22 апреля 2023 года, визит в Мячково и самолет CSA SportCruiser.

May 22, 2023 18:37

А мы прилетели с Юрием Александровичем Сидоровым в Мячково на Хаски. Задача была посмотреть на SportCruiser, который вроде как собираются продавать.
Итак, CSA SportCruiser - это двухместный одномоторный самолет низкоплан с неубираемыми шасси и носовой стойкой, который был представлен в 2006 году компанией Czech Aircraft Works (CZAW), которая теперь называется Czech Sport Aircraft.
В январе 2010 года SportCruiser был добавлен к линейке Piper Aircraft как PiperSport в соответствии с лицензионным соглашением с Czech Sport Aircraft. Эта договоренность была расторгнута год спустя, в январе 2011 года. Всего построено более 400 самолетов различных модификаций.


Интересные авиационные события ч2.


Самолет, который мы решили посмотреть это CSA SportCruiser с регистрационным номером RA-1548G. Дата постройки ноябрь 2008 года. Заводской номер 08SC228. На нем успел полетать Борис Игоревич Ильинский и что-то ему не понравилось в поведении этого самолета и это не конкретные особенности этого борта, а общая идеология. Ну а уж он человек, который летал на огромном количестве самых разнообразных бортов и его мнению я доверяю, но интересно бы и самому понять, что же тут не так? Но пока на СпортКруизерах летать мне не доводилось....


Самолет имеет полностью алюминиевую конструкцию с низкорасположенным крылом. Он может быть оснащен двигателем Rotax 912ULS мощностью 100 л.с. (75 кВт) или двигателем Jabiru 3300 мощностью 120 л.с. (89 кВт). Винт Woodcomp Klassic 170/3/R. Этот конкретно самолет получил Rotax 912ULS мощностью 100 л.с..


SportCruiser как опцию может оснащаться парашютом Ballistic Recovery Systems, автопилотом и Dynon или TruTrak EFIS. Здесь точно стоит спассистема, а вот насчет автопилота я не уточнил....


Самолет способен развивать крейсерскую скорость 214 км/ч (133 миль/ч; 116 узлов) с дальностью полета 1014 км (630 миль), но на каком эшелоне? Без ветра, стандартный дневной взлет с полной массой требует 106 м (348 футов), а посадка - 123 м (404 фута).


21 января 2010 года Piper Aircraft объявила, что они лицензировали свою версию SportCruiser и будут продавать ее как PiperSport. Генеральный директор Piper Кевин Гулд сказал: «PiperSport - это удивительный самолет начального уровня, который привлечет новых клиентов в Piper и проложит путь для этих клиентов, чтобы они со временем перешли на более сложные и высокопроизводительные самолеты в нашей линейке».


PiperSport - это минимально модифицированная версия существующего SportCruiser. План состоял в том, что он будет по-прежнему производиться компанией Czech Sport Aircraft, при этом производственные операции Piper не будут играть никакой роли в строительстве, хотя Piper будет распространять детали. Изменения в самолете включают более прочную носовую часть, парашют Ballistic Recovery Systems и кожаный салон в качестве стандартного оборудования, солнцезащитный козырек в кабине и модифицированные органы управления шагом винта, а также индивидуальную схему окраски.


Ранее Sport Cruiser был доступен в виде готового самолета или кита для самостоятельной сборки, но Piper предлагала его только в виде завершенного самолета, продаваемого в США как специальный легкий спортивный самолет. Он распространялся дилерской сетью Piper по всему миру. Поставки под маркой Piper начались с того, что первоначальный заказчик получил свой самолет 13 апреля 2010 года на Sun'n Fun. Самолет предлагался в трех различных конфигурациях отделки салона и версий авионики, а более дорогие модели предлагали стеклянную кабину с Dynon Avionics D100 и автопилот. Все модели поставлялись с силовой установкой Rotax 912S мощностью 100 л.с. (75 кВт).


