Продолжим прогулку по музею: Hawker Hurricane Mk IV это было последнее крупное изменение Hurricane. В этой версии ввели «универсальное крыло», единой конструкции, способного нести две бомбы по 250 или 500 фунтов (110 или 230 кг), или две 40-мм (1,57 дюйма) пушки Vickers S, или две. 40 мм (1,57 дюйма) Rolls-Royce BH типа пушек, два SBC (маленькие бомбовые контейнеры) или SCI (установка дымовой завесы), или два внешних сьрасываемых бака на 45 или 90 галлонов, или восемь «60-фунтовых» ракет RP-3. Два пулемета Браунинг калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) были установлены для облегчения наведения более тяжелого вооружения. Самолет был оснащен тем же двигателем Merlin XX, что и Mk.II. Радиатор стал более глубоким и бронированным. Вокруг двигателя была установлена дополнительная броня. Всего было построено 524 Hawker Hurricane Mk IV в период с декабря 1942 по март 1944 года.
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum. Все, что у меня есть по Hurricane Самолет в музее это Hawker Hurricane Mk IV RP с номерами LD975/O/41H/368368,20-925/ex9593. А что означают буквы RP в модели? Югославская королевская авиация взяла на вооружение Харрикейны под конец 1938 года. В то же время Югославские авиационные заводы получили лицензию на сборку этих самолетов и построили 24 самолета. Наш самолет Hurricane Mk IV был построен в 1943 году. В югославской авиации эти истребители состояли вплоть до 1952 года. В музей самолет попал в 1961 году.
Продолжением линии самолетов непосредственной поддержки стала модификация IIE. Разработку ее как специальной машины для североафриканского театра начали в июне 1941 году. С ее фюзеляжем можно было стыковать как стандартные крылья типов В или С, так и новое усиленное крыло, ориентированное, в основном, на наружную подвеску. Грузом могли быть бомбы или ракеты, а с марта 1942 года включили и контейнеры с 40-мм пушками, как у IID. Бронезащиту спереди усилили. С учетом работы в тропиках площадь радиатора увеличили, а снизу его прикрыли броней.
Опытный Hurricane IIE поднялся в воздух 23 марта 1943 года. Серийное производство модели II начали в Кингстоне в апреле 1943 года. После выпуска 290 машин в связи с большим количеством изменений самолет переименовали в Hurricane IV (модификация III с двигателем "Мерлин" 28 американского производства осталась лишь на бумаге). Все "четверки" имели тропические фильтры.
С июня 1943 года "четверки" применили в Европе, с июля - в Тунисе. В Европе они в основном охотились за паровозами, в Африке - за бронетехникой. Чаще летали с ракетами, реже - с пушками. Попытки брать под одно крыло ракеты, а под другое пушку провалились - ассиметрия отдачи не позволяла попасть в цель, а ракеты от рывка срывались с направляющих. А вот вариант "бак плюс четыре ракеты" применялся часто. Всего Hurricane IV использовали 11 эскадрилий.
В конце войны на Hurricane Mk IV испытывали тяжелые ракеты "Лонг Том" с боеголовкой в 227 кг. Hurricane Mk IV нес по одной ракете под каждым крылом. В бою их не применили.
Последние Hurricane Mk IV выпустили в июле 1944 года. К концу производства на каждые три самолета IIC собирали один самолет типа IV. Всего изготовили 524 машины этой модификации.
Последним штурмовиком стала модификация V. Она являлась модернизацией Hurricane Mk IV с двигателем "Мерлин" 32 и четырехлопастным винтом. У земли этот двигатель давал 1700 л.с. вместо 1620 л.с. у "Мерлина" 27, но из-за большой теплонапряженности был склонен к перегреву. В итоге, два опытных самолета переделали в стандартные "Hurricane Mk IV. На "пятерках" эволюция Hurricane закончилась.
"Спитфайр" и американские истребители вытесняли Hurricane из метрополии. Но их активно использовали в Северной Африке, а с конца 1942 года и в Индокитае. Поставляли также в другие страны, в том числе и в Советский Союз. Всего, по английским данным, в СССР было поставлено 20 Hurricane Мк.IIА, 1557 Мк.IIB, 1009 Мк.IIC, 60 Мk.II и 30 Mk.IV.
Hurricane использовались и для ведения тактической разведки. Эти самолеты снабжались фотокамерой. Использовались они также как разведчики погоды.
В 1940 году была предпринята попытка поставить Hurricane на поплавок. Но самолет показал низкую скорость, всего 322 км/ч на высоте 4000 м. Были попытки установить на самолет двигатели других конструкций. Так, в разгар "Битвы за Англию", осенью 1940 года на самолет, предназначенный для обучения летчиков, установили более дешевый и простой в производстве двигатель "Нэпир Даггер". В 1941 году на два опытных самолета установили двигатели Rolls Royce Griffon IIA и Hercules. Кроме того, на один из построенных по лицензии в Югославии Hurricane был установлен немецкий двигатель Даймлер Бенц DB 601 А (после апреля 1941 года).
Одноместная кабина пилота.
Щитки.
Общий вид из-плод крыла.
Лобик крыла.
Капоты двигателя.
Вид снизу на воздухозаборник.
Ниши уборки основных стоек.
Крупнее.
Собственно стойка.
Посадочная фара.
Общий вид с другой стороны.
Вместе со Шторьхом.
Еще.
Крупнее.
Стенд с описанием самолета.
Текст на двух языках.
Общий вид спереди.
Забираемся на второй этаж.
Цветовая схема ВВС Югославии.
Крупнее центральная часть.
Винтомоторная группа.
Фото 80.
Фото 81.
На фоне Мессершмидта.
Вид сбоку, сверху.
Фото 115.
Теперь другим объективом.
Фото 71.
Фонарь кабины.
Выхлопные патрубки.
Лобовое стекло.
Кок винта.
Верхняя часть капотов.
Фото 90.
Кабина, вид сбоку.
Фото 100.
От земли.
Фото 58.
ЛТХ:
Модификация Hurricane Mk.IV
Размах крыла, м 12.19
Длина, м 9.82
Высота, м 2.67
Площадь крыла, м2 16.60
Масса, кг
пустого самолета 2790
нормальная взлетная 3493
максимальная взлетная 3838
Тип двигателя 1 ПД Merlin 24
Мощность, л.с. 1 х 1620
Максимальная скорость , км/ч 508
Крейсерская скорость , км/ч 465
Практическая дальность, км
нормальная 640
с двумя подвесными баками по 200 л 1400
Максимальная скороподъемность, м/мин 772
Практический потолок, м 10211
Экипаж 1
Вооружение: две 40-мм пушки и два 7.7-мм пулемета