Piaggio P.180 Avanti - итальянский административный самолёт, разработанный и производимый итальянской авиастроительной компанией «Пьяджо Аэро» под руководством Пьеро Феррари, вице-президента автомобилестроительной компании «Феррари». 100 % компании входит в холдинг Mubadala Investment Company. Piaggio P.180 Avanti это самолет с двумя турбовинтовыми двигателями, установленными в толкающей конфигурации. Он вмещает до девяти человек в герметичной кабине и может управляться одним или двумя пилотами. Конструкция трехплоскостная, имеющая как малое переднее крыло, так и обычное хвостовое оперение, а также основное крыло, основные лонжероны которого проходят за зоной пассажирского салона. К 2020 году было построено порядка 246 самолетов.
снаружи
внутри
ДжэтЭкспо-2008 в фотографиях Сергея Рябцева. Самолет на авиасалоне это Piaggio Avanti 180 I-FEMA/1159.
Фирма "Piaggio" в сотрудничестве с фирмой "Gates Learjet" решила создать очень необычный самолет - GP-180 Avanti. Они хотели сделать комфортный семиместный самолет бизнес-класса со всеми характеристиками реактивного самолета, но обладающего экономичностью турбовинтового. Кроме того, они решили конкурировать с самолетом Starship, новейшей машиной фирмы "Beech", в значительной мере изготовленной из композиционных материалов. Машина фирмы "Piaggio" была не менее новаторской, но более традиционной в выборе материалов, в основном состоящих из алюминиевых сплавов. Фирма "Gates" вышла из этой программы в январе 1986 года по финансовым соображениям, но "Piaggio" продолжила работы.
Этот самолет радикально отличался от всего, производившегося компанией ранее. Основная конструктивная особенность самолета заключается в том, что он имеет три аэродинамические поверхности. Основное крыло установлено чуть выше положения среднеплана, а главный лонжерон проходит позади пассажирской кабины. Крыло имеет небольшое поперечное V в 2 град. Руль высоты и Т-образное хвостовое оперение служат второй поверхностью, создающей подъемную силу, кроме того, что они являются обычными поверхностями управления. Носовой руль обеспечивает положительную составляющую в дополнение подъемной силы, создаваемой крылом. Это позволяет уменьшить размеры крыла, а значит, и общий вес, и лобовое сопротивление.
Ее Р. 180 впервые взлетел 23 сентября 1986 года. В этом самолете реализовали концепцию "трех подъемных поверхностей". Он имел крыло малого размаха с короткой хордой, Т-образное хвостовое оперение и довольно большое переднее горизонтальное оперение на носовом обтекателе. Его мощные турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney РТ6А-66 развивали тягу до 1485 э.л. с. (1107 кВт), но их мощность понизили до 850 э.л.с. (634 кВт) для повышения надежности.
Аэродинамика самолета Avanti стала одной из наиболее совершенных. Для установленного относительно высоко на фюзеляже крыла стали не нужны зализы. При этом также удалось избежать прохождения лонжеронов крыла через пассажирский салон. На крыле смонтированы двигатели с толкающими винтами. Такую конфигурацию выбрали для снижения уровня шума в кабине и устранения вызываемых винтами срывов потока, ухудшающих аэродинамическое качество крыла.
Вполне традиционный хвостовой стабилизатор с рулем высоты и необычное композитное переднее горизонтальное оперение действуют в качестве дополнительных источников подъемной силы. Это позволяет уменьшить габариты крыла, снизив тем самым лобовое сопротивление и расход топлива. Фирма "Piaggio" также приложила все силы для оптимизации профиля фюзеляжа. Она заявила, что Р. 180 за счет аэродинамики на 34% эффективнее и существенно легче аналогичных самолетов обычной конструкции.
Однако новшества машины Р.180 обошлись недешево. Фирма "Gates" планировала делать носовые части фюзеляжей в США, композитные части планера изготавливать на фирмах "Sikorsky" и "Edo" также в США, а остальные части планера строить в Италии. Окончательно собирать машины также должны были в Италии. С выходом фирмы "Gates" из программы ее оборудование для производства Avanti передали фирме "Piaggio", но первые машины все еще собирали из итальянских и американских частей.
