Национальный музей авиации США,Дейтон ч.2: NKC-135all Самолет-Лазер

Mar 22, 2012 20:18

А доводилось ли вам видеть вблизи самолет-лазер? Вот он красавец,правда не наш,а американский. Это самолет оснащенный боевым лазером на базе "летающего танкера" КС-135 (военный вариант пассажирского Boeing B707). Сейчас он уже на пенсии,но его заменил подобный аппарат на основе гораздо более свежего B747. Но посмотрим на то,что есть:
этот же пост,но с маленькими картинками
фотографии с ** не мои


Национальный музей авиации США,Дейтон
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Появление в начале 70-х годов мощных лазеров различных типов инициировало интерес МО США к разработке ультрасовременных(на тот момент) видов тактического оружия и их испытаний. Самыми продолжительными и важными по значимости явились испытания летающей лазерной лаборатории (ЛЛЛ-ALL), оборудованной на модифицированном самолете-заправщике Boeing КС-135. NKC-135A (S/N 55-3123) был одним из 14 KC-135A используемых постоянно для различных испытаний.


Созданный в начале 70-х годов фирмой Avco Everett газодинамический (ГДЛ) СО2-лазер мощностью 30-60 кВт оказался в то время наиболее подходящим для работы на борту самолета. Впоследствии его заменили лазером того же типа мощностью 0,4-0,5 Мвт.
** схема самолета


** схема работы лазера,здесь используется газодинамическая накачка, в основе которой лежит быстрое охлаждение предварительно нагретой до температур 1000-2000 К газовой смеси. В качестве лазерных сред используются молекулярные газы, чаще всего лазерные смеси на основе СО2 (λ = 10,6 мкм).


** тут показаны разные схемы накачки лазеров,наша(газодинамическая сверху)


** компоненты системы


** схема работы комплекса


общий вид сзади


Бортовую установку удалось создать относительно малых размеров и веса, однако масса и объем запасенного рабочего тела и углеводородного топлива (типа JP-4-военный аналог гражданского jet-b,но с антикоррозийными присадками)) ограничивали время работы лазера до 20-30 сек.


Наиболее подходящим носителем для лазерной установки признали "летающий танкер" КС-135 (военный вариант пассажирского Boeing B707). Первым в США "лазерным самолетом" NKC-135А стал борт 553123(наш самолет), ранее служивший для испытания модульной оптической системы A-LOTS.
Этот борт был сильно модернизирован лабораторией Air Force weapons в Kirtland AFB, New Mexico, в лабораторию он попал в марте 1972 года и было ему уже 15 лет,и еще в течении 11 лет использовался в экспериментах.


Модификацию завершили в начале 1973 г. В верхней части фюзеляжа позади кабины экипажа поставили большой "горбатый" аэродинамический обтекатель, закрывавший вращающийся телескоп системы целеуказания и слежения,
** телескоп управления,так он выглядел без обтекателя


новый радиолокатор для ориентации оптической системы и дополнительные источники электропитания для устройства управления и наведения лазерного луча.


В задней части фюзеляжа слева появились три круглых окна и одно квадратное.


Под фюзеляжем сразу за входным люком крепились две лепестковые антенны и радиопрозрачная панель.


основные стойки


В таком виде самолет получил полное обозначение NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory) и поступил в распоряжение Центра испытания вооружения на авиабазе Киртленд.


В 1973 г. ВВС США провели наземные демонстрационные испытания экспериментальной лазерной системы оружия, состоявшей из СО2-лазера мощностью 150 кВт и разработанной ВВС подсистемы прицеливания.Наземные,потому как самолет не мог поднять в воздух все компоненты этого оружия на тот момент.


Целью являлась беспилотная воздушная мишень MQM-61A "Cardinal" длиной 4,5 м с поршневым двигателем. В эксперименте мишень летела со скоростью 320 км/ч на высоте около 60 м. Луч лазера навели на хвостовое оперение мишени, она загорелась и упала на землю.Это слава богу хвостовое оперение нашего самолета, а не мишени:-))) Нетрудно заметить ,что и это испытание и последующие показывают некие достаточно слабые воздействия на мишени. Прямого разрушения нет,скорее разрушение в следствии вывода из строя некоторых систем ,да и то не со стопроцентной вероятностью.


