Национальный музей авиации США,Дейтон ч.8: YF-117a

Sep 26, 2011 16:35

Пока есть запал,бегаем по Национальному музею ВВС США и смотрим всякие необычные самолеты. На это раз F-117.
Локхид F-117 «Найт Хок» (англ. Lockheed F-117 Night Hawk) - одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт американской фирмы Lockheed Martin, предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.). Первый полёт совершил 18 июня 1981 года. Последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. F-117 достаточно успешно применялся в ряде военных конфликтов. Самолёты этого типа были полностью сняты с вооружения в середине 2008 года.
этот же пост,но с маленькими картинками


Национальный музей авиации США,Дейтон
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Фюзеляж - полумонококовой конструкции, состоит из трех секций: носовой, центральной и хвостовой. Носовая содержит передний и закабинный отсеки оборудования, кабину и нишу передней опоры шасси. В переднем отсеке установлена электронная аппаратура электродистанционной системы управления полетом и оптико-электронные станции прицельно-навигационного комплекса IRADS. Впереди носовой секции расположены четыре штанги приемников воздушного давления.


Все щели по контуру смотровых люков и оптических окон, сочленения фонаря кабины и фюзеляжа и т.д. имеют накладки с пилообразной кромкой, створки отсеков шасси, двигателей и вооружения также имеют пилообразные кромки, причем стороны зубцов ориентированы в направлении желаемого сектора. Предусмотрено, чтобы ни один из секторов интенсивного отражения не был направлен непосредственно вперед.


Фонарь кабины - почти трехгранной формы, но с включением очень узкого лобового стекла, установленного (с учетом возможных отражений) с большим наклоном. Для уменьшения составляющей ЭПР от кабины остекление фонаря имеет многослойное металлизированное отражающее покрытие.


В районе передней опоры шасси имеется ниша, где размещается турель с датчиком ИК-станции переднего обзора нижней полусферы (работающей в инфракрасном диапазоне) и лазерным дальномером-целеуказателем. Ниша закрыта сетчатым прозрачным электропроводящим экраном, не пропускающим РЛ-излучение, но свободно пропускающим излучение в ИК-диапазоне.
Экран крепится с помощью накладки пилообразной формы по периметру для рассеивания приходящего радиолокационного излучения РЛС противника.


Взлетно-посадочные устройства включают обычное трехопорное шасси с масляно-воздушными амортизаторами, тормозной парашют и тормозной крюк. Шасси имеет одну носовую опору с одним управляемым колесом и две основные (тоже одноколесные). Все три опоры убираются вперед в ниши фюзеляжа. Створки ниш основных опор состоят из двух частей, передняя призматическая часть после выпуска опоры вновь закрывается.
Тормоза колес основных опор - дисковые, оснащены автоматами противо скольжения. Для сокращения длины пробега при посадке используется тормозной парашют, который размещается сверху самолета в нише между корневыми частями V-образного оперения. Закрывается ниша двумя створками.


Крыло имеет постоянную стреловидность по передней кромке (67,5) и нетрадиционный профиль. Передняя кромка острая, без механизации и является продолжением фюзеляжа. Крыло выполнено в основном из алюминиевых сплавов. В районе законцовок, образованных несколькими плоскими поверхностями, установлены аэронавигационные огни, линзы которых сделаны с учетом минимизации радиолокационного отражения.


Двигатели и многое из приборного оборудования взяли от F/A-18, систему управления и элементы ряда других систем - от F-16, кое-что перекочевало на "стелс" даже с более старых машин -SR-71, Т-33, С-130 и других.
нос с четырьмя пвд!!! зачем ему столько?


На нижней поверхности хвостовой секции фюзеляжа в закрытой нише расположен тормозной крюк для посадки самолета на аэродромах, оборудованных средствами аварийного торможения.


Силовая установка состоит из двух бесфорсажных двухконтурных турбореактивных двигателей F404-GE-F1D2 фирмы "Дженерал Электрик" с тягой по 4890 кг.