Piper сообщил, что они провели обширные испытательные полеты на SportCruiser, прежде чем согласились добавить его в свою линейку, и что низкие продажи самолета в прошлом были связаны с проблемами маркетинга, а не с какими-либо недостатками конструкции самолета. Piper планировал продавать самолет летным школам, а также частным владельцам.


12 января 2011 года, продав в общей сложности 45 самолетов, Piper объявила о прекращении производства и продажи PiperSport.


После объявления Piper сеть импортеров и дилеров PiperSport указала, что самолет будет по-прежнему импортироваться под новым названием. Генеральный директор компании-импортера US Sport Aircraft Дон Эйрес заявил, что его компания ведет «обычный бизнес ... самолеты будут продолжать продаваться и поддерживаться».


Czech Sport Aircraft отреагировала на прекращение сделки с Piper, указав, что бизнес будет продолжаться через ту же дистрибьюторскую и дилерскую сеть и что название самолета будет изменено обратно на SportCruiser. Компания указала, что разногласия с Piper связаны с географическим акцентом, который Piper сделала на маркетинге в США в ущерб остальному миру. Компания указала, что продолжит разработку самолета и планирует в ближайшем будущем внести изменения в кок, фонарь, руль высоты, элероны и законцовки крыла.


В настоящее время самолет SportCruiser предлагается производителем в трех вариантах исполнения (Classic, SVAP Light, SVAP+), различающихся пакетами авионики. Официальными моделями 2013-2014 годов считаются SportCruiser SVAP Light и SportCruiser SVAP+.


В современных реалиях на самолет ставят все также Rotax 912 ULS, но уже еще и Rotax 914 ULS - с турбонаддувом. Альтернативным выбором является 120-сильный Jabiru 3300. В числе сертифицированных воздушных винтов - двух- и трехлопастные Woodcomp SR3000, трехлопастный Woodcomp Klassic и двухлопастный Sensenich с никелированной передней кромкой лопастей.


Особенностью конструкции самолета является большое широкое крыло (размах 8,6 м, общая площадь 12,3 м²). Благодаря своим размерам оно обеспечивает достаточно низкую скорость сваливания (31 узел, 55 км/ч). Задуманный изначально для использования с грунтовых ВПП, самолет практически соответствует критериям ВС STOL-категории (Short Take-Off and Landing, самолет с укороченным взлетом и посадкой): посадочная дистанция составляет всего 400 футов (122 м); взлетная и того меньше - 360 футов (110 м). Практический потолок самолета ограничен предельно допустимой высотой для данной категории ВС - 13123 фута или 4000 м. Скороподъемность - 825 фут/мин или 4,2 м/с.


Предельная эксплуатационная перегрузка составляет +4/-2G. Это очень неплохой показатель для самолетов категории LSA, не предполагающий, однако, выполнения на нем акробатического и сложного пилотажа.


При максимальном взлетном весе 1320 фунтов (600 кг) значение полезной нагрузки составляет, без малого, половину от этой величины - 600 фунтов (270 кг). В идеале это вес двух взрослых человек с багажом до 38 кг (до 18 кг в багажном купе, расположенном в тыловой части кабины, и по 10 кг - в уникальных шкафчиках-отсеках обеих секций крыла) при заправке "под пробки" 2х57 л бензина. Оптимальное соотношение параметров полезной нагрузки обеспечивает возможность беспосадочного полета на 512 nm (948 км). И это с 30-минутным аэронавигационным запасом топлива.


К дополнительным преимуществам самолета SportCruiser можно отнести электроуправляемые триммеры руля высоты и элеронов, электроуправляемые закрылки и… регулируемые по росту пилота педали ножного управления (для большинства легких и сверхлегких самолетов характерна регулировка сидений пилотов). Кабина оборудована приборной панелью, содержащей три группы необходимых в полете приборов. Спаренное управление самолетом (ручки управления, педали) позволяет осуществлять равноценное пилотирование с обоих мест. Рычаг управления двигателем (РУД) расположен на центральном пульте (между сиденьями). Система электропитания самолета рассчитана на 12 В.