Первоначально на борту NKC-135 стоял относительно маломощный газодинамический СО2-лазер. С его помощью при участии второго самолета типа КС-135 провели измерение распределения интенсивности и дисперсии лазерного луча, излучаемого первым самолетом.


В 1976 г. на NKC-135 установили высокомощный ГДЛ, разработанный отделением Pratt&Whitney фирмы United Technologies и сопряженный с системой прицеливания и сопровождения фирмы Hughes. Все испытания лазера провели на земле, источник питания был еще настолько громоздким, что не мог быть размещен в самолете.


В 1978 г. во время второй модификации NКС-135 фюзеляж самолета удлинили на 3 м, установив более совершенный СО2-лазер массой 10 т и мощностью 0,4-0,5 МВт фирмы United Technologies, подсистему прицеливания и слежения фирмы Hughes Aircraft и подсистему управления огнем фирмы Perkin-Elmer. Летные иcпытания ЛЛЛ по уничтожению крылатой ракеты-мишени Teledyne Ryan BQM-34 и ракет класса "воздух-воздух" "Sidewinder" AIM-9L (длина - 2,9 м, диаметр - 0,12 м, максимальная скорость - 3600 км/ч) начались в 1980 г. с интенсивной наземной подготовки, в ходе которой провели стрельбы по неподвижной ракете "Sidewinder", подтвердившие возможность ее поражения лазерной системой оружия на NKс-135.Тут кроме самого лазера видимо была очень важна возможность его точного прицеливания и удержания на мишени!!!


В июле-августе 1981 г. ВВС США приступили к очередным испытаниям ЛЛЛ с целью поразить летающую мишень "Firebee". Воздушные "стрельбы" проходили на высотах 9,1-10,6 км над полигоном White Sands. Одновременно собирались проверить возможность поражения с борта NKC-135 БР "Polaris". Испытания предполагалось провести над атоллом Кваджелейн в Тихом океане при полете ЛЛЛ на высоте ~10,7 км. Дальность активного полета ракеты - 37-74 км. Бортовой лазер должен был поражать ракету "Polaris" на активном участке полета вскоре после ее выхода из-под воды. В случае успеха лазерных "стрельб" с борта ЛЛЛ по БР "Polaris", запускаемым с подводной лодки в районе атолла Кваджелейн, планировали также испытать ЛЛЛ в полете над океаном по МБР "Минитмен". Целью испытаний являлось уничтожение МБР над океаном на стартовом участке траектории.


1 июня 1981 г. предприняли первую попытку поразить ракету лазерным лучом в полете. Эксперимент проходил над полигоном ЧайнаЛэйк в Калифорнии и окончился неудачей. Лазерный луч не смог поразить летевшую со скоростью около 3200 км/ч ракету Sidewinder, запущенную с боевого самолета Vought А-7. Утверждали, что во время "стрельбы" преждевременно прервали лазерную генерацию.
кабина


** кокпит самолета общий вид,почти стандартный для 135х


** рабочее место квса


** рабочее место 2го пилота


3 июня 1981 г. испытание ЛЛЛ было удачнее. Луч лазера навели на ракету и удерживали на ней достаточно долго. Однако и этот эксперимент не оказался вполне успешным, его оценили "удавшимся лишь на 75%". Причиной неудач посчитали трудности удержания луча на цели в течение времени, необходимого для ее поражения, и вибрацию лазерной системы, вызвавшую отклонения пучка свыше допустимых пределов, что не позволило устойчиво зафиксировать лазерный луч на уязвимом участке цели


ЛЛЛ NKC-135 решили еще раз модернизировать и в 1982 г. повторить испытания. Однако их возобновили только в 1983 г. Причину задержки вместе с истинной причиной неудач 1981 г. "популярно" объяснил журнал "Army Times". Он сообщил, что в хладагенте лазерной системы ЛЛЛ развелись многочисленные бактерии, разъедавшие молибден в зеркалах системы наведения. Возникшая из-за этого коррозия зеркал обусловила необходимость их замены, а сложность изготовления новых зеркал стала основной причиной задержки испытаний. Нашим откатчикам надо брать на вооружение бактериологическую теорию возникновения проблем с поставляемым оборудованием.!!! Тут наш борт вместе с EC-135E.


