Lockheed Model 12 Electra Junior, более известная как Lockheed 12 или L-12, восьмиместный, на 6 пассажиров ,цельнометаллический двухдвигательный самолет конца 1930х годов, созданный для использования маленькими авиакомпаниями и для частного использования. Уменьшенная версия Lockheed Model 10 Electra, Lockheed 12 не был популярен на авиалиниях,но широко использовался как корпоративный и государственный транспорт.Несколько самолетов также использовались для испытания новых технологий.
этот же пост,но с большими картинками Ошкош 2011cсписок всех самолетов ныне здравствующих Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Модель 10 Элекра принесла Локхиду неплохие доходы и позволила значительно улучшить финансовую ситуацию. Это дало Локхид возможность в 1935 году приступить к разработке нового проекта, которым стал ещё один двухмоторный самолёт, во многом схожий с Электрой но несколько меньших размеров.Эта версия больше подходила для того,что сейчас называют бизнес авиацией и как корпоративный транспорт исполнительной власти. Проекту было присвоено наименование Модель 12. Это был один из первых самолётов предназначенных для использования в качестве корпоративных бизнес-самолётов, он был способен перевозить шесть пассажиров в хорошо меблированном салоне.
вид слева
С самого начала, компания стремилась закончить разработку и совершить первый полёт к 26 июня 1936 года, чтобы самолёт мог принять участие в конкурсе, открытом в 1936 году Департаментом Торговли и Коммерции. Эта цель была успешно достигнута, и 27 июня, лётчик-испытатель Маршал Хедли (Marshall Headle) поднял в небо новый самолёт, который впоследствии и стал победителем конкурса. В качестве двигателей были выбраны два 450 сильные радиальные двигателя Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB как и на основной версии , позволявшие Модели 12 развивать скорость до 386 км/час, что было на 48 км/час больше по сравнению с предыдущей моделью. Модель 12 была сертифицирована 14 октября 1936 года, и была довольно успешна на рынке как корпоративных и частных самолётов, так и в качестве коммерческого авиалайнера. Всего было выпущено 114 машин до того момента, когда в 1942 году производство было прекращено.
Как и Electra, Model 12 имела цельнометаллическую конструкцию,закрылки на задней кромке крыла ,обтекатель НАСА для двигателя с малым воздушным сопротивлением и двухлопастные винты с изменяемым шаом ( позже переименованные в винты постоянной скорости).Он также как и Electra имел двойное хвостовое оперение, что стало отличительным знаком Lockheed . Шасси были убирающиеся с хвостовым колесом. Основные стойка убирались назад в мотогондолы, но как часто делали в то время с убирающимися шасси: колеса выступали наружу из ниши на случай экстренной посадки без шасси. Стоит заметить, что колеса выделяются своей большой шириной!!!
вид справа
Как и в Electra и Boeing 247, основной лонжерон у Model 12 проходил через пассажирскую кабину.В конце салона располагается туалет.Хотя стандартная кабина была расчитана на шестерых пассажиров, позже Lockheed предложил более просторную люксовую компоновку для меньшего числа пассажиров.
общий вид
Новый самолет совершил свой первый полет 27 июня 1936 года,за три дня до завершения конкурса в 12:12 PM по местному времени,такое время сознательно выбрали для Model 12. Как оказалось, два его конкурента Beechcraft Model 18 и Barkley-Grow T8P-1, оказались не готовы к нужному времени,так что Lockheed выиграл по умолчанию. Имя "Electra Junior" не прижилось в отличии от оригинальной Electra. Большинство пользователей называли самолет по номеру модели как Lockheed 12
Первоначальная версия Lockheed 12 , с двигателями Wasp Junior ,была Model 12A. Хотя стоит заметить, что все Lockheed 12 были построены как 12A или переделаны из 12A. Существовала также Model 12B, использующая 440 сильный радиальный двигатель Wright R-975-E3 Whirlwind ,но только два таких самолета было построено . Хотя Lockheed аноннсировал Model 12F, оснащенную радиальным, семицилиндровым двигателем Wright R-760 Whirlwind , и Model 12M, оснащенную 290 сильным шестицилиндровым рядным двигателем Menasco , ни одна из этих версий не была построена.
