После полета в Шульган-Таш и возвращения в Первушино, мы уже было собрались домой, но тут образовалась очень приятная компания и мы не смогли отказать себе в удовольствии влиться в нее. Не знаю уж как это было компании, но нам очень все понравилось. В итоге в этот же вечер мы отправились на самолете на еще один аэродром в Уральских горах: Межевое. И снова лету порядка часа.
СЛА-2023 Полетели мы туда на четырех самолетах: мы с Евгением Овсянниковым на ИАРе, Дмитрий Овсянников, Наталья Федорова и Федор Натальевич на Як-12А, ну и Оксана Тимофеева и Сергей Минигулов с детьми на Саванне и Роланде. Як-12А и Саванна полетели сюда прямо с Бурзяна, без захода в Первушино, поэтому ждали нас уже тут.
Летим, погода отличная. Ищем места для посадки в критическом случае, а их не так уж и много в горушках то...
Жара за пределами самолета, жара в самолете. Женя уже утомился за целый день без основательного питания...
Фото 4.
Под крылом периодически проходят населенные пункты.
Посадка ИАРа в Межевом с земли:
Click to view
Вечер, мы все доехали до населенного пункта и заселились, поели, поспали и утром с новыми силами на сплав по реке Ай. Ну и для информации сообщаю, что это уже Челябинская область, Саткинский район!!! Сплавляться будем на такой вот надувной лодке под руководством местного учителя географии...
Наш небольшой отряд спускается к реке.
Опытные путешественники взяли с собой дыни и арбузы.
Краткий инструктаж и рассказ о том, что нас ждет на сплаве:
Click to view
Женя тащит водичку с газиками, просто водичка его не устраивает тк у него конструкция мягкая, без серьезного внутреннего каркаса, и для поддержания округлых устойчивых форм требуется повышенное относительно атмосферного внутреннее давление, которое достигается различными способами, но самый безопасный для окружающих это именно вода с газиками. Про другие методы а ля бобовые и иже с ним страшно и подумать:-))
И зачем ему спасжилет? Он же сам как спасательное средство?:-))
Дмитрий Овсянников, Наталья Федорова и Федор Натальевич.
Евгений Овсянников, сын Оксаны Тимофеевой, Оксана Тимофеева, Дмитрий Овсянников, Федор Натальевич, Наталья Федорова, Сергей Минигулов и его дочь. Вот весь наш отряд за исключением вашего покорного слуги и гида...
Разместились на нашем надувном плоту, пытаясь соблюсти центровку.
Так это выглядит на видео: можете оценить, кто по настоящему гребет, а кто имитирует ( не будем показывать пальцем на газированного человека:-))):
Click to view
Наш гид, местный учитель географии.
Нам надо пройти 14 километров за приблизительно шесть часов. Река очень спокойная, глубина в среднем полметра, но зато очень красивые виды по берегам.
Федор стал у нас впередсмотрящим.
По берегам масса лагерей для туристов. лагерей в хорошем смысле, а не тех, что мерещаться в этих краях перечитавшим Солженицына, если конечно сейчас есть такие способные осилить его бред на тысячи страниц?:-))
Вот такие у нас виды по дороге, плюс нас ждет еще несколько остановок на берегу.
Мы сплавляемся в будний день, поэтому в зоне видимости одновременно всего три-четыре плота с туристами. в выходные говорят тут пробки из сплавляющихся...
Гид нам рассказывает о местных легендах, о флоре и фауне. На базе не было интернета, поэтому я не успел подготовиться и не смог задавать наводящие вопросы по маршруту...
Ай (башк. Әй) - река на Южном Урале, левый и самый крупный приток реки Уфы.
Маршрут сплава проходит по Челябинской области и Башкортостану. Река Ай берёт начало в горной седловине между уральскими хребтами Аваляк и Уреньга, на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Длина реки 549 км, скорость течения выше Златоуста 12-15 км/час, в низовье - 5-6 км/час.
Маршрут начинается от станции Кусинский Завод железнодорожной линии Бакал - Чусовская, расположенной у впадения в Ай реки Куса. В Кусе, районном центре Челябинской области, издавна развито художественное литьё. Окрестности города очень живописны - Ай и Куса протекают в гористых берегах.
Ай на этом участке неширок, извилист, скорость течения 7-8 км/час. С обеих сторон реку обступают лесистые горы, много скалистых обрывов, часты мели и перекаты. В ряде мест с прибрежных скал падают родники.
В районе широко распространены карстовые формы рельефа. По течению Ая находятся малоизученные и труднодоступные Айлинские пещеры (у села Айлино, к северу от Сулеи) и обширная Лаклинская пещера у села Лаклы. На левом берегу Ая, в 2 км выше Лаклы, любопытное явление природы - «Каменные ворота», образовавшиеся в нижнекаменноугольных известняках.
