Продолжаю издалека рассматривать самолеты музея военно-морской авиации в Пенсаколе. На этот раз довольно интересный борт производства компании Локхид. К сожалению в то время эти самолеты можно было разглядеть в музее только проезжая по площадке на специальном автобусе,поэтому такие однотипные фотографии в основном спереди и сзади:-(((
В 1939 году компания "Локхид" решила пополнить свое семейство скоростных двухмоторных пассажирских монопланов новой машиной большой пассажировместимости. Нужно же было как то конкурировать с компанией Дуглас,с ее DC-3. В итоге получился L-18 "Лоудстар", использовал много элементов конструкции предыдущего L-14, в том числе почти полностью крыло. Зато фюзеляж был совершенно иным, более длинным и высоким. Изменились и его очертания в хвостовой части. Он позволял разместить 15-18 (у L-14 - 12-14) пассажиров, а позднее число мест в некоторых вариантах довели до 26.
Naval museum, Pensacola FlКак всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Немного истории нашего борта.
Музейный PV-2 Harpoon (Bureau Number 37230) и бортовой номер 291 был получен Navy на Naval Auxiliary Air Station (NAAS) Holtsville, California, в декабре 1945. Он оставался на станции до следующего февраля,когда он был передан Naval Air Facility (NAF) в Litchfield Park, Arizona,эта база использовалась в основном для длительного хранения самолетов.Но к счастью судьба сделала крутой поворот и самолет провел там лишь неделю до отправки в Naval Air Station (NAS) в Olathe, Kansas, где он начал службу в Naval Air Reserve. Самолет выполнял полеты для тренировки резервистов на NAS Olathe, NAS Moffett Field, California, и NAS Minneapolis, Minnesota, до 1951 года,когда он был отправлен на капитальный ремонт.
Во время этого ремонта он был модифицирован в PV-2T, Bureau Number 37230 и поступил в Marine Night Fighter Training Squadron (VMFT(N)) 20 на Marine Corps Air Station (MCAS) Cherry Point, North Carolina, в 1952 году и летал в этой эскадрилье в течении трех лет.После списания самолета из Navy,он побывал в нескольких частных руках за последующие десятилетия,впервые он отмечен в гражданском секторе в Houston, Texas, в 1957 году. В последствии наш борт летал как пожарный и сельхоз самолет в Oregon, Texas, Oklahoma, и Nebraska, перед тем,как он был приобретен Hirth Air Tankers из Buffalo, Wyoming, в 1989 году.В этой компании самолет занимался борьбой с лесными пожарами в западных штатах,пока не был передан в National Naval Aviation Museum в 2000 году.На данный момент он стоит в схеме Marine Corps.
Желая угодить потенциальным заказчикам, подготовили несколько модификаций с различными моторами фирм "Пратт-Уитни" (L-18-07, L-18-08, L-18-10, L-18-14) и "Райт" (L-18-40, L-18-50, L-18-56) мощностью от 490 до 650 л.с. Три опытных "Лоудстара" переделали из серийных L-14H. Самый первый из них поднялся в небо 21 сентября 1939 г. Первая же серийная машина взлетела 2 февраля 1940-го, когда в Европе уже шла вторая мировая война.
Эксплуатацию L-18 в марте начала авиакомпания "Мид-Континент Эйрлайнз". Однако в США самолет не приобрел большой популярности - большинство линий уже прочно заняли более тихоходные, но емкие DC-3. Лишь 43 машины (включая усовершенствованные L-118 и L-218) удалось продать разным компаниям. Больше всех - 12 штук - взяла "Пан-Америкэн". Еще 96 самолетов пристроили за границу, в том числе 38 - в Великобританию и 29 - в Южную Африку.
В мае 1941-го авиационный корпус армии США (так тогда именовались американские ВВС) купил один L-18-20 (под маркой С-56) и три L-18-14 (как С-57), а позднее еще 10 С-57. Это были обычные пассажирские самолеты, на которых возили штабных офицеров. Когда США вступили во вторую мировую, правительство реквизировало для нужд военной авиации некоторое число "Лоудстаров" разных версий, как у авиакомпаний, так и на заводах. В зависимости от типа двигателей их обозначили в армейской авиации С-56 и С-57, а в морской - R50-1 - R50-6.
В 1941-1943 годах развернулось крупносерийное производство подобных машин для военно-транспортных целей. По заказам ВВС построили десять С-59, тридцать С-60 (из них 15 передали Великобритании по ленд-лизу) и триста двадцать пять С-60А. Они имели упрощенное оборудование пассажирской кабины и усиленный пол. Вооружение на этих самолетах отсутствовало. Впрочем, у С-60 и С-60А окна кабины имели гнезда для ведения огня из стрелкового оружия десанта.
