Продолжая рассказ о проектах сверхмалых персональных реактивных самолетов, посмотрим на этот стенд.
Даймонд D-Jet (англ. Diamond D-Jet) - пятиместный однодвигательный реактивный бизнес-самолёт, разработан компанией Diamond Aircraft(Австрия). Самолет проходит сертификацию.
этот же пост,но с маленькими картинками Dubai airshow 2011 Сделав популярными композитные самолеты, которые прочно завоевали свое место под солнцем, компания Diamond Aircraft обратила внимание на рынок легких реактивных аппаратов и выпустила пятиместный одномоторный D-Jet.Разработка лайнера D-jet началась в 2003 г.Пятиместный D-jet, по замыслу производителей, предназначался для заполнения образовавшейся на рынке бизнес-джетов ниши. Потенциальными покупателями таких самолетов должны были стать люди, ищущие недорогой, быстрый и универсальный самолет, который мог бы эксплуатироваться в большинстве аэропортов мира.Такие мысли посещали тогда многих производителей самолетов.
Процесс внедрения на этот рынок не страшил финансового директора компании Майкла Финига (Michael Feinig). Он был уверен, что его продукт будет тепло принят и найдет своих почитателей, во всяком случае, среди частных владельцев аппаратов, с которыми уже сложились отношения, сформирован постоянный контингент заказчиков.
Финиг считает, что 15% объема продаж самолета D-Jet поступит от уже существующих клиентов. Чтобы преодолеть проблемы, связанные со страховками, которые буквально "душат" рынок легких реактивных самолетов, компания Diamond установила максимальную сертифицированную высоту для D-Jet с двигателем Williams FJ-33-3, установленным на борту, - 7600 метров.
Финиг считает, что такие новшества помогут снизить установленный квалификационный предел для получения пилотского удостоверения. "Сейчас мы выпускаем самолет, стоимость которого не превышает 1 млн долларов. А пилоты, налетавшие не менее 300 летных часов по приборам, смогут летать на них без проблем".
Также в качестве дополнительной услуги компания планирует оборудовать самолет высокоскоростной спасательной системой, использование которой также снизит расходы по страховке. Diamond поставила перед собой цель выпустить первый D-Jet в начале 2005 года и назначила сертификационные испытания на начало 2006 года. Как вы понимаете, все их планы пошли прахом и немало этому поспособствовал кризис 2008 года и предшествующие ему явления!!!
Однако вышла небольшая задержка, первый D-Jet (регистрационный номер ИКАО : CYXU) оснащенный турбовентиляторным двигателем Williams FJ-33-4A-15 с тягой 6.96 кН поднялся в воздух 18 апреля 2006 года. После первых испытаний двигатель был замен на Williams FJ-33-4A-19 с тягой 8.5 кН.
До настоящего времени построено всего три прототипа самолета, все они участвовали в программе сертификации проводимой в 2009 году.
В октябре 2008 года канадская авиафирма SwiftJet объявила, о размещении заказа на пять D-Jet.
Однако этот целевой рынок был поражен под ударами финансового кризиса и заказы на самолеты такого типа значительно сократились. Из-за проблем в проекте и недостаточного финансирования программа D-jet прошла через многочисленные задержки. Среди главных трудностей была необходимость замены антиоблединительной системы и замены первоначального двигателя Williams FJ33-15 на более мощный FJ33-5A.
кокпит
Работы над программой велись в канадском подразделении компании Diamond Aircraft, где два лайнера в процессе летных испытаний налетали около 700 часов. По первоначальным планам, сертификация и начало эксплуатации самолетов D-jet должны были пройти в 2006 году.
Австрийская компания Diamond Aircraft подходит к финальной фазе развития сверхлегкого реактивного самолета D-Jet. По имеющимся данным, производитель планирует получить сертификаты типа FAA и EASA в 2012 году.
Самолет с серийным номером 003, изначально оснащенный двигателем Williams FJ33-15,совершил свой первый полет 14 апреля 2008 года. В соответствии с решением Diamond в марте 2008 о замене FJ33-15 на FJ33-5A (изначально обозначаемого как FJ33-19), S/N 003 был модифицирован под новый двигатель,он получил новые воздухозаборники и обтекатели,а также другие модификации включая серийную версию винглетов на законцовках крыла.
Хотя D-JET планируется сертифицировать с двигателем FJ33-5A ,самолет предназначен для установки и более мощных двигателей, которые Williams International планирует выпустить в будущем. Сейчас Даймонд говорит, что когда Вильямс выпустил новый двигатель, то у них была альтернатива: или доделывать самолет со старым двигателем или установить новый и получить задержку с выпуском самолета на рынок, и в интересах всех будущих владельцев этих самолетов они пошли на задержку.
D-JET разработан для пилотов-собственников самолетов,с достижением хороших ценовых показателей летного часа и простых квалификационных требований к пилоту.Комбинация просторного салона с тремя большими багажными отсеками,двигатель FJ33 с системой электронного контроля FADEC и трехэкранный G1000,делают D-JET идеальным персональным реактивным самолетом,для пилотов пришедших от мощных поршневых одно и двухмоторных самолетов,легких турбопропов или старых, легких и дорогих в эксплуатации реактивных бизнес джетов.
D-JET стандартное оснащение*
Garmin G1000 трехэкранная система включает в себя:
Garmin GDU 1240A 12-дюймовый основной дисплей (PFDs)
Garmin GDU 1500 15-дюймовый многофункциональный дисплей (MFD)
Garmin система управления полетом с клавиатурой
Garmin GFC 700 3-осевая автоматическая система контроля полета
двойной Garmin GIA 63W VHF comm, VHF nav с ILS и glideslope, WAAS-сертифицированный GPS,для IFR
двойной Garmin GRS 77 твердотельный Attitude and Heading Reference System (AHRS)
двойной Garmin GDC 74 цифровой авиационный компьютер
Garmin GTX 33 Mode S транспондер
двойной пвд
система контроля траффика
TAWS-B система предупреждения о столкновении с землей
спутниковая система получения данных о погоде и поддержкой XM радио
406 MHz аварийный маяк (ELT)
оборудован для сертификации для полетов в условиях обледенения - реальная сертификация пройдет позже
система кондиционирования
технология Garmin синтетического изображения
Базовая цена: $ 1.480.000
ЛТХ:
Модификация D-Jet
Размах крыла, м 11.50
Длина самолета, м 10.70
Высота самолета, м 3.60
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 2320
Тип двигателя 1 ТРДД Williams FJ-33-4A-19(новый двигатель)
Тяга, кН 1 x 8.50
Максимальная скорость, км/ч 583
Крейсерская скорость, км/ч 444
Практическая дальность, км 2500
Практический потолок, м 7600
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 4 пассажира
Как видите, этот проект тоже буксует, но он не вышел даже на промышленное производство в отличии от Эклипса. В наличии только три прототипа и один стенд, который мы посмотрели. На авиашоу даже не посчитали нужным пригнать летающий самолет. Видимо и сейчас не видно особой перспективы такого рода самолетам,хотя думать о них продолжают.