Ниже Лаклы характер рельефа меняется. Река выходит в холмистую местность Месягутовской лесостепи - район зернового и мясо-молочного хозяйства с центром в Месягутово. Этот участок значительно более заселён. Леса мало, вдоль кромки воды густые заросли ивняка; появляются песчаные пляжи, есть отличные места для рыбалки. От посёлка Лагерево Ай течёт в низких берегах. По обширной заболоченной долине множество озёр-стариц. Течение реки замедляется, исчезают каменистые перекаты, уступив место плёсам и мелям. Небольшой порог встречается у Азангулово (проход вдоль левого берега).
Примерно в 330 км от начала маршрута, у села Алегазово, река приближается к Уфимскому плато - берега повышаются, появляются леса. Однако горы здесь ниже и менее суровы, чем в начале маршрута. Населённых пунктов мало. У Алегазово обнос мельничной плотины по левому берегу. В 1 км от плотины - центральная усадьба совхоза Месягутовский.
От Абдуллино до устья Ая 53 км. От пристани Метели до реки Уфы ходят буксирные катера. В устье - большое село Усть-Айск.
Здесь есть те, кто сплавляются по этой реке много дней....
Река Ай уверенно занимает одно из первых мест среди самых красивых рек Урала. Оксана Тимофеева что то рассказывает Федору.
И вот наша первая остановка. Это видимо и есть Каменные ворота?
Тут мы утолили жажду арбузом ту на улице жара за 35 градусов.
И снова в путь.
Следующая остановка для посещения пещеры и легкого обеда.
Тут нас предупредили.
Потом еще раз.
Спуск в Кургазакскую пещеру.
Кургазакская пещера (Кургазак, от башк. Ҡорғаҙаҡ - сухой лог, сухая река) - пещера в долине речки Каменка, перед впадением в реку Ай. Административно находится в Саткинском районе Челябинской области, между посёлком Межевой и деревней Алексеевка Саткинский район), является памятником природы. Первое упоминание о пещере относится ко второй половине XVIII века, когда она была описана академиком Петром Симоном Палласом.
Тут холодно и дальше там лежит снег.
Вход пещеры расположен в правом склоне Кургазакского лога на высоте примерно 20 метров, в 150 метрах от реки Ай. Длина пещеры - 530 м, глубина - 16 м. Площадь - 1890 м². Объём 3313 м³. Пещера относится к Западно-Уральской спелеологической провинции, спелеорайону Уфимского амфитеатра, Приайскому подрайону.
Табличка с названием.
Пещера образована в толщах известняков девона и представляет собой карстовую полость коридорно-гротового типа, состоящую их трёх больших залов, соединённых между собой проходами. В пещере - подземный ледник, самый большой в Челябинской области среди известных. Имевшиеся в пещере ранее натечные образования практически полностью уничтожены туристами. Привходовая часть является местом обитания летучих мышей.
Пещера объявлена памятником природы областного значения решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов № 29 от 21 января 1969 года.
Возвращаемся к нашему средству передвижения.
И готовимся к легкому обеду. Оцените куда направлены взгляды у людей: куда угодно, а вот Женя неотступно следит за едой:-))
Впереди еще грести и грести....
После приема пищи если кто захотел по маленькому, то чтобы далеко не уходить в лес по жаре, они забрались в воду. Женя, для этого надо заходить в воду по пояс иначе можно себя раскрыть:-))
Двигаемся дальше.
Фото 47.
Панорама левого берега.
А у нас очередная остановка для посещения Сухих водопадов - одной из самых интересных достопримечательностей реки Ай. Это место также называется «Алексеевский лог» из-за близости одноименной деревни Алексеевки.
В древности здесь протекала река. Сегодня водопад в привычном понимании этого слова можно наблюдать лишь весной, когда снег начинает интенсивно таять. Летом по «сухим» каскадам можно спокойно подняться пешком, как по ступенькам.
Сухие водопады имеют множество каскадов высотой от 3 до 8 метров и большое количество ступеней от нескольких сантиметров до полуметра.
Я убежал вперед, чтобы снять наш отряд сверху.
Федю уже так просто не отмыть....
Фото 54.
Так это выглядит сверху.
Еще.
Фото 57.
И вид наверх.
Крутые склоны, главное, чтобы какой нибудь камешек сверху не нарушил нашу идиллию.
Скала "Горилла"?
Еще один маленький отряд забирается перед нами.
Снова виды сверху.
Фото 63.
Фото 64.