В мае 1983 г. над полигоном White Sands началась новая серия летных испытаний ЛЛЛ NKC-135 по ракетам класса "воздух-воздух" Sidewinder.(как то они метались в желании понять6что же можно поражать таким лазером!!!) Мощность лазера практически не изменилась (0,4-0,5 МВт), но результаты оказались иными. Первое официальное сообщение об успехе появилось 26 июля 1983 г. Лучом лазера с борта ЛЛЛ были уничтожены пять ракет, запускавшихся в направлении NKC-135 с борта самолета Vought А-7 и летевших со скоростью 3218 км/ч.


Эксперименты продолжались две недели. Всего с борта А-7 запустили 13 ракет, из них первые восемь были пущены для проверки способности лазерной системы обнаруживать и сопровождать цель. По заявлению официального представителя ВВС США, еще пять ракет не были разрушены непосредственно лазерным лучом, однако после облучения они оказались выведенными из строя и разбились при падении на землю.
двигателя здесь P&W J57-P-59W


31 мая 1983 г. одна из ракет, оснащенная небольшим боезарядом, взорвалась в полете в результате облучения. Взрыв произошел после того, как установленные на ракете датчики зарегистрировали нарушение параметров полета из-за воздействия лазерного излучения. Позже выяснилось, что в ясную погоду в направлении ЛЛЛ с расстояния около 17,7 км поочередно запустили всего 24 ракеты AIM-9, однако 11 отслеживать не стали, так как параметры их полетов не соответствовали расчетным


В сентябре 1983 г. состоялась последняя серия экспериментов с ЛЛЛ, проводимых совместно ВВС и ВМС США. 26 сентября 1983 г. с борта летевшей над океаном ЛЛЛ отследили и разрушили лазерным излучением дозвуковую беспилотную летающую мишень USN BQM-34A. Мишень запустили из Тихоокеанского ракетного испытательного центра ВМС США Пойнт Мугу (шт. Калифорния), она летела над водной поверхностью на низкой высоте в зону испытаний, удаленную примерно на 32 км (максимальное удаление - до 65 км). Так имитировалась воздушная атака на корабль ВМС США.


Анализ результатов показал, что лазерный луч прожег обшивку мишени и разрушил ответственные внутренние элементы, вызвав отказ системы управления. Подробности испытаний засекретили.Видимо не все было так сладко!!!


В двух других попытках мишени были повреждены, но не разрушены. Одна из них была возвращена с целью подробной оценки повреждений. Сообщение об успехе и о завершении последней серии летных испытаний ЛЛЛ появилось в конце ноября 1983 г. МО США сообщило, что это были заключительные из запланированных полетов, в которых ставилась задача поразить воздушные цели. Особо подчеркивалось, что ЛЛЛ предназначена только для экспериментов и не является опытным образцом системы оружия. Значительно позже сообщили, что дальность действия бортового СО2-лазера не превышала 5 км. И как при такой дальности можно что-то серьезное поразить? Если конечно сделать сетку по земле с ячейкой в 5 км из таких лазеров? А то,что установка на самолете, все же на мой взгляд совсем не решает проблему доставки вовремя оружия к жертве.




Сейчас этот самолет находится в музее. Похоже он также не разукомплектован.


крыло




ЛТХ:
Модификация NKC-135 ALL
Размах крыла, м 39.87
Длина самолета,м 41.53
Высота самолета,м 12.70
Площадь крыла,м2 227.20
Масса, кг
пустого самолета 49300
максимальная взлетная 136080
Внутренне топливо, л 19499 + опционально 3028
Тип двигателя 4 ТРДД Pratt Whitney J57-P-59W
Тяга, кгс 4 х 6123
Максимальная скорость, км/ч 975
Крейсерская скорость, км/ч 824
Практическая дальность, км 13960
Практический потолок, м 15240
Экипаж, чел 4 пилота
** система управления лазерным оружием


** насколько проще всю эту систему можно было сделать на современной элементной базе. Любопытно,как все выглядит на 747 боинге?


**


** операторы за работой


**


** сама система


**


2011, nkc-135a, дейтон, музей, dayton

Previous post Next post
Up