваться на эскортных авианосцах. Для взлета XF4F-8 со встречным ветром было достаточно палубы в 125 м, тогда как минимальный разбег у F4F-4 -195 м.
шасси убираются в фюзеляж
Столь необходимый истребитель для небольших авианосцев решили срочно запустить в серию. Однако руководство фирмы "Грумман" уже не проявляло большого интереса к последней модификации "Уайлдкэта". В 1942-м компания развернула производство новейшего палубного истребителя F6F "Хеллкэт" и торпедоносцев TBF "Эвенджер". На заводе в Бетпэйдже кипела работа по сборке этих машин, и места для "восьмерки" не оставалось в самом прямом смысле.
а вот он уже возвращается
Спасла положение дочерняя компания "Истерн Эйркрафт" автомобилестроительного гиганта "Дженерал Моторс". Военные заказы обещали большие и быстрые прибыли, и еще в начале 1942-го "Дженерал Моторс" решила присоединиться к сборке варианта F4F-4, получившего в компании индекс FM-1. Единственным серьезным отличием FM-1 от F4F было уменьшенное до четырех количество крыльевых пулеметов. Простой и технологичный "Уайлдкэт" идеально подошел для завода, который никогда раньше выпуском самолетов не занимался.
Первый серийный FM-1 поступил на флот в сентябре 1942-го, а всего из цехов в Линдене (40 миль к западу от Бетпэйджа, что было тоже немаловажно для быстрой передачи документации и оснастки) выкатили 909 "единичек". Из этой партии 312 FM-1 поставили по ленд-лизу в Великобританию, где они стали называться "Мартлет" Mk.V. Поэтому неудивительно, что когда от заказа на серию F4F-8 отказалась фирма "Грумман", контракт тут же перехватили "автомобилисты" "Дженерал Моторс". Производство "Уайлдкэта" свернули в Бетпэйдже осенью 1943-го, успев выпустить еще 20 безоружных разведчиков F4F-7 с увеличенным запасом топлива и фотокамерами снизу.
Зачем ему леоперд?
А с сентября моряки стали получать "восьмерки" от "Дженерал Моторс", которые имели собственный индекс FM-2. Вначале самолету, кроме буквенно-цифрового обозначения FM-2, хотели присвоить еще и собственное имя "Мангуст". Но все же победил здравый смысл, и у "автомобильного" истребителя осталось родное имя "Уайлдкэт". До августа 1945-го "Истерн Эйркрафт" поставила 4437 FM-2, из них 370 попало на Британские острова. Англичане перекрестили "двойку" в "Мартлет" Mk.VI, но с января 1944-го все варианты "Ласточек" переименовали обратно в "Диких Котов", чтобы унифицировать самолеты с американской системой обозначений.
Конструкция FM-2 мало изменилась за два года выпуска. Под крылом могли вешаться два сбрасываемых бака или шесть НУРСов калибра 127 мм. В качестве двигателя на "двойки" ставились различные модификации "Райт" "Циклона" - R-1860-56A, 56W или 56WA, вращавших трехлопастный винт "Кертис Электрик" с более широкой хордой лопастей. Буква "W" в обозначении мотора означала наличие системы впрыска в цилиндры воды для кратковременного увеличения мощности. Бачка с водой хватало на 10 минут работы.
Основным местом службы "Уайлдкэтов" ВМФ США являлся Тихий океан.
полет в лучах солнца
Из недостатков, прежде всего, отмечалась ненадежная конструкция шасси с узкой колеей и неудачной схемой уборки. Летчики "Уайлдкэтов" ругали конструкторов при каждом из 30 оборотов штурвала, которые надо было выполнить, чтобы колеса прижались к нишам. Зачастую сразу после взлета требовалось вступить в бой, а тут в самый неподходящий момент летчику приходилось думать об уборке шасси вручную. Однако изменение конструкции и схемы уборки шасси повлекло бы за собой переработку всего самолета, и ничего менять не стали.
Отлично послужили "Уайлдкэты" фирмы "Дженерал Моторс" и в Королевском флоте Великобритании. Первой в Англии получила FM-2 (или "Уайлдкэт" Mk.VI) 881-я эскадрилья. Новый вариант заменил предыдущий FM-1 на палубе эскортного авианосца "Песьюа" перед операцией "Драгун" по высадке союзных войск в Южной Франции в августе 1944-го. Поддерживая десант с воздуха, "Коты" 881-й эскадрильи совершили 180 боевых вылетов вместе с "Сифайрами" и "Хеллкэтами", работая в основном в качестве штурмовиков. К стандартному пулеметному вооружению добавляли подвеску двух 113-кг бомб.
проход над полосой
Поэтому морские просторы Атлантики так и остались для "Уайлдкэтов" Mk.VI Королевского флота единственным местом боевой службы.
Окончание морских сражений Второй мировой войны совпало и с концом боевой карьеры "Уайлдкэта". Прожив долгую и насыщенную событиями летную жизнь, "палубник" фирмы "Грумман" занял свое место в длинном списке морских истребителей Второй мировой войны. Хотя первые модификации F4F-3 и F4F-4 трудно назвать очень удачным самолетом, спас репутацию "Дикого Кота" вариант FM-2. Выпускаемая "Дженерал Моторс" "двойка" эффективно прослужила на палубах эскортных авианосцев США и Великобритании до августа 1945-го, внеся свой вклад в победу союзников.
2
3
4
5
6
7
1
Наш самолет: 1944 года выпуска Grumman FM-2 C/N 47160 двигатель Wright C9HD SERIES(видимо без впрыска воды)
ЛТХ:
Модификация FM-2
Размах крыла, м 11.59
Длина, м 8.77
Высота, м 3.48
Площадь крыла, м2 24.15
Масса, кг
пустого самолета 2516
нормальная взлетная 3732
Тип двигателя 1 ПД Wright R-1820-56 Cyclone
Мощность, л.с. 1 х 1350
Максимальная скорость , км/ч 535
Крейсерская скорость, км/ч 264
Практическая дальность, км
без ПТБ 1255
с ПТБ 2175
Скороподъемность, м/мин 678
Практический потолок, м 10583
Экипаж 1
Вооружение: четыре 12.7-мм пулемета
6х 127-мм НУРС или 1020 кг бомб
Немного фотографий этого же самолета с Sun n Fun 2012