крыло
Хотя Lockheed 12 выиграл конкурс на обеспечение правительства самолетами,но авиакомпании отвергли его и очень немногие Lockheed 12 использовались на авиалиниях. Один из примечательных пользователей этих самолетов была недавно переименованная Continental Air Lines, которая имела флот из трех Lockheed 12 и работала на маршруте между Денвером, Колорадо и Эль Пасо Техас в конце 30 х годов. Другой была British West Indian Airways Ltd.,которая летала на Lockheed 12 на карибских маршрутах на Малых Антильских островах в середине 40вых .
вход
Lockheed 12 оказался гораздо более популярным как транспорт для руководителей компаний и правительственных чиновников.Нефтяные и металлургические компании были в числе основных пользователей.Большое число самолетов были приобретены как транспорт для военного руководства Army Air Corps,они получили обозначение C-40, и United States Navy, которые обозначались как JO, и один самолет, R3O-2. С вступлением во Вторую Мировую войну ,многие гражданские самолеты были реквизированы для U.S. Army и Navy, Britain Royal Air Force, и Royal Canadian Air Force.
Один Lockheed 12A прилетел в Австралию в 1937 году в компанию Broken Hill
Два гражданских Lockheed 12 куплены были British Airways Ltd. но на самом деле были предназначены для скрытого военного шпионажа. Sidney Cotton модифицировал этот самолет для аэрофотосъемки и,делая вид, что проводит обычные гражданские рейсы использовал их для фотографирования большого числа итальянских и немецких военных объектов в течении трех месяцев предшествующих войне.
хвост
Крупнейшим военным пользователем Lockheed 12 была Royal Netherlands East Indies Army Air Force, которая приобрела 36 самолетов. 16 из них были S Model 212, специальная версия созданная Lockheed для тренировки экипажей бомбардировщиков,которые имели пулеметы калибра .303 ,на частично убирающейся турели на фюзеляже ,а второй, фиксированный пулемет .303 калибра стоял в носу,и имели бомбодержатели под центральной секцией крыла, которые могли нести восемь 45 килограммовых бомб.Другие 20 самолетов были транспортными версиями на основе Model 212.
**
Несколько Lockheed 12 использовались для испытания новых технологий. U.S. National Advisory Committee for Aeronautics (NACA) купил два самолета,добавив центральный киль к каждому из них добавив устойчивости . Один из NACA Lockheed 12 использовался для испытания противооблединительной системы в которой выхлопные газы шли по каналам в крыле вдоль передней кромки, для предотвращения намерзания льда.
нос
Три других Lockheed 12 использовались для испытаний неубирающегося шасси с носовым колесом. На этих самолетах обычное шасси было заменено на большое носовое колесо неубираемое, основные стойки смещались назад под мотогондолу, хвостовое колесо было сохранено.
**
Шасси было неубираемое только потому, что не было места для его уборки в существующей конструкции .
общий вид
основная стойка
очень широкое колесо
На носовой стойке были размещены обтекатели, чтобы уменьшить сопротивление. Один из таких самолетов Lockheed 12 попал в U.S. Navy как XJO-3 выполнял тестовые посадки на авианосец USS Lexington для изучения способности двухмоторных самолетов с носовым колесом к операциям на авианосце. Другой попал в U.S. Army как C-40B, и еще один был сохранен Lockheed для их собственных исследований; оба из них в конечном счете были переделаны на обычные для этого типа шасси.
Ну и немного всяких историй:
Пилот Milo Burcham вылетел на Lockheed 12A в 1937 году на Bendix Trophy Race из Burbank, California в Cleveland, Ohio.Этот 12A был оснащен дополнительными топливными баками в кабине ,что позволяло съэкономить время , совершая перелет на 3,288 km без посадок. 12A стал пятым на средней скорости 296 km/h;это было впечатляющее достижение тк первое и четвертое места заняли частные истребители Seversky P-35 .
двигатель
Другой Lockheed 12A, принадлежащий Republic Oil Company и имеющий имя The Texan, был модифицирован пилотом Jimmie Mattern для кругосветного перелета. Mattern заполнил салон 12A топливными баками и убрал в салоне двери и иллюминаторы ;экипаж занимал свои места через люк в кабине .Однако Вторая Мировая война , помешала Mattern совершить задуманное.