Запас топлива (более 7000 л) находится в двух фюзеляжных и четырех крыльевых баках. При длительных полетах может использоваться дополнительный топливный бак, размещаемый в отсеке вооружения. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете. Убирающийся топливоприемник поворотного типа находится в верхней части фюзеляжа, за кабиной.


вид спереди


Непосредственно под лобовым стеклом фонаря находится ниша, в которой под таким же электропроводящим экраном - турель с датчиком ИК-системы переднего обзора в верхней полусфере и с лазерным дальномером-целеуказателем.


В центральной секции расположены воздухозаборники с воздушным каналом, двигатели, отсек вооружения, фюзеляжные топливные баки и ниши главных опор шасси. Силовая схема секции включает несколько широких цельнокованых шпангоутов.


Воздухозаборники находятся позади кабины над крылом и имеют прямоугольную форму с косым срезом входа и поперечными перегородками. При облучении самолета снизу в передней полусфере они экранируются крылом. Воздухозаборники постоянно закрыты тонкостенными решетками с мелкими ячейками из композиционного материала, обладающего радиопоглощающим свойством. Наличие таких решеток обеспечивает экранирование лопаток компрессора двигателя, при этом излучение РЛС частично поглощается, а частично рассеивается вокруг решетки и внутри воздушного канала.


На самолете F-117A имеется отсек вооружения, где могут быть подвешены боеприпасы общей массой до 2270 кг. Длина отсека составляет 4,7 м, ширина - 1,75 м. Применялись управляемые (корректируемые) авиабомбы (УАБ) типа GBU-10, GBU-12 и GBU-27 с лазерными системами наведения.

Самолет F-117A может нести также управляемые ракеты (УР) AIM-9 "Сайдуиндер" класса "воздух - воздух", AGM-65 "Мэйврик" общего назначения для атаки наземных целей, противорадиоло-кационные ракеты AGM-88 HARM, противокорабельные ракеты AGM-84 "Гарпун", а также небольшое семейство оружия, обладающего повышенной точностью и некоторыми характеристиками малой заметности. Хотя указанный перечень выглядит довольно убедительным для самолета такого назначения, как F-117А, реальные подтверждения его в настоящее время отсутствуют.

В случае необходимости самолет F-117А может быть доработан под стандартные тактические авиационные ядерные бомбы В61 или В83.


Воздухозаборники оборудованы двумя створками дополнительного забора воздуха. Они расположены в верхней части воздушного канала и открываются внутрь при малых скоростях полета, рулежке, а также при больших углах атаки самолета. На входе в воздухозаборники часть потока холодного воздуха отделяется. Проходя через каналы вдоль двигателя, -формирующие эжектор, она попадает прямо в широкие плоские выходные сопла, где смешивается с горячими газами и частично охлаждает их.


Воздухозаборники "невидимки" прикрыты специальными решетками с размерами ячеек, близкими к половине длины волны радаров, работающих в сантиметровом диапазоне. Удельное электрическое сопротивление решеток оптимизировано для поглощения радиоволн, причем оно увеличивается по глубине решетки, чтобы предотвратить скачок сопротивления (который увеличивает, отражение) на границе с воздухом. Подобным образом защищены от облучения и выхлопные сопла двигателей, а особенности конструкции связаны с высокой температурой выходящих газов.


Хвостовая секция включает в себя широкие плоские выходные сопла, ниши тормозного парашюта и посадочного крюка. Там же размещается оборудование радиоэлектронного противодействия и крепится V-образное хвостовое оперение.
V-образное хвостовое оперение крепится в самой задней точке фюзеляжа непосредственно перед соплами. Угол развала консолей составляет 85. Оперение покрыто РПМ и имеет профиль сдвоенного ромба. Консоли оперения цельноповоротные, с гидравлическим приводом, используются для управления по направлению и не связаны с управлением по высоте.


Выходные сопла имеют в сечении переменный профиль, их форма изменяется от цилиндрической (сразу же за двигателем) до широкой щели, разделенной на 12 каналов вертикальными перегородками высотой около 150 мм. Это "утконосое" устройство заканчивается выдающейся назад и приподнятой нижней кромкой из титанового сплава, облицованной термостойкими керамическими плитками (используются в многоразовом космическом корабле "Шаттл"). Такая конструкция сопла оптимизирована для формирования плоской выхлопной струи и ускорения ее смешивания с окружающим воздухом.