Почти такие же 50 (в основном с моторами Райт R-1820) выпускались для морской авиации - их собрали около 100 экземпляров. В феврале 1940-го британская закупочная комиссия в США предложила фирме "Локхид" разработать на основе L-18 новый патрульный самолет для берегового командования королевских ВВС, заказав сразу 25 машин. У фирмы уже набрался существенный опыт такого рода переделок.
Во-первых, КБ "Локхид" установило на самолете гораздо более мощные моторы Пратт-Уитни R-2800 "Дабл Уосп" и другие винты. Но длина лопастей винта ограничивалась расстоянием от мотогондолы до борта фюзеляжа. Сдвинув гондолу, пришлось бы переделывать крыло. Выход нашли в применении широколопастных винтов, наиболее выгодных для малых и средних высот, являвшихся как раз зоной операций морского патрульного самолета. Эти винты, крутящиеся почти впритирку к бортам, создавали характерный свистящий звук, ставший отличительным признаком L-39. Для того чтобы отбиться от истребителей, новая машина получила 8 пулеметов: 2 подвижных в носовой оконечности кабины штурмана, еще 2 неподвижных над ней, 2 на турели "Болтон-Пол" наверху фюзеляжа (турель по сравнению с "Хадсоном" выдвинули вперед, увеличив поле обстрела) и 2 на шкворневой установке в специально созданном уступе под хвостовой частью. Все стволы были стандартного английского калибра 7,69 мм. Для того чтобы при случае самому атаковать подлодку, небольшой корабль или береговой объект, L-39 нес 2500 кг бомб.Новый самолет, получивший от англичан имя "Вентура", обладал большей дальностью и существенно превосходил своего предшественника по скорости. В мае 1940-го англичане выдали увеличенный заказ уже на 300 самолетов "Вентура I". Он был переадресован филиалу "Локхид-Вега" в Бэрбенке (Калифорния). В 1942 г. первые серийные "Вентуры" отправились за океан.
В июле 1942-го "Вентурой" заинтересовался американский флот. Накопив определенный опыт эксплуатации РВО-1, которые в роли патрульных самолетов удачно дополнили летающие лодки, моряки решили существенно расширить парк сухопутных машин подобного назначения. 7 июля 1942 г. армия и флот заключили соглашение о передаче некоторых колесных бомбардировщиков, заказанных ВВС армии, для развития морской авиации берегового базирования. В это число вошла часть В-25 (моряками переименованных в PBJ), часть B-24 (
PB4Y) и все B-34(реквизированные Вентуры,переделанные под американский стандарт).
В сентябре-октябре этого года 27 "Вентур II" изъяли из английского заказа и приняли на вооружение под обозначением PV-3. PV-3 отличались от английских машин отсутствием верхней турели и подвижных пулеметов в носовой части. Неподвижные носовые пулеметы заменили на крупнокалиберные. Носовой обтекатель стал непрозрачным. Внутреннее оборудование не изменилось. С конца 1942-го весь выпуск "Вентур" контролировался американским флотом, все машины оборудовались по нормам морской авиации США.Позже с конвейера пошла модификация PV-1, очень схожая с В-34. Она отличалась непрозрачным заостренным кончиком носа, скрывающим антенну радиолокатора ASD-1, и пилонами для подвески сбрасываемых дополнительных бензобаков. С остекления кабины пропали каплевидные блистеры. Сменили и комплект радиооборудования (с армейского на морской). Этот тип стал самой массовой и распространенной модификацией "Вентуры".
двигатель
с учетом огромных расстояний Тихоокеанского театра в 1942 г. группа инженеров завода "Локхид-Вега" во главе с Дж.Уэсселом начала модернизацию конструкции PV-1.
Результатом стал проект PV-2 "Гарпун"(наш самолет). У этого самолета существенно увеличили размах крыла и все свободное пространство заполнили системой бензобаков, что подняло дальность до 2900 км. Горизонтальное оперение приобрело прямоугольную форму: увеличилась его площадь.
лобовое стекло
Чтобы повысить объем бомбоотсека, его створки сделали выпуклыми: машина приобрела характерное "пузо". Теперь внутри можно было подвесить больше бомб или две ракеты "Тини Тим". Стрелковое вооружение оставили таким же, как у поздних PV-1.PV-2 отличался также увеличенными маслорадиаторами и немного иной выхлопной системой (выхлоп сдвинули дальше назад). Изменилось остекление пилотской кабины: козырек стал округлым, а не V-образным.
маслорадиатор?
Первый "Гарпун" изготовили в Бэрбенке 8 ноября 1943 г. Летные испытания показали, что при тех же моторах, что и на PV-1, новая модификация потеряла 20-30 км/ч скорости и стала менее маневренна. Зато улучшилась управляемость и в воздухе, и на земле, гораздо проще стало пилотировать машину на одном моторе.
основная стойка
Еще до испытаний, 30 июля, флот заказал у Локхида 500 "Гарпунов". Их серийное производство начали в марте 1944-го, а к маю выпуск PV-1 полностью прекратился. Сперва фирме не удавалось протектирование консольных бензобаков, и первую серию из 30 самолетов выпустили без них. Эти машины назвали PV-2C: их отправили в учебные подразделения. "Гарпуны" попали в бой до завершения войсковых испытаний, поэтому некоторые недостатки самолета выявились уже на фронте.
