Перед основным входом для обычных посетителей в музей, мы можем увидеть на постаменте Soko J-21 Jastreb (от сербского: јастреб,«ястреб»), называемый в некоторых источниках J-1 Jastreb, представляет собой югославский одноместный одномоторный легкий штурмовик, разработанный Aeronautical Technical Institute (ATI) и Vojnotehnički Institut Beograd (VTI) в Белграде, производство SOKO в Мостаре. Созданный на базе усовершенствованного учебно-тренировочного и легкого штурмовика G-2 Galeb, он был разработан в одноместной штурмовой и двухместной усовершенствованной летной/тренировочной версиях. Всего было построено 224 самолета.
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum. Самолет в музее это SOKO Jastreb J-21 24115/015. В музее есть оригинальный прототип и еще более 31 самолета J-21 на хранении.
J-21 Jastreb был разработан в качестве замены Republic F-84 Thunderjet, который до 1967 года был наиболее часто используемым турбореактивным истребителем-бомбардировщиком югославских ВВС. На базе G-2 Galeb был создан J-21 Jastreb. J-21 Jastreb был разработан как одноместный штурмовик, первый полет которого состоялся 19 июля 1965 года.
Пилоты сидят на катапультных креслах Folland Type 1-B, построенных по лицензии, под индивидуальными фонарями, шарнирно закрепленными по правому борту в негерметизированных кабинах. Приборы и органы управления полностью обычные, с ручным управлением и стандартными летными приборами.
Оснащенный одним двигателем Rolls-Royce Viper Mk531, построенным по лицензии BWB, Jastreb имеет традиционную нагруженную конструкцию обшивки из алюминиевого сплава. Относительно толстое крыло, обеспечивает место для топливных баков и шасси, которые убираются внутрь, что дает Jastreb широкую колею и придает ему отличные характеристики наземной управляемости. Рычажные опоры ходовой части и шины относительно низкого давления позволяют Jastreb работать с неподготовленных полос или аэродромов с неровным покрытием.
По сравнению с Galeb, Jastreb имеет усиленную конструкцию, позволяющую нести больше вооружения, в том числе три 12,7-мм (0,5 дюйма) пулемета Browning AN/M3 с боезапасом 135 выстрелов, установленных в носовой части самолета. Помимо носовых пулеметов, «Ястреб» способен нести до 800 кг (1800 фунтов) на подкрыльевых пилонах, двух внутренних пилонах грузоподъемностью 250 кг (550 фунтов) для бомб, ракетных установок и дополнительных баков, а шесть внешних пилонов могут нести ракеты ВРЗ-157 калибра 127 мм (5,00 дюйма).
J-21 поступил на вооружение JRV (ВВС Югославии) 31 декабря 1968 года, и очень немногие из них остались на вооружении.
Одним из вариантов штурмовика является разведывательный самолет RJ-1 с тремя фотоаппаратами и возможностью подвески под крылом осветительных авиабомб. Еще один вариант штурмовика - TJ-1 отличается от базовой модели наличием двухместной кабины. Выпускались также модификации J-5A и J-5B, на которых устанавливались более мощные двигатели Viper 522 и Viper 600 соответственно.
Для ВВС Югославии изготовлено около 150 штурмовиков Jastreb всех модификаций. Для ВВС Замбии поставлено 4 таких самолета в варианте J-1E.
Обходим самолет со всех сторон.
Из под крыла.
Фото 157.
Носовой обтекатель.
Фонарь одноместной кабины.
Общий вид.
Вокруг приводят в порядок вход в музей.
Заходим с тыла....
Модификации:
J-21 Jastreb одноместный штурмовик, разведчик.
J-21E Jastreb экспортная версия J-1.
RJ-21 Jastreb одноместный тактический разведчик.
RJ-21E Jastreb экспортная версия RJ-1.
NJ-21 двухместный учебно-боевой самолет/ легкий штурмовик.
ЛТХ:
Модификация J-1
Размах крыла, м 10.56
Длина самолета,м 10.88
Высота самолета,м 3.64
Площадь крыла,м2 19.43
Масса, кг
пустого самолета 2820
нормальная взлетная 4666
максимальная взлетная 5100
Топливо
внутренние топливо, кг 440
ПТБ, л 2 х 275
Тип двигателя 1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.531
Тяга нефорсированная, кН 1 х 13.32
Тип ускорителя 2 JATO
Тяга ускорителя, кН 4.45
Максимальная скорость, км/ч 820
Крейсерская скорость, км/ч 740
Практическая дальность, км 1520
Продолжительность полета, ч.мин 2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 1260
Практический потолок, м 12000
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 1
Вооружение: три 12.7-мм пулемета Сolt-Browning M3 c 135 патронами на пулемет.
Боевая нагрузка - 800-1250 кг на 8 узлах подвески
2 250-кг бомбы или 2 150-кг кассетные бомбы или 2 120-кг кассетные фрагментарные бомбы или 2 150-л напалмовых танка, или 2 ПУ 12х55-мм НУР.
6 ПУ VRZ-157 5x127-мм НУР