Lockheed построил 130 Lockheed 12, окончив производство в 1941.С приходом войны , Lockheed сосредоточил свои усилия на производстве военных самолетов, таких какбомбардировщик Hudson и двухмоторный истребитель P-38 Lightning . Lockheed 12 был фактически отдан Beechcraft Model 18,тысячи которых в итоге было произведено.
Эти самолеты засветились и в кино:
Lockheed 12 появляется как французский авиалайнер в финальной сцене фильма 1942 года Casablanca. (На самолете логотип Air France ,хотя Air France в реальности никогда не имела таких самолетов)
Lockheed 12 также появился в кино , где он демонстрировал свои части как якобы Electra 10E которую использовала Amelia Earhart в своей попытке кругосветного перелета.Два самолета были задействованы в этой роли: один в телевизионном фильме NBC 1976 года Amelia Earhart,и другой в фильме 2009 года с названием Amelia.
крупнее
вид сзади
крупнее
хвостовое оперение
еще один экземпляр
Наш самолет
S/N 1250, NC18097 - первая регистрация как NC18970 для Phillips Petroleum Co. в 1938 году. Летал в USAAF как UC-40D 42-66386. Принадлежал Blankenburg из Pine Mountain Lake, California в 1986-2009.
Модификации:
Model 12A два 450 сильных радиальных Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB . Построено около 100
Model 12B подобна 12A, но с двумя 440 сильными радиальными Wright R-975-E3 Whirlwind .Это была нормальная гражданская версия, но было построено два экземпляра и оба для Аргентинской армии
Военные модификации
Все эти модели построены на базе 12А и используют те же двигателя
C-40 U.S. Army Air Corps пятиместный транспорт; 3 построено, изменили название на UC-40 в январе 1943.
C-40A самолет для U.S. Army Air Corps грузо-пассажирский; 10 построено, плюс один сделан из C-40B, изменили название на UC-40А в январе 1943
C-40B U.S. Army Air Corps испытательный самолет с носовым колесом ; один построен, переделан в нормальный C-40A в 1940.
C-40D Одиннадцать гражданских Model 12A мобилизованных для U.S. Army Air Forces в 1942, со стандартным 6 местным салоном. переименованы в UC-40D в январе 1943.
JO-1 U.S. Navy пятиместный самолет; один построен
JO-2 U.S. Navy и Marine Corps шести местный самолет; пять построено
XJO-3 U.S. Navy испытательный самолет с носовым колесом,использовался для тестовых посадок на авианосец и испытаний бортовых радиолокационных станций, один построен
R3O-2 один гражданский Model 12A переданный U.S. Navy в 1941. (Это было странное название, тк Navy уже использовал R3O для самолета Model 10 Electra.)
Model 212 бомбардировочный учебный самолет с бомбодержателями и пулеметной турелью над фюзеляжем ; 17 построено, один прототип и 16 для Royal Netherlands East Indies Army Air Force.
Model 12-26 военно-транспортная версия Model 212; 20 построено для Royal Netherlands East Indies Army Air Force.
Итого всего построено 130 самолетов, многие из них летают по сей день
Технические характеристики
Экипаж: 2 пилота
Пассажировместимость: 6 пассажиров
Длина: 11,12 м
Размах крыла: 15,1 м
Высота: 2,98 м
Площадь крыла: 32,75 м²
Масса пустого: 2 703 кг
Нормальная взлётная масса: 3 923 кг
Макс взлетный вес: 4173
Масса полезной нагрузки: 1 220 кг
Силовая установка: 2 × радиальных Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB
Мощность двигателей: 2 × 450 л.с. (2 × 336 кВт)
Максимальная скорость:
у земли: 344 км/ч
на высоте 1525 м: 362 км/ч
Крейсерская скорость:
у земли: 307 км/ч
на высоте 1525 м: 325 км/ч
на высоте 2928 м: 341 км/ч
Скорость сваливания: 105 км/ч (посадочная)
Практическая дальность: 1 705 км (при 50% мощности)
Практический потолок: 6 802 м
Максимальный потолок: 7 320 м
Скороподъёмность: 6,9 м/с
Нагрузка на крыло: 119,8 кг/м² (расч.)
Тяговооружённость: 149,9 Вт/кг (расч.)