На самолет опционнально может быть установлена парашютная спасательная система типа BRS (Ballistic Recovery System). Конечно, установка этого оборудования существенно увеличивает (примерно на 5000 долл. США) затраты, связанные с приобретением воздушного судна, да к тому же еще и уменьшает значение располагаемой полезной нагрузки. здесь эта система установлена.


Для европейского рынка выпускается PS-28 Cruiser. Модель сертифицирована EASA (по нормам CS-LSA) в апреле 2012 года и допущена к визуальным дневным полетам. Коммерческое использование PS-28 допускается во всех странах, в которых модель получила сертификацию соответствующих авиационных органов.


Меня немного настораживает невозможность сброса фонаря в критической ситуации.


Общий вид кабины пилотов, рассчитанной на двух человек. Ширина кабины 118 сантиметров.


Здесь аналоговый набор приборов.


Крупнее приборная панель, управления автопилотом с ходу не увидел.


Багажный отсек.


А что это за ручка между креслами? Многие ли наши "гибкие" пилоты в полете до нее дотянуться? И места подключения наушников.


Ручка выпуска аварийного парашюта?


Пилотажно-навигационные приборы.


А справа двигательные приборы.


Рабочее место КВСа.


Педальный узел. Что у нас там подтекает?


Фонарь кабины, вид сверху.


Нос.


Здесь располагается парашют.


Крышки топливных баков.


Варианты:
SportCruiser это версия, производимая в 2006-2010 годах и потом начиная с 2011 год по настоящее время компанией Czech Sport Aircraft. Она доступна в виде кита или готового самолета и оснащена двигателем Rotax 912ULS мощностью 100 л.с. (75 кВт) или двигателем Jabiru 3300 мощностью 120 л.с. (89 кВт).
PiperSport это версия, строившаяся в 2010-2011 годах компанией Czech Sport Aircraft и продаваемая Piper Aircraft, доступна только в виде готового самолета и оснащена двигателем Rotax 912ULS мощностью 100 л.с. (75 кВт). Снята с производства в январе 2011 года.
PS-28 Cruiser это версия, созданная для сертификации EASA CS.LSA с максимальным весом 600 кг.


ЛТХ CZAW SportCruiser
Экипаж: один
Вместимость: один пассажир
Длина: 6,62 м (21 фут 9 дюймов)
Размах крыла: 8,6 м (28 футов 3 дюйма)
Высота: 2,315 м (7 футов 7 дюймов)
Площадь крыла: 12,3 м2 (132 кв. фута)
Пустой вес: 388 кг (855 фунтов)
Полная масса: 600 кг (1323 фунта)
Запас топлива: 114 литров (25 имп галлонов; 30 галлонов США)
Силовая установка: 1 × Rotax 912 ULS2, 73,5 кВт (98,6 л.с.)
Винт 3-лопастной Woodcomp Klassic 170/3/R
Максимальная скорость: 220 км/ч (140 миль/ч, 120 узлов)
Крейсерская скорость: 172 км/ч (107 миль/ч, 93 узла) 75% мощности на высоте 3000 футов
Скорость сваливания: 55 км/ч (34 миль/ч, 30 узлов)
Не превышаемая скорость: 255 км/ч (158 миль/ч, 138 узлов)
Дальность: 953 км (592 мили, 515 морских миль) с 30-минутным запасом хода
Длительность полета: 5:25
Скороподъемность: 4,2 м/с (830 футов/мин)

Здесь же мы встретили Раиса Ануфриева.


Он как раз боролся с выявленными косяками у Хелио.


Отряд специалистов ПропМоторс традиционно прячется от фотокамеры:-))


Василий Николаевич Бразгин.


Из его уст рассказ о нашей малой авиации всего сочен и выпукл...:-))


Но иногда поступки наших пилотов и его приводят в легкое замешательство:-)) Да, мы такие!!! Пилоты любители:-)))


И двигаемся дальше....

мячково, sportcruiser, 2023

Previous post Next post
Up