Варианты:
F-117N “Seahawk”

В начале 90х, Lockheed предложила создать модернизированный вариант, F-117 названный “Seahawk” для U.S. Navy как альтернативу прекращенной программы A/F-X . Новый самолет имел бы отличия от наземного F-117 , включая круглый фонарь,крыло с менее острыми гранями и переконфигурированное хвостовое оперение. Вариант “N” должен был также оснащаться турбовентиляторным General Electric F414 вместо более старого General Electric F404.В дальнейшем самолет мог быть оснащен внешними узлами подвески ,что добавило бы еще 3600 кг вооружения,и новый радар. В таком варианте F-117N мог бы нести ракеты воздух-воздух AIM-120 AMRAAM .

После отказа ВМФ, Lockheed сделал обновленное предложение,которое включало возможность форсажа для самолета и попытку сделать F-117N многоцелевым самолетом,а не только штурмовиком. Также Lockheed предложил вариант F-117B (самолет наземного базирования), но с большинством возможностей F-117N . Этот вариант был предложен и US Air Force и Royal Air Force.F-117N был также известен как A/F-117X.Но ни F-117N ,ни F-117B так и не нашел своего клиента.


Радиосвязные антенны и другие излучающие устройства на поверхности планера, например, антенны системы опознавания, выполнены убирающимися. Весь планер покрыт радиопоглощающими материалами нескольких типов, нанесенными по "обойной" технологии - путем приклейки изготовленных из них лент и листов. Внешние поверхности и внутренние металлические элементы самолета выкрашены ферромагнитной краской. Ее черный цвет не только маскирует "стелс" в ночном небе, но и способствует рассеиванию тепла. В итоге ЭПР самолета F-117 при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м2, что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета близких размеров. Правда, с других ракурсов она может достигать 1 м2.


Всего произведено:64 (включая 5 YF-117)
Стоимость единицы :111,2 млн долларов


Самолет имел официальное имя "Night Hawk",однако часто используются и альтернативные названия.
Из-за приоритета не аэродинамики,а малозаметности он получил прозвище "Wobblin'-Goblin" связанное с его неустойчивостью на малых скоростях. Сейчас незаслуженное слово "Wobblin' (шаткий)ушло и осталось только Гоблин!!!. Во время операции Буря в пустыне Саудиты прозвали самолет "Shaba", что на арабском означает Дух.


Самолет демонстрируемый в музее это второй построенный YF-117A (79-0781) "Scorpion" он был специально модифицирован для тестирования всех систем самолета. ВВС передали этот самолет в музей 17 июля 1991 года после того,как их исследовательская программа была завершена. Он раскрашен именно так,как выглядел во время этой программы с 1981 по 1991 годы


ЛТХ:
Модификация F-117A
Размах крыла, м 13.30
Длина самолета, м 20.30
Высота самолета, м 3.78
Площадь крыла, м 105.90
Угол стреловидности, град 67.30
Масса, кг
пустого самолета 13381
взлетная масса 23625
топлива 8255
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric F404-GE-F1D2
Тяга, кн 2 х 46,70
Максимальная скорость, км/ч 970
Крейсерская скорость, км/ч 906
Посадочная скорость 227
Перегоночная дальность, км 2012
Боевая дальность действия, км 917
Практический потолок, м 13716
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 1
Вооружение: боевая нагрузка - 2268 кг.
УР воздух-земля AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137 TSSAM, AGM-154 JSOW, AGM-154 JASSM.
2х 907кг бомбы с оптическим наведением GBU-10, GBU-12, GBU-27 Paveway или или BLU-109 c лазерным
или ядерные бомбы B-61(100/500 килотонн) или
2 бомбы Mk.84или Mk.61 или GBU-30 (31,32) JDAM
2 боеприпаса WCMD

2011, дейтон, музей, f-117a, dayton

Previous post Next post
Up