МиГ-21Р (изд. 94Р или 03) (1965) - разведывательный самолёт. Под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе устанавливались сменные контейнеры с разведывательным оборудованием. Кроме разведывательного оборудования, на МиГ-21Р предусматривалось размещение такого же вооружения, как и на истребителе ПФМ, за исключением пушечной гондолы ГП-9 и подвесного топливного бака на подфюзеляжном пилоне. МиГ-21Р выпускался на Горьковском авиазаводе № 21 в 1965-1971 годах.
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum. Самолет в уличной экспозиции это МиГ-21Р он же L-14i с номерами 26105/1709. 25 декабря 1962 года ВВС Югославии начали получать МиГ-21, первым вариантом, поступившим в Югославию, стал МиГ-21Ф-13 (югославское обозначение L-12). Было поставлено 45 истребителей, последние самолёты этой модификации были сняты с вооружения в 1980 году. В дальнейшем ВВС получили 9 МиГ-21У (NL-12), начало поставок в 1965 году, 36 МиГ-21ПФМ (L-13) в 1968 году, 9 МиГ-21УС (NL-14) в 1969 году, 12 МиГ-21Р (L-14I) и 25 МиГ-21М (L-15) в 1970 году, а также 6 МиГ-21МФ в 1975 году. В 1977 году начали поступать МиГ-21бис и МиГ-21УМ, ВВС Югославии получили 100 истребителей и 35 учебно-тренировочных самолётов соответственно. После распада Югославии все МиГ-21, за исключением нескольких угнанных, отошли Сербии.
Разработка разведчика Е-7Р (в документах МАПа он будет обозначен как МиГ-21Р) началась в 1963 году на базе МиГ-21ПФ в соответствии с октябрьским постановлением правительства и приказом ГКАТ от 19 ноября.
Планировалось дооборудовать МиГ-21ПФ унифицированными контейнерами с аппаратурой фото и радиотехнической разведки. В том же году ОКБ-155 отправило на завод No. 21 эскизный проект машины. На заводе разработали рабочие чертежи, изготовили подвесной контейнер и произвели дооборудование серийного МиГ-21ПФ.
Первые разведчики No. 940724 и 940735 переоборудовали из серийных МиГ-21ПФМ (тип 94) усилиями, как уже говорилось, серийного завода No. 21 и опытного завода No. 155. Разведывательная аппаратура устанавливалась в специальном подвесном контейнере в трех вариантах: для дневной, ночной и радиоразведки.
В начале 1965 года самолет No. 940724, оборудованный контейнером для дневной фоторазведки, передали на государственные испытания. Контейнер, оснащенный аэрофотоаппаратом УАФА-47 и фотопатронами, предназначался для выполнения маршрутной фотосъемки.
Окончательный облик МиГ-21Р приобрел позже, когда на нем установили накладной 340-литровый топливный бак. Полный запас топлива во внутренних баках достиг 2800 литров. Доработали и крыло, добавив четыре узла подвески; в таком варианте разведчик мог нести 490-л подвесные топливные баки.
По левому борту в носовой части фюзеляжа установили датчик угла атаки, информация от которого поступала в автопилот АП-155 и на индикатор, расположенный на приборной доске летчика. Приемник воздушного давления, ранее установленный в плоскости симметрии самолета, сместили вправо, что улучшило обзор.
По правому борту фюзеляжа перед кабиной установили резервный приемник воздушного давления. Бортовая аппаратура разведчика включала приемник предупреждения об электромагнитном облучении СПО-3; сохранилась РАС ЦД-30. Были и другие, более мелкие изменения.
Машина стала одной из первых среди разведчиков в советских ВВС, на которой наряду с оптическими применили электронные средства.
Под фюзеляжем МиГ-21Р на специальном обтекаемом держателе устанавливался контейнер со спецоборудованием. В контейнерах, устанавливаемых вместо ПТБ, размещалось оборудование в следующих вариантах:
"Д" - для дневной фоторазведки - фотоаппараты для перспективной съемки 2 х АФА-39, фотоаппараты для плановой съемки 4 х АФА-39, щелевой фотоаппарат АФА-5;
"Н" - для ночной фоторазведки - фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
"Р" - для радиотехнической разведки - аппаратура "Ромб-4А" и "Ромб-4Б", фотоаппарат АФА-39 для контроля;
станция активных помех "Сирень";
аппаратура для забора проб воздуха;
аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.