Пройдя все сухие каскады, мы оказались под высокой скалой. На её вершине - ровное поле. Весной с высоты 16,5 метров здесь обрушивается поток воды. Летом вода сохраняется лишь в небольшом озере, что расположено у подножия..
Общие виды.
Внизу небольшая застойная лужица.
Наконец вся наша команда за исключением Жени и Сергея, собралась наверху.
Все посмотрев, собираемся обратно к реке.
Видео наших мучений на спуске: забираться всегда проще, чем спускаться...
Click to view
Но мы спустились без жертв и разрушений.
Был шанс конечно, что популярный маршрут останется без этой достопримечательности, если бы у Жени подскользнулась ножка и он .....
Немного красот по пути уже к реке.
Проверяем способность айфона к макросъемке.
На лету....
А в это время, пока мы тратим последние силы, Сергей георгиевич отдыхает на берегу.
Женя начал ему слегка завидовать:-))
Ежели кто соберется на сплав:
Очередное купание "Красного коня".
Феде требовалась эта прохлада.
Оцените размеры скал.
А этот отряд явно не на шесть часов на сплав заявился:-)) Тут все по взрослому.
Фото 85.
Подходим к Зиплайну.
Общий вид реки вперед.
Видна навесная лестница между скал.
Отверстия не очень доступных нам пещер.
Вот этот шаткий мостик, мы решили не рисковать мостиком с помощью Жени.
А тут еще где то лестница ведущая от реки наверх.
Нижнюю часть ее можно рассмотреть.
Крупнее.
А мы идем дальше. осталось совсем чуть чуть. По берегам стоят Цапли?
По прибытии Женю вырубило от пережитых волнений прямо за столом у еды....
Такое бы ему каждый день!!!
Но вот наш сплав закончен, ночуем и поутру рвем когти в Первушино.
Мы в самолете и к вылету готовы.
Взлеты самолетов с Межевого:
Click to view
Далее следует наш взлет с Межевого и посадка в Первушино:
Click to view
Небольшое видео полета над Уральскими горами:
Click to view
И вот мы уже вновь летим вдоль реки Белой и пригородов Уфы.
Солнышко, тумана нет, поэтому выглядит все красивее и веселее.
Фото 99.
Видео прохода вдоль Уфы:
Click to view
После прилета дозаправка в Первушино и путь в Охлопково. По дороге нам светило пройти через холодный фронт и как мы не старались, полтора часа лету по приборам нам было обеспечено.... За какие нибудь полчаса температура за бортом упала с 35 до 12 градусов... Михаил Владимирович Шевелев нам сказал, что у него нижний край высоко и видимость больше 10, поэтому мы спокойно и двинули туда.
Но на подходе к Охлопково он написал: друг, у меня немного испортилась погода, но ты же смелый летчик и сможешь?:-)) Ну мы и решили попробовать. Запасной вариант всегда есть... .
Телефон я доверил Жене, чтобы у него были заняты руки и мозг, а сам сосредоточился на заходе.
Мы аккуратненько вышли к четвертому разворота Охлопково, когда Михаил Владимирович изменил нам курс захода.
Делать нечего, вращаем круг.
Фото 106.
Пытаемся сохранять непринужденную атмосферу в кабине.
Вышли мы к четвертому высоковато, но там продода и деревья и нижний край низкий, поэтому коснулся я на повышенной скорости, слегка перелетел, не смог оттормозиться на мокром бетоне и выкатился метров на 10 на грунт. Вот так вот:
Click to view
Но все наши треволнения были компенсированы встречей с Михаилом Владимировичем Шевелевым.
Его гостеприимство всегда на недосягаемой высоте.
Он показал нам свои новые игрушки.
И мы пошли готовить мясо. Точнее он готовил, а мы смотрели.
Небольшое видео процесса:
Click to view
И отличный результат.
И разве можно отказать этим глазам?:-))
Миша умудряется находить великолепные решения для приготовления еды и делится ими с нами.
Газовая горелка.
И результат ее использования.
Времени на фотографирования не было: мы ели и говорили. И вот поутру мы снова выдвинулись в сторону уже Северки. Взлетали в так себе условиях, но дальше все было хорошо.
И вот наше путешествие на СЛА-2023 завершено. Самолет на базе. Море впечатлений и ждем СЛА-2024.
Мне же прислали немного фотографий со мной и я их оставлю на память тут.
С Дмитрием Петроченко.
С Евгением Овсянниковым.
С Александром Кузьминовым.
С Александром Кузьминовым и Сергеем Алексеенко.
С Романом Хурдой.
Но и это еще не все. Впереди у нас виды СЛА-2023 с квадрокоптера и осмотр самолетов.....