подвеска
Когда построили около 100 PV-2, оказалось, что силовой набор крыла не соответствует возросшим нагрузкам. На заводе поспешно внедрили подкрепляющие элементы, а в частях ввели ограничения на пилотирование PV-2 ранних выпусков. В первую очередь - на режим пикирования. К этому времени на PV-2 летали два дивизиона: VPB-139 на Алеутах и VPB-142 на Тиниане. Затем на Тихом океане появилось еще несколько частей, вооруженных "Гарпунами", а к концу войны почти половина патрульных дивизионов американской морской авиации перешла на эти самолеты.
механизация
PV-2 вместе с PV-1 приняли участие в боевых действиях последнего года войны. Они штурмовали Филиппины, Курилы, а с мая 1945 г. в пределы их досягаемости попала и Япония.После войны PV-2 стал основным патрульным самолетом американского флота. С 1947-го его начали заменять более современными P2V-1 "Нептун". Эту машину создал тот же конструкторский коллектив во главе с Дж.Уэсселом, но на этот раз самолет с самого начала проектировался как военный.
турель
Последние "Гарпуны" дивизион VP-ML-3 сдал в августе 1948 г., но 11 крыльев (полков) резерва морской авиации сохранили их до 1957-го. Довольно много PV-1 и PV-2 ушло за рубеж.В 1945-м партию PV-2 передали бразильскому флоту. В конце 40-х по программам военной помощи "Гарпуны" поступили также на вооружение Португалии, Италии, Франции, Нидерландов, Южно-Африканской Республики и даже Японии. На местах вносились различные изменения в вооружение и оборудование самолетов. К примеру, португальцы сняли носовые пулеметы и верхнюю башню, оставив нижнюю спаренную установку, и дополнили радиооборудование. Некоторое количество PV-2, многократно ремонтировавшихся, летало до середины 70-х годов в качестве транспортных, штабных и учебных машин.
Модификации :
Ventura Mk I первоначальный серийный вариант для британского контракта, оснащенный двигателями Pratt & Whitney Double Wasp S1A4-G мощностью 1850 л.с.; несколько самолетов было впоследствии модифицировано в Великобритании для эксплуатации в береговом округе под обозначением Ventura GR.Mk I.
Ventura Mk II похожий на самолет Ventura Mk I, но с бомбовым отсеком большей емкости и двигателями Pratt & Whitney R-2800-31 мощностью 2000 л.с.
Ventura Mk IIA похожий на самолет Ventura Mk II, но с другим вооружением.
Ventura GR.Mk V обозначение в ВВС Великобритании варианта самолета PV-1; впоследствии некоторые были модифицированы в транспортные самолеты с обозначением Ventura C.Mk V.
B-34 (позже - RB-34) - около 20 самолетов, реквизированных для ВВС США по ленд-лизу.
B-34А (позже - RB-34А) обозначение 101 самолета, использовавшихся в ВВС США как учебно-тренировочные.
B-34В (позже - RB-34В) 13 самолетов, использовавшихся для тренировок штурманов в ВВС США.
В-37 вариант самолета с двигателями Wright R-2600-13 мощностью 1700 л.с.; построено 18 самолетов.
PV-1 Ventura аналог Ventura Mk II, но с модифицированным бомбовым отсеком; позже некоторые самолеты были оснащены радаром перехвата воздушных целей.
PV-1P несколько самолетов PV-1, переоснащенных для фоторазведки.
PV-2 Harpoon вариант с крылом большего размаха для увеличения объема топлива, переделанным хвостовым оперением и другим вооружением.
PV-2C обозначение 30 самолетов PV-2, использовавшихся для тренировок, после герметизации встроенных топливных баков во внешних отсеках крыла.
PV-2D аналог PV-2, с измененным вооружением; поставлено 35 машин.
PV-2T обозначение учебно-тренировочных самолетов PV-2.
PV-3 Ventura обозначение 27 самолетов Ventura Mk II, переданных по британскому контракту.
ЛТХ:
Модификация PV-2
Размах крыла, м 19.96
Длина, м 15.67
Высота, м 3.63
Площадь крыла, м2 51.19
Масса, кг
пустого самолета 9161
максимальная взлетная 14096
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-2800-31 Double Wasp
Мощность, л.с. 2 х 2000
Максимальная скорость , км/ч 518
Крейсерская скорость , км/ч 390
Практическая дальность, км 2189
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8015
Экипаж 4-5
Вооружение: два передних 12,7- мм пулемета , два 12,7-мм пулемета в надфюзеляжной турели и два 7,62-мм пулемета под фюзеляжем;
бомбы массой до 1361 кг , или 6 х147 кг глубинных бомб , или 1 торпеда.