Проводились летные испытания контейнеров:
с аппаратурой телевизионной разведки ТАРК и линией передачи информации на наземный пункт;
с аппаратурой круглосуточной разведки "Шпиль" с подсветом местности ночью лазерным лучом и линией передачи информации;
с аппаратурой инфракрасной разведки "Простор";
с аэрофотоаппаратами, полученными из Египта, для съемки с особо малых высот (арабские пилоты освоили технику пилотирования на особо малых высотах - около 10 м, при которых отечественные фотоаппараты, рассчитанные на другие величины минимальной высоты, при плановой съемке не обеспечивали требуемого качества).
Вооружение разведчика состояло из двух ракет ближнего боя Р-3С или блоков УБ-16-57У (УБ-32) с неуправляемыми ракетами. Для уничтожения наземных целей подвешивались крупнокалиберные НУР типа С-24 или две бомбы.
Подвесные баки обычно крепились на внешних пилонах. Внутренние пилоны для подвески вооружения часто снимались, что позволяло увеличивать продолжительность полета, а, следовательно, и объем информации, доставляемой разведчиком.
Опытный самолет облетали, видимо, в Горьком и в последний день 1964 года предъявили на государственные испытания. А в начале 1966 года сборочный цех горьковского авиазавода покинул головной серийный разведчик МиГ-21Р (No. 030101). Кроме разведывательного оборудования на нем предусматривалось размещение такого же вооружения, как и на истребителе, за исключением пушечной гондолы ГП-9.
В 1966-м завод в Горьком сдал заказчику 66 разведчиков и в том же году перешел на выпуск истребителя МиГ-21С, на который перекочевали крыло с четырьмя узлами подвески и накладной 340-литровый топливный бак.
МиГ-21Р постоянно модернизировались: в частности, на подвижных частях фонаря кабины пилота были установлены зеркала обзора задней полусферы Ц-27АМШ. Самолеты комплектовались разведывательными контейнерами, отличавшимися составом аэрофотоаппаратуры, а также контейнерами с аппаратурой РЭБ на концах крыла.
Завод No. 21 в Горьком строил МиГ-21Р как для ВВС Советского Союза, так и на экспорт. Серийное производство продолжалось с 1965 по 1971 г. В НАТО самолет МиГ-21Р получил наименование Fishbed-H.
МиГ-21Р широко использовались в ходе войны в Афганистане. К январю 1980 года на аэродроме Баграм базировалась эскадрилья 87-го отдельного разведывательного авиаполка (орап), включавшая десять машин этого типа.
Кроме них для разведки в Афганистане привлекались МиГ-21Р из 263-й отдельной авиационной эскадрильи тактической разведки (оаэтр), оснащенные контейнерами с ночным или дневным фотооборудованием, телевизионным комплексом ТАРК-2 и аппаратурой радиотехнической разведки. В 1980 году экипажи 263-й оаэтр выполнили 2708 боевых вылетов, позволивших выявить не только пути продвижения и районы дислокации моджахедов, но и вскрыть сеть РАС на территории Пакистана.
Носовая стойка.
Ниша уборки носовой стойки.
Фото 65.
Крупнее.
Табличка на носовой стойке.
Воздушный тормоз.
Д-06, что за контейнер?
Ниша уборки основной стойки.
Еще.
И сама основная стойка.
Вид снизу.
Допбак под крылом?
Более общий вид.
Одноместная кабина.
Общий вид самолета.
Вид сбоку.
Фото 112.
На фоне здания музея.
Фото 182.
Фонарь кабины.
Заглушка.
Немного вышла из строя:-))
Вид спереди.
Издалека.
Воздухозаборник за заглушкой.
Общие виды.
Модификации :
Е-7/8 прототип с двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолёта.
МиГ-21Р ("изделие 94Р") серийный разведчик.
МиГ-21РФ экспортный.
ЛТХ:
Модификация МиГ-21Р
Размах крыла, м 7.154
Длина самолета, м 14.10
Высота самолета, м 4.125
Площадь крыла, м2 23.00
Масса, кг
пустого самолета 5350
нормальная взлетная 8100
топлива 2320
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс
нефорсированная 1 х 3950
форсированная 1 х 6175
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1700
у земли 1150
Практическая дальность действия, км
с ПТБ 1600
без ПТБ 1300
Практический потолок, м 15100
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.0
Экипаж, чел 1
Вооружение: 2 УР ближнего боя Р-3С или 2 ПУ УБ-16-57У (УБ-32)
НУР типа С-24 или 2 бомбы.