"Piaggio" начала производство первых партий из 12 и 18 самолетов. Первая серийная машина взлетела 29 января 1990 года, а 7 марта она получила сертификацию в Италии. По мере развития программы в 1994 году фирма "Piaggio" занималась маркетингом Р.180 совместно с фирмой "Grumman". Последний барьер сертификации в США был преодолен в октябре 1990 года, первые поставки клиентам начались через 11 месяцев. К началу 1993 года, несмотря на его радикально новый внешний вид и передовую конструкцию, было поставлено только 20 экземпляров самолета Avanti.
Для увеличения полезной нагрузки и дальности полета самолета Avanti фирма "Piaggio" в 1991-1992 годах произвела его реконструкцию, приведшую к повышению массы машины. К началу 1995 года построили 30 машин, но вскоре фирма "Piaggio" обанкротилась.
В 1998 году фирму выкупил консорциум Хосе Ди Мазе и Пьеро Феррари. В 1999 году самолеты Р.180 снова стали выпускать, но уже под знаменитой автомобильной маркой "Ferrari" и с эмблемой в виде вставшего на дыбы жеребца.
Переходим в кабину Piaggio Avanti 180
Варианты:
P.180 Avanti первый серийный вариант.
P.180 M военная версия с комбинированной пассажирско-грузовой конфигурацией для использования в качестве VIP и легкого транспорта.
P.180 RM вариант для использования в радиокалибровке.
P.180 AMB санитарный самолет
P.180 APH аэрокартография.
P.180 Avanti II вариант с улучшенной авионикой и двигателями.
EVO вариант с TAS 400 кт и более высокой полезной нагрузкой.
Многоцелевой патрульный самолет - Multirole Patrol Aircraft (MPA) первоначально называвшийся морским патрульным самолетом, MPA представляет собой вариант Avanti II с большим размахом крыла и большими топливными баками. Как и в силовой установке EVO, MPA использует более мощные двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-66B и пятилопастные винты Hartzell. Электроника MPA включает систему Albatros от Saab Group и авионику Pro Line Fusion от Rockwell Collins.
Piaggio-Selex P.1HH Hammerhead это средневысотный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета на базе планера Avanti II с увеличенным размахом крыла и возможностью нести до 1100 фунтов (500 кг) вооружения. Система управления полетами P.1HH HammerHead основана на решении skyISTAR Selex ES (теперь Leonardo S.p.A.). Первый полет машины состоялся в декабре 2013 года с базы ВВС Италии Трапани-Бирджи.
ВВС Италии подписали соглашение с Piaggio Aerospace о покупке трех беспилотных летательных аппаратов P.1HH HammerHead (шесть самолетов и три наземных станции управления) с поставкой в первые месяцы 2016 года. ВВС Объединенных Арабских Эмиратов заказали восемь самолетов P.1HH. 31 мая 2016 года первый прототип P.1HH потерпел крушение у побережья Сицилии, задержав летные испытания на тринадцать месяцев во время строительства второго прототипа. Piaggio совершил полет на втором прототипе в военном аэропорту Трапани-Бирджи 5 июля 2017 года.
P.2HH это Piaggio совместно с Leonardo, вооруженными силами Италии и ОАЭ разрабатывает замену P.1HH на 2023 год с новым крылом, большим количеством композитных материалов и модернизированными системами. С увеличенным крылом и максимальная продолжительность полета увеличилась до 30 часов, но после выборов в Италии в 2018 году программа стоимостью 766 миллионов евро на 20 самолетов и 10 станций управления была приостановлена.
ЛТХ Piaggio P180:
Длина: 14,41 м
Размах крыла: 14,03 м
Высота: 3,97 м
Площадь крыла: 16 м²
Масса пустого: 3 400 кг
Максимальная скорость: 732 км/ч
Крейсерская скорость: 593 км/ч
Потолок: 12 500 м
Скороподъёмность: 899 м/мин (на уровне моря)
Дальность полёта: 2 592 км (на высоте 11 900 м с аэронавигационным запасом)
Максимальная взлётная масса: 5 239 кг
Взлетная масса: 5 489 кг
Коммерческая загрузка: 907 кг
Полезная загрузка: 1 860 кг
Нагрузка на крыло: 327 кг/м²
Тяговооруженность: 0,24 кВт/кг
Двигатели: 2× ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-66, 634 кВт каждый.
Разбег: 869 м
Пробег: 872 м
Экипаж: 1-2 пилота
Пассажировместимость: 9 человек
Салон: 1,75 м (высота) × 1,85 м (ширина) × 4,45 м (длина)
Базовая цена: 7 000 000 $